Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:41, курсовая работа
Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований.
2. Формирование у учащихся умений самостоятельной работы.
3. Формирование умений самоконтроля.
4. Развитие творческих способностей и инициативы учащихся.
Введение
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Однако в
школе уже много лет
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности младших школьников.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации исследовательской деятельности младших школьников.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Организация исследовательской деятельности младших школьников».
Объект исследования: процесс организации исследовательской деятельности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Изучение психолого-
1. Ознакомление
младших школьников с
2. Формирование
у учащихся умений
3. Формирование умений самоконтроля.
4. Развитие творческих способностей и инициативы учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.
3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах отечественных педагогов В.П.Вахтерова, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и зарубежных Дж.Бруннер, А.Дистервег, Дж.Дьюи, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным, И.С.Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П. Ушачевым.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- Наблюдение, интервьюирование
учеников и учителя, анализ
продуктов деятельности
- Сравнение, изучение документации;
- Организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы;
- Теоретический
анализ педагогической и
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №31 города Ишима. В эксперименте участвовали учащиеся 4 «А» и 4 «Б» классов.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – постановочный (01.02.10 – 01.03.10) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап – собственно-исследовательский (02.03.10 – 02.04.10) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап
– интерпретационно-
Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что исследовательская деятельность младших школьников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверены педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 33 наименования, приложений.
Общий объем работы 59 страниц компьютерного текста.
Глава1. Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников
1.1. Общая
характеристика учебной
Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.
Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.
Самое существенное
в учебной деятельности - это рефлексия
на самого себя, отслеживание новых
достижений и происшедших изменений.
"Не умел" - "Умею", "Не мог"
- "Могу", "Был" - "Стал" -
ключевые оценки результата углубленной
рефлексии своих достижений и изменений.
Очень важно, чтобы ребенок стал для самого
себя одновременно предметом изменения
и субъектом, который осуществляет это
изменение самого себя. Если ребенок
получает удовлетворение от рефлексии
на свое восхождение к более совершенным
способам учебной деятельности, к саморазвитию,
то это значит, что он психологически погружен
в учебную деятельность.
Исследуя учебную деятельность, Д.Б.Эльконин
особое значение придавал тому, как ребенок
оценивает степень изменений. Он писал:
"Благодаря действию оценки ребенок
определяет, действительно ли им решена
учебная задача, действительно ли он овладел
требуемым способом действия настолько,
чтобы в последующем использовать его
при решении многих частных и практических
задач. Но тем самым оценка становится
ключевым моментом при определении, насколько
реализуемая школьником учебная деятельность
оказала влияние на него самого как субъекта
этой деятельности. В практике обучения
именно данный компонент выделен особенно
ярко. Однако при неправильной организации
учебной деятельности оценка не выполняет
всех своих функций". Всякая учебная
деятельность начинается с рефлексии
на изменения и с того, что учитель оценивает
ребенка, а ребенок учится оценивать самого
себя. Оценка как внешнее действие, фиксированное
на результате, способствует тому, что
ребенок выделяет себя как предмет изменений.
Учебная деятельность
имеет свою структуру. Д.Б.Эльконин
выделил в ней несколько
1) учебная задача - то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;
2) учебные действия
- то, что ученик должен делать, чтобы
сформировать образец усваиваемого действия
и воспроизводить этот образец;
3) действие контроля
- сопоставление воспроизведенного
действия с образцом;
4) действие оценки
- определение того, насколько ученик
достиг результата, степени изменений,
которые произошли в самом ребенке.
Это структура учебной деятельности в
ее развернутой и зрелой форме. Однако
такую структуру учебная деятельность
приобретает постепенно, а у младшего
школьника она весьма далека от этого.
Иногда ребенок стремится правильно оценить
свои достижения, понять задачу или осуществить
действия контроля. Все зависит от организации
учебной деятельности, от конкретного
содержания усваиваемого материала и
от индивидуальных особенностей самого
ребенка. Так, при обучении чтению ребенка
обучают учебному действию
выделения основного способа чтения слога.
При обучении письму выделяются элементы действия контроля.
Различные дисциплины в курсе начальной
школы содержат в себе необходимость использовать
разные компоненты учебной деятельности.
Все дисциплины вместе дают ребенку возможность
осваивать компоненты учебной деятельности
и постепенно психологически входить
в нее.
Конечная цель учебной
деятельности - сознательная учебная
деятельность ученика, которую он сам
строит по присущим ей объективным законам.
Учебная деятельность, организуемая первоначально
взрослым, должна превращаться в самостоятельную
деятельность ученика, в которой он формулирует
учебную задачу, производит учебные действия
и действия контроля, осуществляет оценку,
т.е. учебная деятельность через рефлексию
на нее ребенка превращается в самообучение.
В учебной деятельности действия
совершаются прежде всего с идеальными
объектами - буквы, числа, звуки. Учитель
задает учебные действия с объектами учебной
деятельности, а ребенок воспроизводит
эти действия, подражая учителю. Затем
он овладевает этими действиями, превращая
их в действия новой высшей психической
функции.
Высшие психические функции, согласно
Л.С.Выготскому, развиваются в коллективном
взаимодействий людей. Л.С.Выготский сформулировал
общий генетический закон культурного
развития: "Всякая функция в культурном
развитии ребенка появляется на сцену
дважды, в двух планах, сперва - социальном,
потом - психологическом, сперва между
людьми, как категория интерпсихическая,
затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая.
Это относится одинаково к произвольному
вниманию, как к логической памяти, к образованию
понятий, к развитию воли. Мы вправе рассматривать
это положение как закон в полном смысле
этого слова...". Психологическая природа
человека представляет собой совокупность
человеческих отношений, перенесенных
внутрь. Это перенесение внутрь осуществляется
при условии совместной деятельности
взрослого и ребенка. В учебной деятельности
- учителя и ученика.
Совместная деятельность носителя
высших психических функций (прежде всего
учителя в широком смысле этого слова)
и того, кто присваивает эти функции (ученика
в широком смысле этого слова) - необходимый
этап развития психических функций у каждого
отдельного человека. Взаимодействие
при включении в учебную деятельность
и присвоение способов действия является
основой учебной деятельности.
Учебная деятельность
является сложившимся в культуре условием "социализации
индивидуального интеллекта". На
базе овладения знаками, прежде всего
языком, появляются новые социальные отношения,
которые обогащают и трансформируют мышление
ребенка.
Однако следует помнить, что учебную деятельность, ее структурные компоненты, как и потенциал передаваемых идей, ребенок заимствует в той мере, в какой она "ему подходит, гордо проходя мимо того, что превышает уровень его мышления". В группе сверстников отношения строятся по типу синхронных (противоположные диахронным). Именно в синхронных, симметричных отношениях детей развиваются такие качества, как умение встать на точку зрения другого, понять, каким путем продвигался сверстник при решении той или иной задачи.
В специальных исследованиях
детской изобразительной деятельности
было выявлено, что дети в своем постижении
действительности идут сходным образом,
их путь в освоении изобразительной деятельности
явно синхронен.
Состав черт предмета, выделяемых ребенком
для изображения, прямо зависит от характера
самого предмета и возрастных особенностей
восприятия и представлений, что обнаруживается
в склонности разных детей выделять и
изображать в предметах одни и те же черты
(с поправкой на способ ознакомления с
предметом). Не только состав выделяемых
в предметах и изображаемых в рисунке
черт, но и способы их графической передачи
являются общезначимыми для детей данного
возраста, вполне доступными им. В результате
возникает феномен узнавания детьми изображений
на рисунках других детей, непонятных
большинству взрослых. "Какой бы опыт
ознакомления с предметами и самой изобразительной
деятельностью ни выражался в детском
рисунке (а этот опыт до овладения собственно
изобразительными нормами весьма многообразен),
он во всяком случае является не сугубо
индивидуальным и субъективным, но общим
для детей, воспитывающихся в более или
менее идентичной культурной среде".
Здесь можно провести аналогию с известным
положением 6 центрации ребенка "на
определенном признаке, который становится
в его глазах воплощением объекта в целом".
Постепенно, по мере развития, ребенок
поднимается до уровня логики взрослых.
То, что он заимствует, ассимилируется
им в соответствии со сложившейся у него
в данное время интеллектуальной структурой,
но через возникающие синхронные отношения
сверстников, близких, учителя ребенок
постепенно продвигается в социализации
индивидуального интеллекта. Общаясь
с другими, ребенок каждое мгновение наблюдает,
как подтверждаются или опровергаются
его мысли, его видение предмета или явления,
и он постепенно открывает мир внешних
по отношению к нему мыслей, которые дают
ему новые сведения или различным образом
производят на него впечатление. Таким
образом, с точки зрения интеллекта субъект
идет по пути все более интенсивного обмена
интеллектуальными ценностями и подчиняется
все большему и большему количеству обязательных
истин (под которыми понимаются вполне
оформленные мысли или нормы рассуждения
в собственном смысле)".
Постепенное наращивание потенциала существующих
в культуре мыслительных операций и способов учебной деятельности
- естественный путь развития индивидуального
интеллекта и его социализации. Однако
в теории содержания и строения учебной
деятельности на протяжении десятков
лет выкристаллизовывалась идея о том,
что основой развивающего обучения служат
его содержание и методы
организации обучения. Это положение
развивалось Л.С.Выготским, а затем Д.Б.Элькониным
и В.В.Давыдовым. Основополагающее значение
для теоретиков условий усвоения знаний
имела мысль Л.С.Выготского о том, что "обучение
свою ведущую роль в умственном развитии
осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых
знаний". Конкретизируя это положение,
В.В.Давыдов отмечает, что "развивающий
характер учебной деятельности как ведущей
деятельности в младшем школьном возрасте
связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания".
Накопленные человечеством научные знания
и культура усваиваются ребенком через
освоение учебной деятельности. В.В.Давыдов,
исследуя учебную деятельность младших
школьников, пишет о том, что она "строится
в соответствии со способом изложения
научных знаний, со способом восхождения
от абстрактного к конкретному". Мышление в процессе учебной деятельности
в какой-то мере аналогично мышлению ученого,
излагающего результаты своих исследований
посредством содержательных абстракций,
обобщений и теоретических понятий. При
этом предполагается, что знания, характерные
для других "высоких" форм общественного
сознания, также получают возможность
целостного воспроизведения подобным
же способом - художественное, моральное
и правовое мышление осуществляет операции,
имеющие родство с теоретическими знаниями.
Информация о работе Структура учебной деятельности младших школьников