Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:25, доклад
Выделим те факторы, в которых мы видим проявление субъектности целеполагания. Во-первых, это выбор, который подразумевает самостоятельное определение той альтернативы, к которой человек решает стремиться, при этом, очень важно заметить, что предпочтённая альтернатива может идти наперекор любой логике и естественной потребности. Во-вторых, это произвольность, которая подразумевает намеренное и осознанное регулирование тех или иных психологических процессов, в том числе определение, постановку и удержание цели. И, наконец, это ответственность, которая проявляется в приложении усилий и принятии последствий, то есть ответа за свой выбор и поступки.
Надо понимать, что переход модели субъектных отношений с одной стадии на другую происходит не скачкообразно, а постепенно, поэтому в процессе образовательного процесса учителю следует постепенно увеличивать долю методов и отношений, используемых на следующей стадии, что будет способствовать переходу ролевого положения учащегося на следующий этап. В первом случае учитель постепенно увеличивает долю осознания необходимости поставленных им целей (в процессе бесед и т.д.) и побуждает ученика к самостоятельным действиям в том же направлении.
На второй стадии учащийся принимает на себя роль «Ответственного», а учитель «Координатора», то есть решающая роль в целеполагании начинает распределяться равномерно. Это характерно для периода, когда в субъектности учащегося начинает доминировать социокультурная основа (начиная с 5-6 класса). В этот период доверие к учителю должно смениться уважением к его личности, компетентности, способностям и т.д., которые побуждают учащегося брать с него пример. Со стороны учителя метод «вдохновения», должен смениться на метод «совета», то есть учитель теперь не задействует уже имеющиеся потребности и мотивы, а раскрывает значение и пользу предлагаемых ученику целей, что даёт возможность учащемуся осознать и принять решение и за счёт системы субъектной регуляции совершить необходимые действия. И педагог при этом лишь контролирует процесс постановки и достижения цели, корректируя, если необходимо, с помощью новых «советов».
На третьей стадии субъектность
целеполагания учащегося
Такова, на наш взгляд, оптимальная программа развития модели субъектных отношений «учитель-ученик» с точки зрения формирования субъектности целеполагания учащегося. Данная модель учитывает динамику развития природы субъектности целеполагания учащегося, а также позволяет понять, что проблемы могут возникнуть, когда нет основы отношений (доверия, уважения), либо применяются методы не соответствующие роли (указания вместо вдохновения, приказы вместо советов и т.д.), либо когда происходит ролевое несоответствие (например, в результате застревания: «Наставник»-«Ответственный» и т.д.). Исходя из этого, педагогу очень важно видеть и понимать актуальное ролевое положение учащегося в целеполагании и выстраивать отношения и методы взаимодействия с ним, соответствующие этому периоду.
Литература