Субъекты культурно-досуговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социокультурной деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на базе интеграции различных культурологических дисциплин.

Файлы: 1 файл

СКДД курсовая.docx

— 52.39 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Современная социокультурная  ситуация в стране характеризуется  динамичным развитием и преобразованием  культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура  социокультурной деятельности, она  освобождается от заорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной  просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на базе интеграции различных культурологических дисциплин.

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно  влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные  процессы, снимающие интенсивные  физические и психические нагрузки. Использование свободного времени  молодежью является своеобразным индикатором  ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

 

 

 

 

 

1 .Представление о содержании культурно-досуговой деятельности.

Современная наука связывает  сущность досуга с одним из полюсов  человеческой деятельности, носящей  в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа  – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:

- первичные, или врожденные, - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные ¬в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;

- социальные – потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;

- культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др. 1

Если с первичными потребностями  человек рождается, и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.

В досуге человек реализует  все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в  некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др.

Под содержанием досуговой  деятельности подразумеваются:

- непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

- осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;

- его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.2

Другой фактор, позволяющий  добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной  жизненной позиции. Это направление  досуга можно обозначить как обращение  человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать  себя на работе, кого угнетает однообразие  повседневного существования, в  свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство само идентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации.

В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения  хобби наделено исключительно высоким  рекреационным эффектом, хотя со стороны  порой может показаться, что человек  занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие  увлечения открывают для бизнеса  поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массовые виды самодеятельно-досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.3

Укажем еще одну особенность  содержательного досуга – восприятие произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени. 4

В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств  массовой информации (СМИ). Технические  каналы связи, а также разнообразная  техника предоставляют многомиллионной  аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления  не только в домашних условиях, но и  в раз-личных ситуациях практически в любое время суток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культурно-досуговая  деятельность как процесс социализации  личности

В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко  устанавливаются и наиболее полно  развиваются отношение дружбы и  любви. Молодость считается оптимальным  временем для самореализации. Возникшие  трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность  быстро проходят, активно ищутся новые  возможности достижения целей.

Самосознание — целостное  представление о самом себе, эмоциональное  отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих  достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного  самосовершенствования, самовоспитания;5

Собственное мировоззрение  как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной  философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму  знаний и сформировавшуюся способность  к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

Стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердиться свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п.

Человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на общество, явления и события: усваивает  принятые данным обществом правила  поведения, обычаи, усваивает накопленный  обществом запас знаний, умений, навыков. Каждая личность связана самым  разнообразным образом с окружающим ее миром, с обществом, и прежде всего связана отношениями, складывающимися через производство и потребление материальных благ. Эти отношения являются основными в формировании личности человека, его сознания.6

Системный подход к решению  психолого-педагогической организации  досуга людей в культурно - досуговых  учреждениях предлагает целостное  рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, их соотношения в занятиях по свободному выбору. нужно учесть особое значение эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность опрашивает в соответствующие тона все досуговые занятия и все формы общения.

Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых» занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо опираться на типичные для культурно-досуговые учреждения «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.

В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения, состоит  не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более  разнообразную сумму занятий, сколько  в том, чтобы через то дело, которым  человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные  стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно-досуговых  центров должна базироваться на определенной перспективе на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение является институтом социализации.7

Благодаря социализации молодой  человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни  индивида, начиная с младенчества и вплоть до глубокой старости. С  одной стороны, общество постоянно  развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы  и т.д. С другой стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой –  в течение своей жизни многократно  меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности, возможности  и способности, налаживают нормальные отношения с другими членами  общества, их группами, социальными  институтами и организациями, с  обществом в целом. Все это  позволяет им чувствовать себя в  обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального  взаимодействия людей в малых  и более или менее крупных  социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом  знаний и опыта, выработанных им ценностей  и норм. Это составляет фундамент  облика любой нормальной личности и  вместе с тем единства и целостности  социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой отдельной  личности. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых процессов  социализации личности, и поэтому  нет, и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей.

На различных этапах жизни  человека социализация имеет свои существенные особенности. В этой связи процесс  социализации включает несколько специфических  стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.

В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализации человек осваивает все новые  и новые виды деятельности. При  этом происходят еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе  связей, присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным смыслом, т.е. означает выявление для  каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это можно назвать  личностным выбором деятельности. Второй процесс - это сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. И третий процесс – это освоение личностью  в ходе реализации деятельности новых  ролей и осмысление их значимости. В ходе всех этих трех процессов  происходит расширение возможностей индивида именно как субъекта деятельности.8

Общение неразрывно связано  с деятельностью. В сфере общения  происходит расширение круга общения  молодого человека, обогащение его  содержания, углубления познания другого  человека, развитие навыков общения. Здесь происходит переход от монологического  общения к диалогическому, т.е. умение ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности человека.

И третья сфера – это  развитие самосознания личности. Здесь  осуществляется формирование образа собственного я, как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной роли и  принадлежности, формирование самооценки. Еще одним свойством самосознания является то, что это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Информация о работе Субъекты культурно-досуговой деятельности