Субъекты культурно-досуговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социокультурной деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на базе интеграции различных культурологических дисциплин.

Файлы: 1 файл

СКДД курсовая.docx

— 52.39 Кб (Скачать файл)

Таким образом, процесс социализации выступает как единство изменений  всех трех сфер. «Они взятые в целом, создают для индивида расширяющуюся  действительность», в которой он действует, познает и общается, тем  самым осваивая не только ближайшую  микросреду но и всю систему социальных отношений. Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт, творческий подход, поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы освоения действительности. Это и является важным положением, которое означает необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Как раз этот процесс и реализуется в институтах социализации, которыми являются культурно-досуговые учреждения.9

Добровольный выбор видов  деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между  культурно-познавательными, культурно-творческими  и рекреационными элементами значительно  ускоряют и облегчают процесс  адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В  них заложены возможности самовыражения  и самоутверждения жизненной  позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В качестве характерных признаков  любительских объединений можно  назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную направленность деятельности, объединения; слияние интересов  личностных и микрсоциума; общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями. Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Субъективные цели и мотивы культурно-досуговой деятельности.

 Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.

Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.

Мотивы досуга имеют более  сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются  самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).11

Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.

Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для отдыха модный курорт, где трудно найти специалиста по его заболеванию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом случае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в большей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий.12

Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях.

Однако исследователи  и организаторы досуга обязаны подходить  к свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социолог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.

Кроме того, формы как  домашнего, так и организованного  досуга могут иметь весьма стандартные  формы, которые способны свести к  нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга - мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.13

Кроме мотивов, связанных  с рекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др.

Дж. Дюмазедье считает, что досуг представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии индивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном социальном участии и непосредственном меж индивидуальном общении.

Это означает, что человек, добиваясь состояния бодрости и рекреационного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновременно реализовать сразу ряд своих потребностей. Таким образом, досуговые занятия способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием.14

Представления о мере этой полноты и целостности у разных людей неодинаковы. Если одни стремятся  в свободное время пополнить  свое образование, расширить кругозор и круг знакомств, то другие хотели бы хорошо выспаться или провести время в кругу близких родственников. Но даже с учетом разных мотивов, неодинаковых целей и содержания досуговых занятий было бы ошибкой недооценивать их значимость как для самого человека, так и для общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Субъекты и функции культурно-досуговой деятельности

Важнейшими компонентами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые  определяются в качестве ее субъектов.

Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъектов досуговой  активности, участвующие в ее проведении и организации. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты. работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг других людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организации и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).

Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности подразделяются на:

1) основных субъектов  досуговой деятельности; речь идет  об индивидах, а также дружеских  группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности  в досуговых занятиях. Среди основных  субъектов выделим:

- самодеятельных субъектов.  Они задействованы в самодеятельно-активных  видах досуга (на дому, в дружеских  компаниях и др.) и не обращаются  к услугам организаторов-профессионалов. Самодеятельными субъектами выступают  многочисленные любители охоты,  рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов и т.п., которые  самостоятельно организуют свои  досуговые занятия;

- субъектов, прибегающих  к помощи организаторов со  стороны (в их качестве выступают  как отдельные граждане, так и  коллективы работников). В этом  случае люди, желающие поохотиться,  порыбачить, отправиться в туристическое  путешествие, развлечься, пользуются  услугами соответствующих фирм, которые предоставляют им такие  возможности;

2) организаторов, участвующих  в досуговой деятельности на  профессиональной основе, создающих  условия и помогающих основным  субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

- руководящий состав профессиональных  организаторов досуга ведущие  менеджеры досуговых фирм, режиссеры,  руководители учреждений культуры, работающие в разных областях  досугового и В целом социокультурного сервиса. Представители этой группы - ключевые фигуры в проектировании, организации и реализации основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;

- профессионально-творческий  состав работников искусства  и средств массовой информации  – представители данной группы  осуществляют непосредственный  контакт с аудиторией – артисты-исполнители,  работающие в разных видах  и жанрах искусства, ведущие  концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналисты, ведущие радио- и телепрограмм  и т.п. Именно их творческие  способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются  в центре внимания посетителей  указанных мероприятий с их  участием;

- высококвалифицированные  работники и специалисты разных  отраслей производства товаров  и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений  культуры, организации сферы сервиса  (работники печати и издательств,  врачи, тренеры, аниматоры рекреационных  центров, мест размещения, руководители  туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры  сетей связи и др.). В большинстве  случаев они причастны к реализации  основных этапов организации  и осуществления досуга, напрямую  взаимодействуя с потребителями  культурного продукта;

- рядовые исполнители  и производители услуг в области  досуга – работники учреждений  культуры, досуговых центров и  турфирм, не принадлежащие к  руководящему составу, к высококвалифицированным  специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их  помощники. Часть из них напрямую  взаимодействуют с потребителем  (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;

- вспомогательный персонал - технические работники учреждений  культуры, персонал охранных фирм  и др., не вступающие в тесный  контакт с потребителями услуг.  Оставаясь «в тени», эти работники  осуществляют важные функции:  предоставляют незримые услуги, связанные с поддержанием нормальных  условий труда специалистов-организаторов  и досуговой деятельности населения.  Эти работники обеспечивают безопасность  отдыха, наличие тепла, бесперебойной  подачи электричества в закрытых  помещениях, надежную работу техники  и др.;

- представители исполнительной  и законодательной власти в  центре и на местах, а также  работники культурных, лечебно-санаторных, спортивно-туристских учреждений, информационных  структур и правовых организаций.  Работники этих учреждений и  организаций реализуют государственную,  региональную и муниципальную  политику в области рекреационной  и культурно-досуговой деятельности, контролируют выполнение законодательно-правовых  норм в этой сфере;

Информация о работе Субъекты культурно-досуговой деятельности