Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 11:50, курсовая работа
Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социокультурной деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на базе интеграции различных культурологических дисциплин.
- лица и структуры,
осуществляющие
Имеется несколько подходов к классификации коллективных организаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделения выступают следующие.
Форма собственности предприятий и учреждений досуга • учреждения федеральной собственности;
• учреждения субъектов РБ;
• учреждения собственности;16
• организации частной собственности физических или юридических лиц.
Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга:
• производящие товары и продукты культурного назначения (полиграфические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народных промыслов и сувениров и др.);
• оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрационные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые и др.);
• осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами искусства.
Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:
• культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств аудитории досуга;
• отдых и развлечение аудитории.
Способ хозяйственной деятельности предприятия щи учреждения досуга:
• коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельности, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эффекта - фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по производству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;
• некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. – общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;
• смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации – в условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть некоммерческих организаций.
Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.
Досуг создает для человека
возможности реализовать
Особо следует выделить воспитательные
и просветительные функции
В повседневной жизни досуговая
активность выполняет множество
различных функций
Кроме того, досуговая активность
позволяет личности осознать противоположные
векторы своего существования. С
одной стороны, досуговые занятия
создают возможность
В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.
Заключение
Благодаря социализации молодой
человек приобщается к
Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий.
Мотивация, направленная на
обретение свободы в условиях
досуга и отдыха, по мнению исследователей,
одна из базовых характеристик досуга.
Свободное время и досуг
В основе организации досуга лежат следующие методы:
1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
2. Многообразие форм и
методов организации и
Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.
В повседневной жизни досуговая
активность выполняет множество
различных функций
Список использованной литературы:
1 Карманов, А. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика. – 2006.
2 Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт Петербург: Питер, 2007
3 Дукачева, Л.В. Планирование клубных мероприятий: Выявление досуговых предпочтений на основе социологических опросов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004.
4 Петрова, З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 2005
5 Клеппер, Е.В. Положение об образовательно-культурном центре: положение о новом типе культурно-досуговом учреждении //Клуб. – 2003Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 2001. - 85с.
6 Новаторов, Э.В. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск: Алтайский ГИК. Омский филиал, 2009.- 180с.
7 Карманов, А. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика. – 2006.
8 Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Профиздат, 2005
9 Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга. 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Просвещение, 2006.- 118с.
10 Кисилева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 2004. - 136с.
11 Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Академия», 2002
12 Петрова, З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 2005
13 Культурно-досуговая деятельность./ Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. Учебник. - М.: МГУК, 2011
14 Кулагин, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001
15 Баршай, В.М. Активные игры для детей: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
16 Григорьев, А.И. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 2007
17 Жарков. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Профиздат, 2005
Информация о работе Субъекты культурно-досуговой деятельности