Субъекты культурно-досуговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социокультурной деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности. Актуальным является и поиск новых способов исследования многообразных компонентов социально-культурной деятельности на базе интеграции различных культурологических дисциплин.

Файлы: 1 файл

СКДД курсовая.docx

— 52.39 Кб (Скачать файл)

- лица и структуры,  осуществляющие предпринимательские  функции, связанные с финансированием,  а также предоставляющие донорскую  помощь организаторам досуга (продюсеры,  органы власти, общественные фонды,  спонсоры, меценаты, и др.), а также  партнеры по бизнесу (банковские  структуры и др.).15

Имеется несколько подходов к классификации коллективных организаторов  досуга. Важнейшими критериями их группировки  и разделения выступают следующие.

Форма собственности предприятий  и учреждений досуга • учреждения федеральной собственности;

• учреждения субъектов РБ;

• учреждения собственности;16

• организации частной собственности физических или юридических лиц.

Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга:

• производящие товары и продукты культурного назначения (полиграфические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народных промыслов и сувениров и др.);

• оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрационные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые и др.);

• осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами искусства.

Целевая направленность предприятий  и учреждений досуга:

• культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств аудитории досуга;

• отдых и развлечение аудитории.

Способ хозяйственной  деятельности предприятия щи учреждения досуга:

• коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельности, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эффекта - фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по производству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;

• некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. – общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;

• смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации – в условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть некоммерческих организаций.

Человек сравнительно легко  способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном  предназначении и месте в жизни.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности  и аспекты его внутреннего  развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных  областях практики ограничена свобода  действий и выбора. Здесь человек  далеко не всегда может реализовать  свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный  эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального  развития личности досуг приобретает  огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в  меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи  называют не воспитанием, а вторичной  социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями  осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с  наибольшим эффектом.

В повседневной жизни досуговая  активность выполняет множество  различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные  векторы своего существования. С  одной стороны, досуговые занятия  создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми  людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем  самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек  на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами  своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его  внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек  без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует  с разными людьми. Но эта свобода  позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных  отношений.17

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной  среды. Таким образом, досуг интегрирует  множество разрозненных аспектов жизни  человека в единое целое, формируя у  него представления о полноте  своего существования. Без досуга жизнь  современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала  бы труднопереносимой.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Благодаря социализации молодой  человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек  в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий.

Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются  многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям.

В основе организации досуга лежат следующие методы:

1. Сочетание отдыха с  различными просветительными и  воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)

2. Многообразие форм и  методов организации и добровольность  в их выборе (кружки, любительские  объединения, клубы по интересам,  вечера отдыха, массовые праздники  и др.)

Существуют две формы  организации досуга: общественная и  индивидуально-личностная.

В повседневной жизни досуговая  активность выполняет множество  различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно  формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Баршай В.М. Активные игры для детей: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
  2. Григорьев А.И. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 2007
  3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Профиздат, 2005
  4. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001
  5. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 2005
  6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Академия», 2002
  7. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт Петербург: Питер, 2007
  8. Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. – М.: «Академия», 2000 
  9. Дукачева Л.В. Планирование клубных мероприятий: Выявление досуговых предпочтений на основе социологических опросов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. 
  10. Клеппер Е.В. Положение об образовательно-культурном центре: положение о новом типе культурно-досуговом учреждении //Клуб. – 2003
  11. Карманов А. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика. – 2006.
  12. Культурно-досуговая деятельность./ Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. Учебник. - М.: МГУК, 2011
  13. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 2004. - 136с.
  14. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 2001. - 85с.
  15. Новаторов Э.В. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск: Алтайский ГИК. Омский филиал, 2009.- 180с.
  16. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Просвещение, 2006.- 118с.

1 Карманов, А. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика. – 2006.

 

2 Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт Петербург: Питер, 2007

3 Дукачева, Л.В. Планирование клубных мероприятий: Выявление досуговых предпочтений на основе социологических опросов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004.

4 Петрова, З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 2005

5 Клеппер, Е.В. Положение об образовательно-культурном центре: положение о новом типе культурно-досуговом учреждении //Клуб. – 2003Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 2001. - 85с.

6 Новаторов, Э.В. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск: Алтайский ГИК. Омский филиал, 2009.- 180с.

7 Карманов, А. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика. – 2006.

8 Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Профиздат, 2005

9 Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга. 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Просвещение, 2006.- 118с.

10 Кисилева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 2004. - 136с.

11 Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Академия», 2002  

12 Петрова, З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 2005

13 Культурно-досуговая деятельность./ Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. Учебник. - М.: МГУК, 2011

14 Кулагин, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001

15 Баршай, В.М. Активные игры для детей: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

16 Григорьев, А.И. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 2007

17 Жарков. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Профиздат, 2005


Информация о работе Субъекты культурно-досуговой деятельности