Суицид. Суицидальное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 07:10, реферат

Описание работы

Важнейшей научно-практической задачей является установление групп суицидального риска и суицидоопасных зон. Выявление и анализ статистического материала, связанного с суицидами, в сопоставлении с другими социальными переменными может служить индикатором благоприятности социальных условий, уровня социальной напряженности и функционирования социальных систем в целом. Для этого, прежде всего, необходима развернутая социально-демографическая характеристика суицидентов (пол, возраст, социальное положение, религиозная ориентация и т. д.).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Особенности суицидального поведения………………………….................4
§2. Суицидальное поведение в подростковом возрасте……………….............7
§3. Влияние типа семьи на формирование суицидального поведения……...10
§4. Мотивы суицидального поведения………………………………….......12
§ 5.Методы оказания психологической помощи…………………………….14
§6. Индивидуальная профилактическая беседа ……………………………..18
Заключение………………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

учись учится реферат.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Костромской  государственный университет имени  Н.А. Некрасова»

Институт  педагогики и психологии

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Суицид.

Суицидальное  поведение.

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса направления подготовки «Психолого-педагогического образования» профиль «Психология и социальная педагогика» очной формы обучения

Мамедова  Аида Гайтарановна

Проверила: старший преподаватель кафедры «Социальная педагогика»

Тимонина  Анастасия Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома

2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

§1. Особенности суицидального поведения………………………….................4

§2. Суицидальное поведение в подростковом возрасте……………….............7

 §3. Влияние типа семьи на формирование суицидального поведения……...10

  §4. Мотивы суицидального поведения………………………………….......12

§ 5.Методы оказания психологической помощи…………………………….14

§6. Индивидуальная профилактическая беседа ……………………………..18

Заключение………………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема смерти пронизывает  всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом.  Для некоторых людей она приобретает особое значение. Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой.

Тема суицидального поведения  достаточно серьезна и  требует раздумий о реальных причинах, толкающих людей  на физическое уничтожение своего организма. В  современных условиях эта проблема становится все более актуальной.

Возраст существенно  влияет на особенности  суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Суицид как социальное явление — устойчивый статистический факт. Исследования суицидальной смертности на протяжении многих лет в разных странах и различных районах  одного государства показывают сходные  значения социального процента самоубийств (количество завершенных суицидов на 100 тыс. жителей) для стран с одинаковым уровнем культуры, схожими политическими, экономическими и социальными системами.

По данным Всемирной  организации здравоохранения в  мире ежегодно около 400 – 500 тыс. человек  кончают жизнь самоубийством, а число попыток – в десятки раз больше.

Важнейшей научно-практической задачей является установление групп  суицидального риска и суицидоопасных зон. Выявление и анализ статистического  материала, связанного с суицидами, в сопоставлении с другими  социальными переменными может  служить индикатором благоприятности  социальных условий, уровня социальной напряженности и функционирования социальных систем в целом. Для этого, прежде всего, необходима развернутая  социально-демографическая характеристика суицидентов (пол, возраст, социальное положение, религиозная ориентация и т. д.). Катастрофический рост самоубийств  в последние годы, а также некоторые  статистические данные, например, тот  факт, что самоубийство наиболее характерно для кризисных периодов жизни  человека (молодой и предпенсионный возрасты), свидетельствуют о том, что изучение суицидальной статистики является важным для стабилизации и  управления демографической ситуацией  в стране.

Опыт мировой суицидологии свидетельствует о существовании  тесной зависимости между частотой завершенных суицидов и такими переменными, как: экономические факторы, например, степень урбанизации, соотношение  промышленных и сельскохозяйственных рабочих, миграционные потоки, коммуникативно-информационные потоки, проходящие через средства массовой информации. Количество суицидов среди эмигрантов нового поколения  выше, чем у местных жителей, что  объясняется трудностями в адаптации  людей к новым условиям, непривычностью существования по сравнению с  традиционными и любимыми “ландшафтами детства”. Территориальные ситуации, связанные с миграцией населения, были также отнесены в разряд рискованных  и обостряющих возможность суицида  московскими исследователями из Всероссийского суицидологического центра под руководством проф. А.Г. Амбрумовой и В.П. Бородина.

В данной работе, мы хотим  определить, какие причины влияют на формирование у детей и подростков  суицидального поведения и мыслей о смерти, описать эти причины, сделать анализ  собранного материала и найти и предложить способы решения данной проблемы.

 

 

 

§1. Особенности суицидального поведения

Суицид – это  реакция человека на проблему, кажущуюся  непреодолимой (отчуждение, смерть близких, детство, проведенное в разбитой семье, серьезная физическая болезнь,  невозможность найти работу, финансовые затруднения, наркомания). Последние  годы многие молодые люди как один из способов решения жизненных проблем  выбирают добровольный уход из жизни (суицид).

Суицидальное  поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. оно связано не с  самим желанием умереть, а со стремлением  избежать стрессовых ситуаций и наказания. Большинство исследователей отмечает, что суицидальное поведение у  детей до 13 лет – редкое явление, и  только с 14 – 15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.

Суицид – самоубийство, как трактует словарь русского языка С.И.Ожегова, - это намеренное лишение себя жизни.

Уровень самоубийств  среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков в России занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое место среди основных причин потенциальной потери жизни.

Несмотря на общие  психологические особенности суицидального  поведения, каждый случай суицида, конечно, глубоко индивидуален, за каждым из них стоит человеческая трагедия. И  очень важно здесь ответить на вопрос, что подтолкнуло человека на этот крайний шаг. Очевидно, что  практически в любом случае суицида  можно говорить о прямой или косвенной  ответственности за случившееся  либо конкретных людей, либо определенных групп, либо общество в целом.

Мотивы, которыми дети объясняют  свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в  целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к  своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать  и переживать. Самоубийство в детском  возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других.

Возникновению суицидального  поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.

Причинами суицида  среди молодежи могут являться и  школьные проблемы, связанные с перегрузкой, неуспеваемостью, конфликтами с  учителями или сверстниками. Нередко  причинами суицидов выступают и  конфликтные отношения с родителями. Более  40% людей, совершавших самоубийства, страдали психическими заболеваниями.

Несмотря на  все эти причины, главным, кто  решает вопросы выбора между жизнью и смертью, является сам человек. Только от силы его личности зависит выбор между приспособлением к жизненным ситуациям и самоубийством из-за травмирующих обстоятельств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Суицидальное поведение в подростковом возрасте

Несколько иную картину  суицидального поведения мы наблюдаем  в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе — шантажа.

После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково часто и у девушек  и у юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко  связано с интимно-личностными  отношениями, например несчастной любовью. Как группа молодые люди склонны  к депрессии. Степень депрессии  часто является показателем серьезности  суицидальной угрозы.

Исследования показали, что наибольшее число завершенных  самоубийств совершается в период от 40 до 65 лет. Уровень самоубийств  выше среди мужчин. Типичными стрессорами  зрелого возраста являются ситуация развода, потеря близкого человека, увольнение с работы, финансовый кризис, смерть в семье.

Внешние и внутренние условия  облегчают возникновение суицидального  поведения, но не предопределяют его. Действительными  причинами, «запускающими» суицид, являются внутренние мотивы. Нередко суицидальная мотивация имеет форму эмоционального отклика на кризисную ситуацию.

На первое место среди  социально-психологических факторов самоубийств выдвигается семейная дезорганизация. Это: отсутствие отца в раннем детстве, недостаточность материнской привязанности к ребенку, отсутствие родительского авторитета, матриархальный стиль отношений в семье, гиперавторитарность родителей, телесные наказания ребенка. Суицидальный характер носит и распад семьи: разводы родителей, сожительство, заключение повторных браков, конфликты между родителями, болезнь и смерть родственников, наличие в семье лиц с асоциальными формами поведения.

Суицидальные проявления у детей и подростков  имеют  определенные отличия от суицидального  поведения у взрослых. В 90% случаев  суицидов в подростковом возрасте —  это «крик о помощи» и лишь в 10% случаев —  истинное желание  покончить с собой. Так частота  завершенных попыток по сравнению  с покушениями соотносится как 1:50. Тем не менее, эти цифры говорят  о необходимости своевременного выявления претсуицидальных состояний  у школьников, нуждающихся в психолого-педагогической и психотерапевтической помощи.

К особенностям суицидального  поведения подростков относят:

1. Недостаточно адекватную  оценку ими последствий своих  суицидальных действий из-за отсутствия  четкого представления   о   том,   что   такое   смерть,   и   предвидения смертельного  исхода.

2. Отсутствие в этом  возрасте четких различий между  истинными суицидальными намерениями  и демонстративно-шантажными действиями.

3. Несоответствие между  внешним поводом и реакцией  на него, т.е. «незначительность», «мимолетность», «несерьезность», с  точки зрения взрослых, мотивов  суицидальных попыток - отсюда  «неожиданность» факта.

4. Опосредующее влияние  неблагоприятной, психотравмирующей,  микросоциальной среды (семьи,  школы, ближайшего окружения сверстников), а не степень выраженности  тех или иных психопатологических  нарушений.

5.       Наличие  взаимосвязи самоубийств и суицидальных  попыток с некоторыми проявлениями  отклоняющегося от нормы поведения:  побегами из дома, интерната, прогулами  уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родителями, мелкими правонарушениями и др.

В случае подростков суицидное  поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что  смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

Характеристики подростков с риском самоубийства:

1. Дети и подростки,  переживающие острые, экстремальные  или длительные, психологически  тяжелые ситуации.

2. Подростки, в поведении  которых имеются аффективные  расстройства в форме депрессии,  дисфории (состояние ничем не  обоснованной грусти).

3. Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и  психопатоподобными состояниями  с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических  расстройств в поведении.

 

4. Подростки, употребляющие  спиртные напитки и склонные  к асоциальным формам поведения. 

5. Подростки из конфликтных  семей, а также проживающие  с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами,  в семьях, где были случаи суицидов  у кого-либо из близких.

Информация о работе Суицид. Суицидальное поведение