Суицид. Суицидальное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 07:10, реферат

Описание работы

Важнейшей научно-практической задачей является установление групп суицидального риска и суицидоопасных зон. Выявление и анализ статистического материала, связанного с суицидами, в сопоставлении с другими социальными переменными может служить индикатором благоприятности социальных условий, уровня социальной напряженности и функционирования социальных систем в целом. Для этого, прежде всего, необходима развернутая социально-демографическая характеристика суицидентов (пол, возраст, социальное положение, религиозная ориентация и т. д.).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Особенности суицидального поведения………………………….................4
§2. Суицидальное поведение в подростковом возрасте……………….............7
§3. Влияние типа семьи на формирование суицидального поведения……...10
§4. Мотивы суицидального поведения………………………………….......12
§ 5.Методы оказания психологической помощи…………………………….14
§6. Индивидуальная профилактическая беседа ……………………………..18
Заключение………………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

учись учится реферат.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

6. Подростки, страдающие  хроническими соматическими и  неврологическими заболеваниями,  приводящими к социально-психологической  изоляции и сопровождающи­мися  депрессивными переживаниями.

7. Подростки, совершившие  в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу  суицида.

Суициды у детей и  подростков могут быть проявлением  психогенных, острых аффективных реакций, а также результатом затяжных реактивных состояний. При этом взаимосвязь  между причиной и следствием может  быть не прямолинейной, а опосредоваться множеством других факторов: семейным и школьным микроклиматом, успеваемостью, взаимоотношениями со сверстниками, личностными особенностями и  т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Влияние типа семьи на формирование суицидального поведения

Существенную роль здесь  оказывает и тип семьи. Каждый из них может по- своему влиять на формирование суицидального поведения.

1.Интегрированные и дезинтегрированные  семьи

Суицидальное воздействие  могут оказывать и те и другие семьи. В высокоинтегрированных  семьях ребенок теряет чувство автономности и потеря одного из членов семьи  или боязнь этой потери могут делать жизнь невыносимой. В дезинтегрированных семьях суицидоопасной может оказаться  позиция ребенка, если он оказался  в одиночестве. Дезинтегрированные семьи чаще оказывают суицидальное воздействие, чем высокоинтегрированные.

2.Гармоничные и дисгармоничные  семьи

Если ценностные ориентации не совпадают, то один из членов семьи старается  авторитарными методами навязать свои нормы, стиль поведения, в этом случае возникают суицидоопасные ситуации. Суициды  возможны и при появлении в семье второго ребенка, тогда первый начинает  ревновать и испытывать недостаток родительской любви.

3.Корпоративные  и альтруистические семьи 

В альтруистических семьях каждый считает  себя ответственным за благополучие остальных. В них суицид наименее вероятен, а если и встречается, то носит жертвенный характер: человек  считает, что он должен покинуть остальных, чтобы  не быть им в тягость.

4.Открытые  и закрытые семьи

В открытых семьях связи с внешним  миром очень многообразны и члены  семьи стараются расширить их. В закрытых же, наоборот, связь с  внешним миром ограничена, поэтому  они и являются суицидально более  опасными, нежели открытые семьи.

5.Гибкие  и консервативные семьи

Гибкие семьи обладают способностью быстро адаптироваться к изменившимся внешним условиям, консервативные семьи такой способностью не обладают.

6.Авторитарные  и демократические семьи

В авторитарных семьях власть находится  в руках одного члена семьи, от которого зависит принятие решений. Грубый нажим со стороны властного  родителя может вызвать у подростка протест и привести к суициду. В демократических же семьях существует равенство в принятии решения. В них реже можно встретить попытки суицида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 4. Мотивы суицидального поведения

В различных ситуациях  могут действовать разные мотивы суицидального поведения: протест, месть, призыв о помощи, избежание страдания, самонаказание, отказ от существования.

Например, в суицидальных попытках подростков можно выделить следующие побуждения. Это может  быть сигнал дистресса: «Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи». Также подросток может пытаться манипулировать другими (девочка принимает  большую дозу таблеток, чтобы заставить  своего друга вернуться к ней).

Другой вариант —  стремление наказать других, возможно, сказать родителям: «Вы пожалеете, когда я умру». Реакция на чувства  сверхсильного стыда или вины, стремление избежать столкновения с  чрезвычайно болезненной ситуацией, действие ЛСД и других наркотиков — все это примеры мотивирующих факторов.

Стрессовые ситуации актуализируют  индивидуально окрашенные свехценные переживания (индивидуальные смыслы), которые могут носить как устойчиво-личностный, так и ситуационный характер. А. Г. Амбрумова выделила шесть типов непатологических реакций у взрослых людей с суицидальным поведением:

  • эмоциональный дисбаланс (наличие негативных аффектов);
  • пессимизм (все плохо, ситуация не имеет выхода, в будущем нет ничего хорошего);
  • отрицательный баланс (рациональное сверхкритичное «подведение жизненных итогов»);
  • демобилизация (отказ от контактов и деятельности из-за чувства одиночества и отверженности);
  • оппозиция (агрессивная позиция с обвинениями в адрес окружающих);
  • дезорганизация (состояние тревоги).

Нередко подчеркивается тесная связь между суицидом и любовным влечением. Смерть в этом случае может иметь особый смысл для любящего человека — возможность воссоединиться с любимым после смерти или обрести ту любовь, на которую он тщетно надеялся при жизни. При страстной влюбленности суицидальное поведение является попыткой восстановить утраченный контроль над собой, снять невыносимое напряжение.

Сейр, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделил четыре основные причины  самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Таким образом, суицидальное поведение имеет сложный комплексный  характер: проявляется в разных формах (внутренней и внешней), включает две  фазы (предиспозиционную и суицидальную), имеет свои признаки и способы  проявления; для каждого возраста характерны разные причины возникновения  суицидов. Выделяя психологический  анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, психологи, несомненно, должны учитывать и другие важные аспекты проблемы, такие, как  социальный, правовой, исторический, культурологический, медицинский, этический.

 

§ 5.Методы оказания психологической помощи

Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает  помощь суициденту со стороны эмоционально близких и значимых лиц. Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:

1.Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента.

2. Активная эмоциональная поддержка  человека, находящегося в состоянии  депрессии.

3. Поощрение его положительных  устремлений, чтобы облегчить  ситуацию.

4. Обучение социальным навыкам  и умениям преодоления стресса.  Стремясь оказать человеку первичную психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила:

• будьте уверены, что вы в состоянии  помочь;

• набирайтесь опыта у тех, кто  уже был в такой ситуации;

• будьте терпеливы;

• не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря: «Пойди и сделай это»;

• не анализируйте его поведенческие  мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому что...»;

• не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: «Вы не можете убить  себя, потому что...»;

• делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность  за чужую жизнь.

Так как депрессия предшествует большинству суицидов, раннее распознавание  симптомов депрессии и ее лечение  посредством медикаментов и психотерапии — важный фактор предупреждения суицида.

Признаки депрессии:

  • потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;
  • неспособность к адекватной реакции на похвалы;
  • чувство горькой печали, переходящей в плач;
  • чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;
  • пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого; повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;
  • снижение внимания или способности к ясному мышлению;
  • вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;
  • снижение эффективности или продуктивности в учебе, работе, быту;
  • изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость;
  • изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса.

Заметив признаки депрессии  у человека, близкие люди или специалисты-психологи  должны усилить индивидуальную работу с ним.

Признаки высокой вероятности  реализации попытки самоубийства:

• открытые высказывания о  желании покончить жизнь самоубийством  знакомым, в письмах родственникам, любимым;

• косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий;

• активная предварительная  подготовка, целенаправленный поиск  средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей  и т. п.);

• фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах  вообще);

• символическое прощание с ближайшим окружением (раздача  личных вещей, фотоальбомов, часов и  т. п.);

• изменившийся стереотип  поведения: несвойственная замкнутость  и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность  у малоподвижных и молчаливых;

• сужение круга контактов, стремление к уединению и другие.[6,188]

 

Суицидальная активность человека зависит от целого ряда факторов. Их учет в организации повседневной жизнедеятельности поможет оказаться  рядом с этим человеком в критический  момент его жизни и оказать  ему необходимую помощь. Главную  роль в возникновении суицидально  опасной ситуации играют конфликты.

 

Наиболее распространенными  являются:

 

1. Конфликты, связанные  со спецификой жизнедеятельности  (учебы, работы, общения) и социального  взаимодействия людей:

 

— индивидуальные адаптационные  трудности;

 

— неудачи выполнения конкретной задачи;

 

— конфликты со сверстниками;

 

— межличностные конфликты  со значимыми людьми.

 

2. Лично-семейные конфликты:

 

— неразделенная любовь;

 

— измена любимого человека;

 

— развод родителей;

 

— тяжелая болезнь;

 

— смерть близких людей;

 

— половая несостоятельность.

 

3. Конфликты, обусловленные  состоянием здоровья:

 

— психические заболевания;

 

— хронические соматические заболевания;

 

— физические недостатки.

 

4. Конфликты, связанные  с антисоциальным поведением:

 

— страх уголовной ответственности;

 

— боязнь позора.

 

5. Конфликты, обусловленные  материально-бытовыми трудностями.

Следует помнить, что вероятность  возникновения суицидального поведения  возрастает в вечернее, ночное и  утреннее время, когда люди предоставлены  самим себе, остаются наедине со своими мыслями, переживаниями; в период «пиков возрастной суицидальности» (между 17 и 24 годами); в условиях тяжелой  морально-психологической обстановки в семье или ближайшем окружении.

Знание и учет перечисленных  факторов риска крайне необходимы, так как они позволяют выявить  лиц с повышенным риском суицида.

Наиболее точным, но и  наиболее трудным методом изучения личности является наблюдение. Эффективность  его значительно возрастает, если оно ведется систематически и  целенаправленно. Именно изменения  в поведении (знаки беды) позволяют  своевременно распознать надвигающуюся  катастрофу. Знаки беды — это, прежде всего, заметная перемена в обычных  манерах поведения человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§6. Индивидуальная профилактическая беседа

Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Следует принять во внимание то, что в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти  на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию. Активный слушатель — это человек, который  слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность  его партнеру выговориться без боязни быть прерванным. Активный слушатель  в полной мере понимает чувства, которые  испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя, он должен способствовать тому, чтобы  собеседник был уверен в том, что  его высказывания о желании умереть  услышаны и поняты.

Рекомендации по проведению беседы:

• разговаривать в спокойном  месте, чтобы избежать возможности  быть прерванным в беседе;

• уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;

• пересказать то, что  собеседник рассказал вам, чтобы  он убедился, что вы действительно  поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;

• дать возможность собеседнику  высказаться, не перебивая его, и  говорить только тогда, когда перестанет говорить он;

• говорить без осуждения  и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства  собственного достоинства; произносить  только позитивно-конструктивные фразы.

Информация о работе Суицид. Суицидальное поведение