Суицид. Суицидальное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 07:10, реферат

Описание работы

Важнейшей научно-практической задачей является установление групп суицидального риска и суицидоопасных зон. Выявление и анализ статистического материала, связанного с суицидами, в сопоставлении с другими социальными переменными может служить индикатором благоприятности социальных условий, уровня социальной напряженности и функционирования социальных систем в целом. Для этого, прежде всего, необходима развернутая социально-демографическая характеристика суицидентов (пол, возраст, социальное положение, религиозная ориентация и т. д.).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Особенности суицидального поведения………………………….................4
§2. Суицидальное поведение в подростковом возрасте……………….............7
§3. Влияние типа семьи на формирование суицидального поведения……...10
§4. Мотивы суицидального поведения………………………………….......12
§ 5.Методы оказания психологической помощи…………………………….14
§6. Индивидуальная профилактическая беседа ……………………………..18
Заключение………………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

учись учится реферат.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.

Оказание первичной психологической  помощи суициденту:

Если вы слышите

Обязательно скажите

Не говорите

«Ненавижу учебу,

класс...»

«Что происходит у нас,

из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте...

да ты просто лентяй!»

«Все кажется

таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас  проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

"Подумай

лучше о тех, кому еще хуже, чем  тебе".

«Всем было бы лучше без

меня!»

«Ты очень много значишь для  нас, и меня

беспокоит твое настроение. Скажи  мне, что происходит».

«Не говори глупостей.

Давай поговорим о чем-нибудь другом».

«Вы не понимаете меня!"

«Расскажи мне, как ты

себя чувствуешь. Я действительно  хочу это знать».

«Кто же может понять молодежь в  наши дни?»

«Я совершил ужасный

поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом».

«Что посеешь, то

и пожнешь!»

«А если у

меня не получится?»

«Если не получится, я

буду знать, что ты сделал все  возможное».

«Если не

получится - значит, ты недостаточно

постарался!»


 

Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы:

Начальный этап — установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т. е. нужно дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

Второй  этап—установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы:

• «преодоление исключительности ситуации»;

• «поддержка успехами» и др.

Третий  этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются:

• «планирование», т. е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих  поступков;

• «держание паузы» — целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность  проявить инициативу.

Завершающий этап — окончательное формулирование плана  деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы:

• «логическая аргументация»;

• «рациональное внушение уверенности».

Если в ходе беседы человек активно  высказывал суицидальные мысли, то его  необходимо немедленно и с сопровождающим направить к психиатру в ближайшее  лечебное учреждение. Если такой возможности  нет, суицидента целесообразно во что  бы то ни стало убедить в следующем:

• тяжелое эмоциональное состояние  — явление временное;

• его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни  станет для них тяжелым ударом;

• он имеет право распоряжаться  своей жизнью, но решение вопроса  об уходе из нее, в силу его крайней  важности, лучше отложить на некоторое  время, спокойно все обдумать и т. д. Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность — в первые два месяца.

Жизненные ситуации, толкающие некоторых  людей к самоубийству, как правило, не содержат в себе ничего необычного. Почему одни люди, сталкиваясь с  проблемой, начинают думать о суициде, тогда как другие пытаются решить проблему или просто примиряются  с неприятной ситуацией? К сожалению, мы не знаем точного ответа на этот вопрос, однако данные клинических  исследований позволяют выдвинуть  некоторые предположения.

Суицидальные индивидуумы склонны  преувеличивать размах и глубину  проблем, в результате чего даже самые  заурядные, ничтожные трудности  воспринимаются ими как неразрешимые проблемы. Кроме того, эти люди крайне неуверенны в собственных силах и считают себя неспособными справиться с трудностями. И наконец, они склонны проецировать результирующую картину собственного поражения в будущее. Иначе говоря, они демонстрируют все признаки когнитивной триады, а именно преувеличенно негативное восприятие мира, собственной персоны и своего будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, психологическая  помощь лицам, склонным к суициду  является многогранным, четко организованным процессом. Она должна быть направлена на выяснение причин, которые привели  человека к кризису, на организацию  совместной деятельности с суицидентом  по преодолению кризисной ситуации. Активная психологическая поддержка  способна помочь человеку преодолеть желание совершить самоубийство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Амбрумова А. Г. Психология самоубийства //  Социальная и клиническая психиатрия. – 1996. - № 4.
  2. Амбрумова А. Г., Жезлова Л.Я.  Методические  рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте  - М., 1978.
  3. Амбрумова А. Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения – М., 1980   
  4. Бакай Елена Викторовна «Особенности суицидального поведения подростков» // режим доступа: http://www.b17.ru/article/508/
  5. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психолого-социальной работы
  6. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). — М., 2003.
  7. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие.- М.,2001.
  8. Клейберг, Ю.А. Девиантология // Хрестоматия – «Речь» - 2007
  9. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Детский суицид // Психологический взгляд.  -  2006.
  10. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков // Журнал невропатологии
  11. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – СПб.,2005.

 


Информация о работе Суицид. Суицидальное поведение