Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 20:29, контрольная работа
Цель исследования заключается в изучении сущности и структуры организации образовательного процесса.
Задачи:
Изучить сущность образовательного процесса в учреждениях профессионального образования.
Рассмотреть структуру образовательного процесса, состоящую из целей, содержания, технологий образовательного процесса.
Введение 3
1. Сущность образовательного процесса 4
2. Структура образовательного процесса 10
2.1. Цели образовательного процесса 10
2.2. Содержание образовательного процесса 14
2.3. Образовательные технологии 19
Заключение 23
Список литературы 25
Это требование определяется также тем, что реализация такой возможности безусловно приближает студента к овладению одним из жизненно необходимых видов деятельности, определяемых целью образования, – умению учиться. (А для будущих педагогов формирование содержания своего образования в ходе обучения имеет и чисто профессиональную значимость.)
Таким образом, необходимо зафиксировать еще одну характеристику проектируемого содержания образовательного процесса – это его вариативность, т. е. наличие не одного, а нескольких возможных вариантов его представления, каждый из которых отвечает первым двум требованиям. Естественно, подобные варианты должны иметь инвариантную часть, обеспечивающую неизменность профиля подготовки специалиста.
Подведем итоги рассмотрения общих характеристик содержания ОП как объекта проектирования. Итак, содержание должно:
• по полноте и уровню отраженного в нем опыта быть необходимым и достаточным для достижения целей воспитания и обучения;
• по дидактическому объему и последовательности развертывания во времени соответствовать психолого-педагогическим закономерностям обучения и развития;
• по своей структуре представлять собой совокупность взаимосвязанных единичных элементов содержания, обособление которых из общего содержания (в виде ОМ или УЭ) определяется наличием у них внешней и/или внутренней значимости;
• включать детерминированную, неизменную составляющую и вариативную составляющую; последняя предоставляет студенту возможность выступать в качестве активного субъекта формирования своего образования.
2.3. Образовательные технологии
Согласно Закону Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», преподаватели вуза имеют право «выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса» (ст. 20). И хотя речь в законе идет не об образовательных технологиях, а лишь об их элементах, становится очевидным, что преподаватель, давая научное описание способов действия по решению поставленной педагогической задачи, может лишь рекомендовать ту или иную образовательную технологию, которая, по его мнению, наиболее эффективна в данных условиях.
К области проектирования образовательных технологий (ОТ) относят следующие объекты:
1) положения российского
2) принципы и подходы к
3) направления современного
4) методы обучения и воспитания.
Первые два объекта рассматривают в качестве внешних факторов, существенно влияющих на построение образовательной технологии, а последние два – как внутренние факторы, связанные с непосредственными, имманентными субъектами образовательного процесса и, в первую очередь, с личностью преподавателя.
Рассмотрим указанные объекты.
Положения российского законодательства, относящиеся к организации образовательного процесса.
Во-первых, статья 15 «Общие требования к организации образовательного процесса» Закона Российской Федерации «Об образовании». Наиболее важны для нашего исследования следующие пункты.
«1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.
…
3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
4. Освоение образовательной
…
6. Дисциплина в образовательном
учреждении поддерживается на
основе уважения человеческого
достоинства обучающихся
Во-вторых, законодатели определили, что образовательный процесс должен содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствовать реализации права обучающегося на свободный выбор мнений и убеждений.
Кроме того, преподаватель обязан учитывать, что закон закрепляет право на ускоренный курс обучения, на свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений, содержит ряд положений, связанных с охраной здоровья обучающихся (ст. 50, 51), в том числе такие как:
• учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяется уставом учебного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения;
• привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Принципы и подходы к образовательному процессу, вытекающие из современной образовательной парадигмы.
Под современной образовательной парадигмой понимают базовые положения, определяющие сущность и основу функционирования образовательной системы, господствующие в педагогической науке и общественном сознании и закрепленные законодательством в качестве принципов государственной политики в области образования. Среди них:
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение к правам и свободам человека;
• адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Согласно этим принципам, основная миссия образования есть обеспечение развития личности, причем в условиях уважения прав и свобод человека, демократической организации педагогического сообщества.
Именно этим принципам отвечает личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса.
Здесь «подход» – это мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания. В таком понимании категория «подход» шире понятия направления. В рамках личностно-деятельностного подхода (на базе парадигмальных принципов образования) могут быть реализованы различные направления образования, его формы и методы.
Личностный компонент личностно-деятельностного подхода предполагает, что образовательный процесс центрирован на обучающемся, т. е. в первую очередь учитываются именно его мотивы, цели, психический склад. Исходя из интересов студента, его способностей и возможностей, строится весь образовательный процесс, создаются наиболее благоприятные возможности для его самореализации как личности.
Деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода связан с пониманием деятельности как формы активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром. Психологическая наука утверждает, что содержание образования усваивается не путем передачи информации человеку, а в процессе его собственной активной, направленной деятельности. Причем действие, которое осуществляет обучающийся, становится деятельностью лишь в том случае, если совпадает с мотивом, потребностью самого обучающегося.
Отметим еще раз, что из общей психологической теории деятельности вытекает важное следствие для системы высшего образования: обобщенным результатом профессионального образования должна стать готовность выпускника к социальной и профессиональной деятельности.
Заключение
Под образовательным процессом понимается совокупность связанных между собой действий учащихся и педагога, взаимно обуславливающих друг друга и подчиненных достижению общей цели: осуществлению у обучающихся и педагогов определенных сравнительно устойчивых изменений.
Движущей силой образовательного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития студентов.
Структура образовательного процесса состоит из целей, содержания, образовательных технологий.
Цели образовательного процесса должны:
• соответствовать существу и назначению этого процесса, раскрывать их системно;
• различаться по обобщенности в зависимости от уровня иерархии системы образования, в которой рассматривается реализация этого процесса;
• указываться (описываться) определенно, не вызывать различных толкований и позволять при необходимости осуществлять диагностику их достижения со стороны общества, государства или какого-либо субъекта образовательного процесса: ректора, декана, преподавателя, а так же самого студента.
Содержание образовательного процесса должно:
• по полноте и уровню отраженного в нем опыта быть необходимым и достаточным для достижения целей воспитания и обучения;
• по дидактическому объему и последовательности развертывания во времени соответствовать психолого-педагогическим закономерностям обучения и развития;
• по своей структуре представлять собой совокупность взаимосвязанных единичных элементов содержания, обособление которых из общего содержания (в виде ОМ или УЭ) определяется наличием у них внешней и/или внутренней значимости;
• включать детерминированную, неизменную составляющую и вариативную составляющую; последняя предоставляет студенту возможность выступать в качестве активного субъекта формирования своего образования.
Педагогическое сообщество, ориентируясь на приоритеты, провозглашенные в нормативных документах, собственное понимание важных аспектов реформирования образования, ищет пути и возможности повышения качества образовательного процесса. Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план новые подходы к организации процесса обучения, способствующие лучшему усвоению материала.
Список литературы
1. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство «Питер», 2008. ¾ 304 с.
2. Кравченко А. И. Психология и педагогика. Учебник. – М: ИнфраМ, - 2010. – 400 с.
3. Морева П.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
6. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие. – Брянск: БГУ, 2003. – 174 с.
7. Сластенин В.А., Исаев ИФ, Шиянов Е.Н. Педагогика; Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
8. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
Информация о работе Сущность и структура образовательного процесса