Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:37, контрольная работа
Существует несколько определений контроля:
управленческое действие, направленное на констатацию степени достижения целей, сравнение полученных результатов с ожидаемыми, определенными в планах. При этом, для того, чтобы выявить причины, обусловившие эти результаты, необходимо произвести другое управленческое действие – анализ, а затем в рамках регулирования и коррекции определить последующие шаги деятельности;
Существует
несколько определений
А.Ф. Пеленёв даёт такое определение: контроль – это проверка соответствия деятельности функциям субъекта, закономерностям функционирования и развития объекта, конкретным условиям и принятым решениям [6].
А.Н. Троян определяет контроль как функцию управления, констатирующую, измеряющую уровень отдельных параметров педпроцесса в сопоставлении с нормативными требованиями [9].
Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т.И. Шамова отмечает, что контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения [10].
П.И. Третьяков определяет контроль «как технологическую профессиональную услугу в различных его формах и методах (способах, средствах и взаимодействиях), обеспечивающих обратную связь и являющуюся важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом.
Основные главные задачи контроля:
В результате недооценки функции контроля, как, впрочем, и любой другой функции управления, а попросту говоря, безконтрольности снижается эффективность работы дошкольного образовательного учреждения.
Отмечая важность функции контроля, К.Ю.Белая пишет, что контроль в различных его формах и методах обеспечивае обратную связь управляющей и управляемой подсистем на любом уровне, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а, значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности [1].
Контроль помогает выявить не только недостатки, но и положительные результаты [8].
Авторы исследований, посвящённых проблемам управления образовательным учреждением, отмечают важность функции контроля, реализация которой обеспечивает знание состояния дел в учреждении.
Контроль
позволяет создать
Н.С. Сунцов вводит понятие «аналитический контроль», отмечая его очевидную взаимосвязь с педагогическим анализом. Необходимо подчеркнуть, что контроль, как функция управления, если руководитель ей владеет в совершенстве, стимулирует творчество и профессиональный рост сотрудников.
Контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, программы развития, Устава дошкольного образовательного учреждения, общегосударственным установкам, планам и приказам вышестоящих органов образования.
Значение:
Осуществление контроля в управлении обеспечивает:
П.И. Третьяковым определена взаимосвязь функций управления и представлена в схеме:
Среди этих
функций управления как видов
деятельности системообразующим фактором
является цель. Под влиянием мотивов
и цели формируется информационно-
Все функции управленческой деятельности, объединяясь в единый цикл, сменяя друг друга, образуют цепочку: цель —> план —> деятельность —> реальный результат —> рефлексия [8].
Осуществляя функцию контроля в своей деятельности руководитель дошкольного образовательного учреждения должен знать, что контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы детского сада, и, в то же время, чётко представлять концепцию внутрисадовского контроля, охватывающую все направления деятельности дошкольного учреждения.
С целью развития творческого потенциала педагогов ДОУ рекомендуется привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая им осуществить отдельные методы контроля, например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты, тесты и т. п.
Итоги контроля удобно фиксировать в блок-схемах. Результаты анализа знаний, умений и навыков воспитателей, уровень работы с родителями, план тематического контроля также фиксируется (Приложение № 2), [3].
Правила:
Как поступить, если вскрылись недостатки в работе? Беседа с сотрудниками поможет выявить причину ошибок, напомнит о правильности действий. Необходимо организовать методическую помощь.
При тотальном контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполненной работы. Тотальный контроль не учитывает индивидуальные особенности конкретного человека.
По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось. Скрытый контроль – это всегда субъективная интерпретация того, что наблюдалось.
Если сосредоточиться на «любимом» объекте, то другие члены коллектива не попадают в поле зрения проверяющего.
Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает и доверие к подчинённым. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опеку и выводит подчиненных на самоконтроль.
Одной из важных особенностей реализации функции контроля в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения является чётко выстроенная логическая структура с продуманной последовательностью действий, спланированной повторяемостью, цикличностью и воспроизводимостью этих действий, выполняемых с учётом определенных правил.
4.Качество и эффективность контроля.
Качество и эффективность контроля, как считает К.Ю.Белая, да и многие другие исследователи, зависят не только от правильной постановки целей, отбора содержания, но и от того, какие эффективные и оптимально сочетаемые методы, средства, процедуры, формы выберет руководитель. Это говорит о том, что важен не только предмет контроля, но и способы его осуществления [1].
Очень важно не допустить ошибок в процессе контроля, которые В.Р.Веснин классифицирует следующим образом [2,503]:
Как отмечает К.Ю. Белая в практике довольно часто встречаются негативные проявления в организации контроля, которые должен знать руководитель ДОУ, стремиться их избежать, преодолеть:
Условия осуществления эффективного контроля, которые, по мнению М.В. Корепановой и И.А. Липчанской должен помнить руководитель:
ü отказ в ходе контроля от диктата, мелочной опеки и регламентации деятельности педагога, предоставление ему права свободного выбора технологий воспитания и обучения;
ü создание в ходе контроля стимулов к активной творческой деятельности путём совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;
ü создание условий для постоянного самосовершенствования педагога, предоставление ему возможности для экспериментальной, исследовательской деятельности;
ü стремление в ходе контроля не только объективно оценить деятельность педагога по обучению, воспитанию и развитию детей, но выявить динамику развития личности самого педагога, совместно наметить программу его дальнейшего совершенствования.
Создание
этих условий возможно при соблюдении
некоторых принципов
- принцип генерализации – предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, требующих контроля в первую очередь (опровергает представление о том, что контроль в равной степени и объёме необходим по всем направлениям деятельности дошкольного образовательного учреждения);
Информация о работе Сущность и значение контроля как функции управления дошкольным учреждением