Сущность и значение контроля как функции управления дошкольным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Существует несколько определений контроля:
управленческое действие, направленное на констатацию степени достижения целей, сравнение полученных результатов с ожидаемыми, определенными в планах. При этом, для того, чтобы выявить причины, обусловившие эти результаты, необходимо произвести другое управленческое действие – анализ, а затем в рамках регулирования и коррекции определить последующие шаги деятельности;

Файлы: 1 файл

Сущность и значение контроля как функции управления дошкольным учреждением.docx

— 118.34 Кб (Скачать файл)

 

  1. Сущность и значение контроля как функции управления дошкольным учреждением.

Существует  несколько определений контроля:

  • управленческое действие, направленное на констатацию степени достижения целей, сравнение полученных результатов с ожидаемыми, определенными в планах. При этом, для того, чтобы выявить причины, обусловившие эти результаты, необходимо произвести другое управленческое действие – анализ, а затем в рамках регулирования и коррекции определить последующие шаги деятельности;
  • управленческое действие, в рамках которого выявляются и оцениваются результаты деятельности организации, анализируются причины, обусловившие их достижение, и определяются последующие корректирующие действия.

А.Ф. Пеленёв даёт такое определение: контроль – это проверка соответствия деятельности функциям субъекта, закономерностям функционирования и развития объекта, конкретным условиям и принятым решениям [6].

А.Н. Троян  определяет контроль как функцию  управления, констатирующую, измеряющую уровень отдельных параметров педпроцесса в сопоставлении с нормативными требованиями [9].

Рассматривая  контроль как вид управленческой деятельности, Т.И. Шамова отмечает, что  контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического  процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения [10].

П.И. Третьяков  определяет контроль «как технологическую  профессиональную услугу в различных  его формах и методах (способах, средствах  и взаимодействиях), обеспечивающих обратную связь и являющуюся важнейшим  источником информации, необходимой  для успешного функционирования системы управления в целом.

Основные  главные задачи контроля:

  1. определение критериев оценки контролируемых объектов;
  2. выявление реальной ситуации в работе и её сопоставление с желаемой, запланированной;
  3. анализ причин, обусловивших полученные результаты деятельности;
  4. разработка и осуществление корректирующих процедур для дальнейшей деятельности.

В результате недооценки функции контроля, как, впрочем, и любой другой функции управления, а попросту говоря, безконтрольности снижается эффективность работы дошкольного образовательного учреждения.

Отмечая важность функции контроля, К.Ю.Белая  пишет, что контроль в различных его формах и методах обеспечивае обратную связь управляющей и управляемой подсистем на любом уровне, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а, значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности [1].

Контроль  помогает выявить не только недостатки, но и положительные результаты [8].

Авторы  исследований, посвящённых проблемам  управления образовательным учреждением, отмечают важность функции контроля, реализация которой обеспечивает знание состояния дел в учреждении.

Контроль  позволяет создать информационную базу для оценки работы педагогов  и персонала, предусмотреть способы  влияния на них с целью побуждения к более продуктивной профессиональной деятельности. Особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими  функциями. Контроль невозможен без  определения критерия, эталона, с  которым можно сравнить то, что  имеем в наличии.

Н.С. Сунцов вводит понятие «аналитический контроль», отмечая его очевидную взаимосвязь с педагогическим анализом. Необходимо подчеркнуть, что контроль, как функция управления, если руководитель ей владеет в совершенстве, стимулирует творчество и профессиональный рост сотрудников.

Контроль  в дошкольном учреждении – это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, программы развития, Устава дошкольного образовательного учреждения, общегосударственным установкам, планам и приказам вышестоящих органов образования.

Значение:

  • Контроль позволяет установить, всё ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета, распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков, а также может быть направлен на признание результатов успешной работы, заслуг тех, кто хорошо работает.
  • Устраняясь от контроля или осуществляя его несистематически, руководитель дошкольного образовательного учреждения теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательно-образовательного процесса, управлять им.
  • Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в функционировании дошкольного образовательного учреждения и в реализации воспитательно-образовательного процесса.
  • Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, профессионального роста каждого педагога, усиление личной ответственности каждого члена коллектива за свои обязанности.

Осуществление контроля в управлении обеспечивает:

  • адаптацию учреждения социальному окружению в результате отслеживания изменений во внешней среде, определение степени востребованности продукта деятельности учреждения;
  • обратную связь в управлении, выявление степени реализации целей деятельности в результате изучения дел в ДОУ;
  • предотвращение сбоев, кризисов в работе, путём создания системы постоянно действующего наблюдения за состоянием воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и окружении;
  • стимулирование деятельности педагогов и персонала, возможность их поощрения по итогам контроля [7].

 

  1. Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управленческого цикла.

П.И. Третьяковым  определена взаимосвязь функций  управления и представлена в схеме:

 

 

Среди этих функций управления как видов  деятельности системообразующим фактором является цель. Под влиянием мотивов  и цели формируется информационно-аналитическая  основа процесса управления. Мотивационно-целевая  установка является исходной для  прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные  формы, способы, средства принятых решений, служит нормой контроля и диагностической  оценки фактических результатов, позволяет  реализовать и корректировать педагогический процесс и деятельность сотрудников. Для реализации любой функции  управления будут задействованы  все остальные функции, т.к. они  взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Все функции  управленческой деятельности, объединяясь  в единый цикл, сменяя друг друга, образуют цепочку: цель —> план  —> деятельность  —> реальный результат  —> рефлексия  [8].

 

 

  1. Теоретические подходы и современные требования к осуществлению контроля работы дошкольного учреждения.

Осуществляя функцию контроля в  своей деятельности руководитель дошкольного  образовательного учреждения должен знать, что контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы детского сада, и, в то же время, чётко представлять концепцию внутрисадовского контроля, охватывающую все направления  деятельности дошкольного учреждения.

С целью  развития творческого потенциала педагогов  ДОУ рекомендуется привлекать их к участию в тематических проверках  в качестве экспертов, поручая им осуществить отдельные методы контроля, например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты, тесты и т. п.

Итоги контроля удобно фиксировать в блок-схемах. Результаты анализа знаний, умений и навыков воспитателей, уровень  работы с родителями, план тематического  контроля также фиксируется (Приложение № 2), [3].

Правила:

  1. Контроль не должен ограничиваться инцидентом. Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и планово, то он воспринимается как норма.

Как поступить, если вскрылись недостатки в работе? Беседа с сотрудниками поможет выявить  причину ошибок, напомнит о правильности действий. Необходимо организовать методическую помощь.

  1. Тотальный контроль порождает небрежность.

При тотальном  контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполненной  работы. Тотальный контроль не учитывает  индивидуальные особенности конкретного  человека.

  1. Скрытый контроль вызывает только досаду.

По своей  сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось. Скрытый контроль – это всегда субъективная интерпретация того, что  наблюдалось.

  1. Не следует контролировать только свой «любимый» участок: группу, объект.

Если  сосредоточиться на «любимом» объекте, то другие члены коллектива не попадают в поле зрения проверяющего.

  1. Не следует контролировать из недоверия.

Подозрительность  руководителя свидетельствует о  его неуверенности в себе. Делегирование  полномочий предполагает и доверие  к подчинённым. А систематическое  обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опеку  и выводит подчиненных на самоконтроль.

Одной из важных особенностей реализации функции контроля в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения является чётко выстроенная логическая структура с продуманной последовательностью действий, спланированной повторяемостью, цикличностью и воспроизводимостью этих действий, выполняемых с учётом определенных правил.

 

4.Качество и эффективность  контроля.

Качество  и эффективность контроля, как  считает К.Ю.Белая, да и многие другие исследователи, зависят не только от правильной постановки целей, отбора содержания, но и от того, какие эффективные и оптимально сочетаемые методы, средства, процедуры, формы выберет руководитель. Это говорит о том, что важен не только предмет контроля, но и способы его осуществления [1].

Очень важно  не допустить ошибок в процессе контроля, которые В.Р.Веснин классифицирует следующим образом [2,503]:

 

Как отмечает К.Ю. Белая в практике довольно часто встречаются негативные проявления в организации контроля, которые должен знать руководитель ДОУ, стремиться их избежать, преодолеть:

  1. Отсутствие у руководителей ДОУ знаний, умений и навыков разработки системы контроля и неверное определение приоритетных объектов контроля.
  2. Бессистемный контроль. Его можно объяснить отсутствием элементарных навыков моделирования, умения согласовывать все ключевые параметры функционирования ДОУ, значимые для формирования блоков контрольной информации и установление связей между ними.
  3. Слабая разработка критериев оценки многих видов деятельности педагога.
  4. Ориентация на процесс вместо ориентации на достижение определенных результатов.
  5. Отсутствие рефлексии, слабое развитие анализа собственной деятельности.
  6. Отсутствие гласности, открытости и демократичности в организации контроля или их недостаточность.
  7. Отсутствие методик отслеживания результатов развития ребёнка (педагогические и психические) с учётом специфики организации педагогического процесса по конкретной программе [1].

Условия осуществления эффективного контроля, которые, по мнению М.В. Корепановой и И.А. Липчанской  должен помнить руководитель:

ü отказ в ходе контроля от диктата, мелочной опеки и регламентации деятельности педагога, предоставление ему права свободного выбора технологий воспитания и обучения;

ü создание в ходе контроля стимулов к активной творческой деятельности путём совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;

ü создание условий для постоянного самосовершенствования педагога, предоставление ему возможности для экспериментальной, исследовательской деятельности;

ü стремление в ходе контроля не только объективно оценить деятельность педагога по обучению, воспитанию и развитию детей, но выявить динамику развития личности самого педагога, совместно наметить программу его дальнейшего совершенствования.

Создание  этих условий возможно при соблюдении некоторых принципов организации  контроля:

- принцип генерализации – предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, требующих контроля в первую очередь (опровергает представление о том, что контроль в равной степени и объёме необходим по всем направлениям деятельности дошкольного образовательного учреждения);

Информация о работе Сущность и значение контроля как функции управления дошкольным учреждением