Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:37, контрольная работа
Существует несколько определений контроля:
управленческое действие, направленное на констатацию степени достижения целей, сравнение полученных результатов с ожидаемыми, определенными в планах. При этом, для того, чтобы выявить причины, обусловившие эти результаты, необходимо произвести другое управленческое действие – анализ, а затем в рамках регулирования и коррекции определить последующие шаги деятельности;
- принцип интеграции – предполагает объединение усилий педагогического и родительского коллективов при осуществлении внутрисадовского контроля при условии приоритетности прав руководителя ДОУ на его координацию;
- принцип гуманизации всей системы межличностных отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между руководителем и контролируемым отношений взаимопонимания и сотрудничества;
- принцип индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности;
- принцип дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля с результатами работы всего педколлектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессионализма (есть недостатки – контроль чаще, стабильно добиваются высоких результатов – на самоконтроль) [5].
5.Круг вопросов, контролируемых администрацией дошкольного учреждения.
Контроль включает в себя:
Цель
контроля состояния воспитательно-
6.Характеристика, классификация форм и методов контроля. Технический инструментарий по организации, проведению и оформлению результатов контроля.
Из содержания и формы организации деятельности вытекают методы контроля. Это могут быть:
В менеджменте, отмечает С.А. Езопова [18, 157], выделяют множество видов контроля, классифицируя их:
• по времени осуществления (предварительный, текущий, итоговый);
• по субъектам его осуществления (самоконтроль, взаимоконтроль, коллективный и административный контроль);
• по содержанию (фронтальный – общий и локальный – по направлениям деятельности организации) [4].
Возможности использования в управлении различных видов контроля раскрыты в таблице:
По времени осуществления |
Предварительный (предупредительный) контроль осуществляется до фактического начала работ |
Цель: определение готовности организации к реализации намеченных планов. В ходе предварительного контроля выявляются:
|
Например: прежде, чем приступать к реализации новой образовательной программы в ДОУ, необходимо выявить в рамках предварительного контроля, насколько педагоги готовы к работе по ней, создана ли развивающая среда и т.д. |
Текущий (оперативный)контроль осуществляется в ходе работы. |
Цель: выявление продвижения организации к намеченным целям, отслеживая выполнение планов и предотвращение кризисных ситуаций. В рамках текущего контроля осуществляются обратная связь, которая предполагает:
|
Например: в течение учебного года в ДОУ проводятся открытые занятия, отслеживаются достижения детей в различных областях и т.д. | |
Итоговый (заключительный) контроль проводится после того, какработа выполнена |
Цель: определение конечных результатов деятельности организации и степени реализации намеченных планов. Информация, полученная в результате итогового контроля, позволяет:
|
Например: в результате годовой работы ДОУ проводится итоговый контроль, направленный на определение степени достижения поставленных задач. Полученные результаты будут являться основой для определения перспектив работы в следующем году. |
По субъектам, осуществляющим контроль |
Административный контроль осуществляется руководством организации |
Цель: определение выполнения административных распоряжений, регламентирующих деятельность организации |
Например: отслеживание заведующей выполнения сотрудниками ДОУ приказов, распоряжений и т.д. |
Коллективный контроль предполагает объединение для его осуществления ряда сотрудников организации (возможно включение представителей других организаций) |
Например: организация в ДОУ открытых занятий, на которых могут присутствовать педагоги ДОУ, родители, учителя школы, воспитатели других ДОУ. | ||
Взаимоконтроль осуществляется сотрудниками организации |
Цель: согласование, координация деятельности сотрудников организации. Чаще всего данный вид контроля используется в случае, если необходимо соблюдение взаимосвязи. |
Например: в управлении ДОУ взаимоконтроль может осуществляться воспитателями, работающими в одной группе. | |
Самоконтроль осуществляется непосредственно сотрудником. |
Цель: определение личной значимости выполненной работы и достигнутых результатов. В рамках самоконтроля выявляется личная готовность к выполнению намеченной работы, анализируется процесс её выполнения, факторы, способствующие достижению поставленных целей, и т.д. |
Например: самоконтроль может быть использован воспитателем при подготовке к занятию. Он будет заключаться в определении собственной готовности к проведению занятия (наличие конспекта, знание программного материала и т.д.) |
У В.Р. Веснина несколько иная интерпретация классификации контроля [2, 502-504].
В управлении дошкольным образовательным учреждением традиционно выделяют следующие виды контроля:
-тематический контроль направлен на изучение состояния педагогического процесса по разделам программы или по направлениям деятельности педагогов. Он в свою очередь подразделяется на итоговый и персональный;
-фронтальный контроль и его виды (предварительный, текущий, итоговый) предусматривают всестороннюю, глубокую проверку деятельности как педагога в отдельности, так и ДОУ в целом;
-оперативный и его виды (предупредительный, экспресс-диагностика, выборочный) направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определённом этапе в какой-то момент;
-самоконтроль (работа на доверие, частичный контроль с коррекцией деятельности) предусматривает наличие у педагогов высокого профессионализма и навыков самоанализа;
Любой вид контроля организуется и проводится с учётом вышеперечисленных принципов и условий в определённой последовательности. Многие авторы (К.Ю.Белая, Л.М.Денякина, М.В. Корепанова и др.) предлагают использовать такой алгоритм контроля: постановка цели контроля – объект контроля – разработка плана контроля – сбор информации – первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций.
7.Планирование системы контроля. Этапы и алгоритм осуществления контроля.
С.А.Езопова предлагает четыре этапа:
I этап
– определение стандартов
Стандарт (от англ. Standart – норма, эталон, образец) – модель, принимаемая за исходное для сопоставления с ней полученных результатов.
Стандарт определяется до фактического начала работы (процесса контроля) и предполагает установление:
В стандарте
могут быть заданы количественные и
качественные показатели, по которым
будет оцениваться
В разработку стандарта деятельности необходимо включить членов коллектива, что позволит повысить стремление достичь общих целей учреждения, осознать необходимость координации своих действий с деятельностью коллег, их ответственность за выполнение работы.
II этап
– выявление (и измерение)
На этом этапе осуществляется непосредственный сбор информации о состоянии объекта контроля. Для этого определяются методы контроля (наблюдения, беседа, тестирование, анализ документов и т.д.) и процедура его проведения. Выбор метода контроля зависит от особенностей, специфики контролируемого объекта.
После получения
результатов контроля определяется
степень их соответствия заданным стандартам
деятельности, отклонений от намеченных
планов (от того, что хотели увидеть).
При этом особое внимание следует
уделить психологическим
Определяя
процедуру контроля, необходимо предусмотреть
возможность снятия моментов напряжённости,
нервозности. Обязательно заранее
сотрудники должны быть предупреждены
о цели, содержании и форме контроля.
В ходе его осуществления руководитель
должен помнить, что он направлен
не на личность, а на профессиональную
деятельность, и его главное назначение
заключается не в определении
недостатков и наказании
III этап
– анализ и оценка собранной
информации, определение факторов,
обусловивших достигнутые
На этом этапе после сбора информации необходимо выявить причины реального положения.
Для этого руководитель совместно с сотрудниками должны ответить на следующие вопросы:
Анализируя деятельность подчинённых, результаты их труда, руководителю следует помнить о необходимости выявления не только отрицательных моментов в работе, но и успехов, достижений сотрудников.
IV этап – разработка и осуществление действий на основе полученных результатов.
На этом этапе контроля принимается решение о дальнейшей деятельности.
В случае несовпадения достигнутых результатов с запланированными следут либо пересмотреть стандарты деятельности и скорректировать планы осуществления аналогичной деятельности в дальнейшем, либо устранить причины, обусловившие невыполнение намеченных планов.
Приняв решение по результатам контроля, следует обязательно проверить его исполнение. В противном случае нельзя говорить о завершенности процесса контроля.
Информация о работе Сущность и значение контроля как функции управления дошкольным учреждением