Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:06, реферат
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств.
Введение……………………………………………………………………...3
I. Сущность социальной защиты населения……………………………….6
1.1. Становление понятия социальной защиты населения………………..6
1.2. Содержание понятия социальная защита……………………………...9
II. Организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации………………………………………………………….13
2.1. Понятие и структура организационно-правовых форм социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………………..13
2.2. Развитие социальной защиты населения в России…………………..21
Заключение…………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………...29
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Сущность социальной защиты населения……………………………….6
1.1. Становление понятия
1.2. Содержание понятия социальная защита……………………………...9
II. Организационно-правовые формы социальной
защиты населения в Российской Федерации………………………………………………………
2.1. Понятие и структура
2.2. Развитие социальной
защиты населения в России……………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………...29
Введение
Социально-экономические реформы, проводимые в России, привели к радикальным переменам в жизни общества. Осуществлена либерализация экономики, внешнеэкономической деятельности, ликвидирована система централизованного планирования и управления. Кардинальные преобразования произошли в социальной структуре общества.
У большинства населения
формируются принципиально
Под социальным государством
принято понимать государство, главной
задачей которого является достижение
такого общественного прогресса, который
основывается на закрепленных правом
принципах социального
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Одной из важнейших целей
социального государства
Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является развитие социальное обеспечение и социальной защиты.
Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение.
В настоящее время социальное обеспечение и социальная защита в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России.
Объектом настоящей курсовой работы является социальная защита населения.
Предметом исследования курсовой работы являются организационно-правовые формы социальной защиты населения.
Целью курсовой работы является рассмотрение организационно-правовых форм социальной защиты населения в России на современном этапе, их развитие.
Цель позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:
- раскрытие понятия социальной защиты населения;
- анализ организационно–правовых формы социальной защиты населения;
- рассмотрение перспектив и необходимости развития социальной защиты населения в России.
Отечественный опыт становления социальных гарантий, их реализации в плановых экономических системах широко исследован в работах Пастухова И.С, Ржаницыной Л.С, Хабиби Р.И. и других ученых.
В современных условиях в работах отечественных исследователей поднимаются социальные аспекты проводимой реформы. В них рассматриваются отдельные вопросы социальных гарантий, социальной защиты, социального страхования. В этом плане интересны исследования Дадашева А.З., Бузгалина, А.В., Булгаковой С.А., Бурдавицына С.Н., Радаева В. В., Ройка В.Д., Шишкина С.А. и других ученых.
Сегодня широко известны труды И. В. Бушмарина, Л. С. Блях-мана, Н. И. Гвоздевой, Т. И. Заславской, Р. К. Иванова, В. Г. Костакова, А. Э. Котляра, В. Ф. Майера, В. Е. Маневича, Э. Р. Саруханова, С. С. Шаталина и других, в которых раскрывается содержание социальной защиты населения и отдельные аспекты ее развития.
Наряду с этим, проблема социальной защищенности населения изучается за рубежом и является предметом внимания международных организаций, в частности Международной Организации Труда.
Работа состоит из
трех глав, введения и заключения. В
первой главе раскрывается сущность
социальной защиты населения, во второй
главе рассматриваются
I. Сущность социальной защиты населения
1.1. Становление
понятия социальной защиты насе
Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития.
Последнее десятилетие
ХХ века явилось периодом наиболее
активного становления и
Продолжающийся процесс
формирования отечественной системы
социальной защиты обусловливает ее
фрагментарность, отсутствие некоторых
системных элементов и
С.Д. Соловьева считает, что институт социальной защиты населения является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Он прямо проистекает из сущности социального государства и направлен на его реализацию, хотя сущность социального государства им не исчерпывается [21, с. 30].
О.А. Снежко анализирует конституционные основы социальной защиты, под которыми понимает «основополагающие начала (принципы), закрепленные в Конституции Российской Федерации, направляющие всю деятельность по социальной защите граждан». Поэтому понятие «социальная защита» рассматривается автором достаточно широко, так как «только комплексный подход к данной правовой категории позволяет выявить ее сущность» [20, с. 8].
Развитие отдельных частей («узлов») социальной защиты происходит неравномерно, поскольку поле деятельности в этой сфере практически безгранично. В одном случае совершенствуются уже действующие схемы, в другом – нарождаются новые, обусловленные новыми экономическими и социальными реалиями. Складывающаяся система социальной защиты в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов. О не устоявшемся процессе свидетельствует неоднозначность самого понятия «социальная защита». Это является свидетельством того, что «указанное общественное явление сложно и многогранно» [23, с. 47].
В литературе часто встречаются подходы, когда определения социальной защиты формулируются одновременно как в широком, так и в узком смысле слова. При определении понятия «социальная защита» используются такие термины, как «деятельность», «действия», «функция», «меры», «мероприятия» и т.п. В ходе анализа указанного понятия выделяются объект и субъект социальной защиты, уточняются смысловые особенности понимания социальной защиты в широком и узком смыслах, целевые установки, функциональная нагрузка, механизм осуществления социальной защиты и обстоятельства, вызывающие необходимость осуществления этой деятельности. Указанные аспекты рассматриваются авторами не только в общем плане, но и применительно к конкретным категориям граждан [1, с. 9].
В условиях перерастания систем социального обеспечения в системы социальной защиты вновь встает вопрос более четкого разграничения базовых понятий.
В литературе можно встретить мнение о том, что термин «социальное обеспечение» в значении комплекса государственных мероприятий по обеспечению нуждающихся граждан в настоящее время имеет скорее исторический характер, поскольку он относится только к определенному периоду ХХ века. В последнее десятилетие, считают авторы, выявилась тенденция использовать в качестве обобщающего термина в этой сфере государственной деятельности выражение «социальная защита», и это выражение заменило собой термин «социальное обеспечение». В то же время признается необходимость сохранения этого термина для обозначения того направления государственной деятельности, которое относится к социальной защите граждан, имеющих заслуги перед обществом, но не охваченных социальным страхованием (например, авторы сюда относят военных ветеранов).
В ряде случаев авторы не делают различий между понятиями «социальное обеспечение» и «социальная защита», что отражается в соответствующих определениях. В качестве примера можно привести следующее определение: «В промышленно развитых странах социальное обеспечение или социальная защита населения рассматриваются как совокупность законодательно закрепленных правовых и социально-экономических гарантий гражданам, обеспечивающих приемлемый уровень жизни». Встречаются случаи полного отождествления понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», когда указанные понятия предлагается рассматривать в качестве синонимов «в силу определения их сущности в законодательной базе России как равнозначной» [3, с. 7].
Недостаточная четкость и определенность в разграничении понятий приводит к противоречивым суждениям. С одной стороны, высказывается мнение о том, что термин «социальная защита» - «более широкое понятие, которое предполагает не только гарантии по социальному обеспечению, но и гарантии прав наемных работников во взаимоотношениях с работодателями» [30, с. 142].
С другой, здесь же утверждается, что «социальную защиту можно рассматривать как широко понимаемое социальное обеспечение».
Иногда такой же подход имеет место и при оценке содержательных аспектов социальной защиты как структурированного образования, когда к социальной защите (социальному обеспечению) относят социальное страхование и социальную помощь.
1.2. Содержание понятия социальная защита
Вопрос о содержательном аспекте социальной защиты имеет принципиальное значение. Если социальную защиту рассматривать только как социальное страхование и социальную помощь, то невозможно говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем, согласно Конституции РФ, социальное обеспечение.
Г. Скачко выражает свое согласие с теми учеными, которые на основе анализа мирового опыта выделяют пять базовых институтов социальной защиты населения: 1) государственная социальная помощь; 2) государственное социальное обеспечение; 3) обязательное социальное страхование (по закону); 4) добровольное дополнительное социальное страхование; 5) добровольное личное страхование [19, с. 127].
Полагаем, что социальная защита в самом широком ее понимании (статья 7 Конституции Российской Федерации) осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, в разных формах (включая социальное обеспечение), с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения обременений либо установления мер ответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемых мероприятий). Дальнейшее развитие системы социальной защиты в России должно основываться на оптимальном сочетании централизации и децентрализации. Такой подход соответствует объективным тенденциям развития современных систем социальной защиты и сущности данного общественного явления. Главный критерий – осуществляемые меры должны быть направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия [5, с. 98].
«Социальная защита» - это деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия [27, с. 290].
Соответственно, «система социальной защиты» – это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.
Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.