Сущность социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
I. Сущность социальной защиты населения……………………………….6
1.1. Становление понятия социальной защиты населения………………..6
1.2. Содержание понятия социальная защита……………………………...9
II. Организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации………………………………………………………….13
2.1. Понятие и структура организационно-правовых форм социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………………..13
2.2. Развитие социальной защиты населения в России…………………..21
Заключение…………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Сущность социальной защиты населения.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Хотя система социальной защиты нашей страны долгое время  складывалась в условиях государственного монополизма в организации и  предоставлении услуг социальной защиты, обеспечивая всеобщий охват населения  и высокий уровень социальных гарантий, становление реальных отношений собственности в России в постсоветский период (начало 90-х годов), приведшее, с одной стороны, к сокращению объемов производства и, с другой стороны, к уклонению предприятий от уплаты налогов, вызвало постоянное нарастание дефицита доходов государственного бюджета, который не мог обеспечить финансирование в полном объеме социальных выплат, ранее установленных советским законодательством. Требовались качественные изменения действовавшей системы социальной защиты и развитие, прежде всего, ее частных форм, призванных под держать достигнутый уровень социальных гарантий, с одной стороны, и обеспечить экономическую эффективность новой институциональной модели, с другой стороны.

Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других [10, с. 146].

Таким образом, социальная защита в любом государстве —  это комплексная система социально-экономических  отношений, предназначенная для  оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения  осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

Существующая система  социальных служб Российской Федерации включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг [16, с. 175].

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции  ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция  социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) функция консультирования, включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования  социальных нужд;

г) функция участия, которая  предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению  последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов [26, с. 102].

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

- принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:

- принципа опоры на  общественное участие:

- принципа территориальности:

- принципа информированности:  означающего право на сбор  информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций [22, с. 86].

В настоящее время  управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения  совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

 

2.2. Развитие социальной защиты населения в России

 

Необходимость политической стабилизации в обществе в решающей степени определила превращение  системы социальной защиты населения  в элемент национальной безопасности страны, предмет особой заботы законодательных  и исполнительных органов власти. Ими принимаются конкретные меры по противодействию многим потенциальным и реальным угрозам, которым подвергаются жизненно важные интересы России: по преодолению бедности, замедлению снижения уровня жизни населения, социальной дифференциации общества, ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций. Среди этих мер — мониторинг и прогнозирование социальных процессов, упреждающая корректировка решений органов государственной власти, способных ухудшит! социальную ситуацию, развитие социальных выплат и социального обслуживания. Сюда же следует отнести действия, направленные на укрепление основ федерализма, повышение управляемости системы исполнительной власти, развитие социального законодательства, разработку и реализацию федеральных и региональных программ, заключение договоров о разграничении полномочий по вопросам социальной защиты с субъектами Российской Федерации и др. [20, с. 7].

В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.

Таким образом, необходимость  активной социальной политики в современной  смешанной рыночной экономике вытекает:

1) из стремления государства  обеспечить социальную стабильность  путем защиты населения от  негативных сторон рынка отсутствия  гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

2)  из потребностей  самой современной рыночной экономики:  современному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции;

3)  из потребностей  общества в воспроизводстве здорового  населения, недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).

Социальная защита населения  это одно из важнейших направлений  социальной политики государства, заключающееся  в установлении и поддержании  общественно необходимого материального  и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей [4, с. 156].

Необходима и быстрейшая разработка современной теории социальной защиты, чтобы на ее основе сформировать новую, активную социальную политику, реально стабилизирующую повышение  уровня жизни граждан России [2, с. 245].

Нравственно-психологические  факторы на протяжении всей истории  социальной защиты являются важнейшими регуляторами отношений, возникающих  в сфере социальной защиты человека. Нравственно-психологические проблемы возникают часто и проявляются во всех областях социальной помощи и поддержки человека при взаимодействии социального работника и клиента, в семье, в деятельности учреждений социального обслуживания и т.д. Социальные работники, к примеру, постоянно сталкиваются с проблемами проявления социального и политического неравенства, унижением человеческого достоинства, утратой человеческих ценностей [14, с. 73].

Поэтому задача института  социальной защиты — способствовать восстановлению социальной справедливости, законных прав клиента, добиваться реализации его основных потребностей, уважительного отношения к ценностям человека. Но важен и другой нравственный момент. Социальная помощь и поддержка нередко связаны в массовом сознании с настроениями социального иждивенчества, стремлением стать благополучным не за счет своего труда, а за счет «захребетничества». Вот почему так важно, осуществляя социальную защиту, полно и всесторонне анализировать социальные проблемы клиентов, особенности их жизненной ситуации. При оказании социальной защиты возрастает влияние психологических факторов, сопровождающих значительную часть социальных проблем клиентов — проблемы взаимодействия людей, их влияния друг на друга, отношений между ними. Налаживание взаимодействия с людьми, оказание им помощи в социальном функционировании — это сфера интересов института социальной защиты.

Факторы, связанные с  социальной работой как профессиональным видом деятельности. Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны  и взаимозависимы. Становясь профессиональным видом деятельности, социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего того, что может предоставить социальная защита как социальный институт. Система Социальной защиты прежде всего на мезо- и микроуровне является своеобразным «организационно-правовым полем» для социальной работы, где она выполняет свои цели и задачи, реализует свойственные ей основные функции. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов, повышение уровня профессионализма в работе с клиентами, возросшее умение обеспечивать взаимодействие в деятельности по оказанию помощи и поддержки людям с государственными организациями и общественными объединениями — все это повышает эффективность мер по социальной защите [28, с. 124].

В современных условиях в стране число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они  установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 млн. человек (инвалиды, ветераны, дети, безработные и др.). С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и др.

Вместе с тем сложившаяся  практика выплаты социальных пособий  несовершенна. Не удалось обеспечить справедливость использования средств, выделяемых на эти цели, предоставлять их адресно, полнее использовать возможности регионов в укреплении финансовой базы обеспечения социальных гарантий. Поэтому эти вопросы в настоящее время являются центром внимания государственных и других органов, учреждений социального обслуживания [18, с. 154].

В годы реформирования экономики  и политической структуры общества предметом пристального внимания как  ученых, так и специалистов становится система государственного социального страхования. Несмотря на то, что она еще могла выполнять свои главные функции, потребности общества в социальной защите населения со временем существенно изменяются и появляется необходимость создания новой, более гибкой и совершенной системы. Существующее ныне государственное социальное страхование строилось в «советскую» эпоху, в соответствии с прежним государственным устройством и базировалось на принципах социального обеспечения. В новых условиях хозяйствования подобный подход всю систему социальной защиты неизменно заводит в тупик.

Поэтому, с одной стороны, необходимость ее перестраивания не вызывает сомнений, а с другой –  делать это нужно довольно осмотрительно, не отказываясь от самих принципов  социальной защиты и не задевая основных интересов членов общества. Так или иначе, разрушать существующую систему в спешке представляется нерациональным хотя бы потому, что сегодня резко снижается социальная защищенность населения, а для ее обеспечения иной возможности пока нет [8, с. 179].

Проблема реформирования системы социального страхования должна включать в себя вопросы построения новой концепции социальной защиты, разработки модели собственно социального страхования, а также механизма перестройки. Выбор той или иной концепции дело само по себе сложное и ответственное. Рассчитывать на полное заимствование как дореволюционного российского, так и мирового опыта – не приходится, слишком велики различия в исторических и социально-экономических условиях. Неправильный же выбор концепции может негативно сказаться не только на проблеме обеспечения социальной защиты населения, но и способствовать усилению нестабильности общества. Так или иначе, концепцию придется выстраивать заново, но при этом творчески используя элементы позитивного отечественного и зарубежного опыта.

При построении модели социального  страхования важно объективно оценивать  сегодняшние реалии и более четко  прогнозировать тенденции в процессах  общественного развития, хотя социальная практика часто оказывается много  сложнее. Необходимо учитывать возможности реформирования, и в частности тот факт, что наше государство оказалось в довольно критической финансово-экономической ситуации, а также ориентироваться на сами растущие потребности населения в социальной защите. Это позволит грамотно выстроить и механизм перехода к новой системе социального страхования [10, с. 148].

Но построение этой системы  актуализируется и необходимостью обеспечения национальной безопасности, выстраивания ее в соответствии с  требованиями мировой практики, согласно которой социальная защищенность населения приобретает характер общегосударственного значения [28, с. 112].

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, становление рыночной экономики в Российской Федерации сопровождается возникновением серьезных проблем социального характера, заключающихся в дифференциации доходов населения и росте безработицы в большинстве секторов экономики. В этих условиях предметом особого внимания государства должно стать обеспечение минимизации подобных негативных последствий. При этом важным направлением государственного регулирования рыночной экономики должна стать социальная защита различных социальных групп населения.

Информация о работе Сущность социальной защиты населения