Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:06, реферат
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств.
Введение……………………………………………………………………...3
I. Сущность социальной защиты населения……………………………….6
1.1. Становление понятия социальной защиты населения………………..6
1.2. Содержание понятия социальная защита……………………………...9
II. Организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации………………………………………………………….13
2.1. Понятие и структура организационно-правовых форм социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………………..13
2.2. Развитие социальной защиты населения в России…………………..21
Заключение…………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………...29
В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике [24, с. 187].
Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи [2, с. 145].
В рамках систем социальной
защиты таким гражданам при
Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др.
Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью [7, с. 87].
Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг.
Таким образом, социальная защита населения - это система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также смягчение и ликвидацию их последствий.
Основными организационно- правовыми формами социальной защиты населения на сегодняшний день являются:
Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан. Основной функцией, которого является социальное обеспечение населения [12, с. 85].
Фонд социального страхования, представляющий собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий денежные средства, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу.
Фонды Социального Страхования занимаются обязательным государственным социальным страхованием населения.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических и иных услуг, а также материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации [25, с. 121].
Социальная помощь - это помощь осуществляемая органами государственной власти, финансируемая из бюджетов разных уровней и предоставляется только тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума.
Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что понятие социальной защиты населения состоит из следующих аспектов: социальной помощи, социального обеспечения, обязательного государственного социального страхования, социального обслуживания населения.
Все эти аспекты взаимодействуют между собой и составляют единую систему социальной защиты населения, которая является основой социальной политики государства [11, с. 163].
II. Организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации
2.1. Понятие и структура организационно-правовых форм социальной защиты населения в Российской Федерации
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
В реализации государственной политики социальной защиты населения участвуют различные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Общее руководство в этой области осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации [3, с. 29].
Президент Российской Федерации, определяя в соответствии с Конституцией Российской Федерации основные направления внутренней политики государства, издает указы, которыми, в частности, регулируются общественные отношения в области социальной политики, социальной защиты граждан [9, с. 187].
В данной области значительное место отводится деятельности Правительства Российской Федерации. Оно обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области социального обеспечения, поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан; принимает меры по обеспечению социальной защищенности граждан, их права на труд; совершенствует систему социального обеспечения; принимает меры по укреплению системы социальных пособий и компенсационным выплатам семьям, имеющим детей, другим категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны, малоимущим и др.); разрабатывает и утверждает федеральные программы занятости населения, осуществляет правовое регулирование ряда вопросов этой проблемы.
Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно занимающимся проблемами социальной защиты граждан, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруда России) [15, с. 8].
Миссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, заключается в развитии человеческого капитала, содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения [14, с. 53].
Деятельность по указанным направлениям осуществляется Министерством во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и профессиональными союзами.
Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, на 2011-2013 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
1) Улучшение демографической ситуации.
2) Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
3) Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
4) Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, а также улучшение положения семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5) Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда [21, с. 29].
На Минтруда России возложено государственное управление охраной труда, координация работы по этому вопросу федеральных органов исполнительной власти, разработка федеральных программ улучшения условий и охраны труда, а также межотраслевых правил в этой области.
В области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения Минтруда России разрабатывает предложения по вопросам формирования государственной политики в области пенсионного обеспечения и совершенствования федерального пенсионного законодательства, совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляет методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий и организует с ним контроль за назначением и выплатой государственных пенсий, целевым расходованием средств на пенсионное обеспечение. Оно разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, а также реализует ее в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов [3, с. 39].
Совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минтруда России организует и создание и развитие сети комплексных и специализированных государственных, муниципальных, частных и иных социальных служб, а также других учреждений социального обслуживания населения и осуществляет координацию их деятельности и др. [6, с. 243].
В связи со сложной
и тяжелой проблемой
Многие функции в области
занятости населения
Она также оказывает помощь в профессиональной ориентации граждан, особенно молодежи, а также высвобождаемым работникам и другим категориям граждан и т.д.
Мероприятия, осуществляемые Минтрудом
России и его федеральной
Одной из государственно-правовых
форм социальной защиты является непосредственно
государственное обеспечение
Непосредственное
Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.
Социальное страхование — установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан [1, с. 12].
В Российской Федерации социальное страхование финансируется из государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом [31, с. 114].
Цель Фонда социального страхования Российской Федерации - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.
Деятельность Фонда
социального страхования
Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики. В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.
Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть провидентные фонды - обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы [21, с. 34].