Сущность социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
I. Сущность социальной защиты населения……………………………….6
1.1. Становление понятия социальной защиты населения………………..6
1.2. Содержание понятия социальная защита……………………………...9
II. Организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации………………………………………………………….13
2.1. Понятие и структура организационно-правовых форм социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………………..13
2.2. Развитие социальной защиты населения в России…………………..21
Заключение…………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Сущность социальной защиты населения.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике [24, с. 187].

Социальная защита как  социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи [2, с. 145].

В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении  установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг.

Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического  характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др.

Использование тех или  иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные  социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при  осуществлении управления данной отраслью [7, с. 87].

Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному  характеру достаточно целостной  системой, представляющей собой самостоятельный  социальный институт, имеет специфические  особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг.

Таким образом, социальная защита населения - это система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также смягчение и ликвидацию их последствий.

Основными организационно- правовыми формами социальной защиты населения на сегодняшний день являются:

Пенсионный фонд РФ —  это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение  финансовых ресурсов в целях пенсионного  обеспечения граждан. Основной функцией, которого является социальное обеспечение  населения [12, с. 85].

Фонд социального страхования, представляющий собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий денежные средства, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу.

Фонды Социального Страхования  занимаются обязательным государственным  социальным страхованием населения.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических и иных услуг, а также материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации [25, с. 121].

Социальная помощь - это помощь осуществляемая органами государственной власти, финансируемая из бюджетов разных уровней и предоставляется только тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума.

Анализируя вышесказанное  можно сделать вывод, что понятие  социальной защиты населения состоит  из следующих аспектов: социальной помощи, социального обеспечения, обязательного государственного социального страхования, социального обслуживания населения.

Все эти аспекты взаимодействуют  между собой и составляют единую систему социальной защиты населения, которая является основой социальной политики государства [11, с. 163].

 

 

II. Организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации

2.1. Понятие и структура организационно-правовых форм социальной защиты населения в Российской Федерации

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

В реализации государственной  политики социальной защиты населения  участвуют различные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Общее руководство в  этой области осуществляют Президент  и Правительство Российской Федерации [3, с. 29].

Президент Российской Федерации, определяя в соответствии с Конституцией Российской Федерации основные направления внутренней политики государства, издает указы, которыми, в частности, регулируются общественные отношения в области социальной политики, социальной защиты граждан [9, с. 187].

В данной области значительное место отводится деятельности Правительства Российской Федерации. Оно обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области социального обеспечения, поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан; принимает меры по обеспечению социальной защищенности граждан, их права на труд; совершенствует систему социального обеспечения; принимает меры по укреплению системы социальных пособий и компенсационным выплатам семьям, имеющим детей, другим категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны, малоимущим и др.); разрабатывает и утверждает федеральные программы занятости населения, осуществляет правовое регулирование ряда вопросов этой проблемы.

Федеральным органом  исполнительной власти, непосредственно занимающимся проблемами социальной защиты граждан, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруда России) [15, с. 8].

Миссия Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации в  свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, заключается в развитии человеческого капитала, содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения [14, с. 53].

Деятельность по указанным направлениям осуществляется Министерством во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и профессиональными союзами.

Исходя из системы  целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых  Министерством, на 2011-2013 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации:

1) Улучшение демографической ситуации.

2) Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

3) Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

4) Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, а также улучшение положения семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5) Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда [21, с. 29].

На Минтруда России возложено  государственное управление охраной  труда, координация работы по этому  вопросу федеральных органов  исполнительной власти, разработка федеральных  программ улучшения условий и охраны труда, а также межотраслевых правил в этой области.

В области пенсионного  обеспечения и социальной защиты населения Минтруда России разрабатывает  предложения по вопросам формирования государственной политики в области  пенсионного обеспечения и совершенствования федерального пенсионного законодательства, совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляет методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий и организует с ним контроль за назначением и выплатой государственных пенсий, целевым расходованием средств на пенсионное обеспечение. Оно разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, а также реализует ее в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов [3, с. 39].

Совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минтруда России организует и создание и развитие сети комплексных  и специализированных государственных, муниципальных, частных и иных социальных служб, а также других учреждений социального обслуживания населения и осуществляет координацию их деятельности и др. [6, с. 243].

В связи со сложной  и тяжелой проблемой безработицы, занятости населения Российской Федерации, большую значимость приобретает деятельность Минтруда России в этой области. Оно возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости, создает свои территориальные органы по вопросам занятости населения, осуществляет анализ занятости на федеральном и территориальном уровнях, организует и координирует разработку федеральной программы содействия занятости населения, а также программ создания, сохранения и развития рабочих мест, обеспечения занятости населения и усиления социальной защиты работников, высвобождаемых при сокращении производства и банкротстве предприятий, при увольнении из Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно разрабатывает порядок регистрации безработных граждан, готовит предложения по развитию общественных работ, по совершенствованию порядка выплаты стипендий гражданам, направляемых на обучение территориальными органами по вопросам занятости населения, пособий по безработице и т.д.

Многие функции в области  занятости населения осуществляет от имени Минтруда России Федеральная государственная служба занятости населения и ее территориальные подразделения. Она выдает безработным пособия в установленном законом порядке; оказывает помощь гражданам в выборе подходящей работы; организует профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан в учебных центрах службы занятости либо в других учебных заведениях, выплачивая на это время им стипендию [28, с. 146].

Она также оказывает помощь в  профессиональной ориентации граждан, особенно молодежи, а также высвобождаемым работникам и другим категориям граждан и т.д.

Мероприятия, осуществляемые Минтрудом  России и его федеральной государственной  службой занятости населения  по оказанию помощи гражданам в трудоустройстве, финансируются Государственным фондом занятости населения Российской Федерации, оперативное управление средствами которого осуществляет Минтруда России [13, с. 195].

Одной из государственно-правовых форм социальной защиты является непосредственно  государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.

Непосредственное государственное  обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран  с рыночной экономикой в отношении  многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.

Социальное страхование  — установленная, контролируемая и  гарантированная государством система  обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан [1, с. 12].

В Российской Федерации  социальное страхование финансируется  из государственного целевого внебюджетного  Фонда социального страхования, а также других коллективных и  частных страховых фондов. Фонд социального  страхования Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом [31, с. 114].

Цель Фонда социального  страхования Российской Федерации - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

Деятельность Фонда  социального страхования относится  к сфере государственных (публичных) финансов [17, с. 144].

Социальное страхование  является инструментом реализации государственной социальной политики. В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Другими организационно-правовыми  формами социальной защиты могут  быть провидентные фонды - обязательное (принудительное) накопление средств  на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы [21, с. 34].

Информация о работе Сущность социальной защиты населения