Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:54, лекция
Средняя школа является общеобразовательным учреждением закладывающим основы для всестороннего развития личности и освоения любой профессии каждым школьником в будущем. В процессе обучения реализуется содержание образования (оно зависит от ряда факторов и в первую очередь от целей). Цель образования: конкретный ответ на вопрос, для чего учить и чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать от всех богатств, накопленных человеком.
1.Сущность содержания образования и его основные компоненты:
Средняя школа является
общеобразовательным
Содержание образования – система знаний (ЗУНов), необходимых для изучения в определенном типе учебного заведения.
Раньше существовал знаниево - ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания находятся знания. Знаниево - ориентированное содержание образования способствует социализации личности, вхождению человека в социум. Отрицательная сторона в этом подходе – знания выступают абсолютной ценностью и закрывают собой самого человека (ориентируется содержание на среднего ученика).
В последнее время утвердился личностно-ориентированный подход к сущности содержания образования. Абсолютной ценностью являются не знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает:
1) свободу выбора
содержания образования с
2) гуманное отношение
к развивающейся личности, становление
ее индивидуальности и
Смена подходов к сущности содержания образования показывает, что содержание образования имеет исторический характер.
Под влиянием требований жизни, уровня развития научных знаний меняется и содержание образования. Образование как социальное явление возникло из прагматических и культурологических функций знаний.
Прагматическая функция – знания необходимые для обеспечения жизнедеятельности.
Культурологическая функция – знания, связанные с представлением о вселенной, человеке, искусстве и другом.
Основные компоненты содержания образования:
· когнитивный (познавательный) опыт личности – система знаний о природе, обществе, технике, способах деятельности, мышлении, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащегося научной картины мира. Этот компонент является основным т.к. без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие;
· практический опыт личности – формирование умений и навыков на основе имеющихся знаний;
· опыт творческой деятельности – готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности;
· опыт отношений личности – система отношений и мотивы поведения.
Сегодня общее образование может быть представлено с одной стороны, как система непрерывного образования, а с другой – как общеобразовательная подготовка человека предшествующей профессии.
Существуют:
1)общие умения
и навыки – внешние (
2)специфические умения
и навыки – умения и навыки
в рамках одного вида
Информация о работе Сущность содержания образования и его компоненты