Сущность содержания образования и его компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:54, лекция

Описание работы

Средняя школа является общеобразовательным учреждением закладывающим основы для всестороннего развития личности и освоения любой профессии каждым школьником в будущем. В процессе обучения реализуется содержание образования (оно зависит от ряда факторов и в первую очередь от целей). Цель образования: конкретный ответ на вопрос, для чего учить и чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать от всех богатств, накопленных человеком.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 12.59 Кб (Скачать файл)

1.Сущность содержания  образования и его основные  компоненты:

Средняя школа является общеобразовательным учреждением закладывающим основы для всестороннего развития личности и освоения любой профессии каждым школьником в будущем. В процессе обучения реализуется содержание образования (оно зависит от ряда факторов и в первую очередь от целей). Цель образования: конкретный ответ на вопрос, для чего учить и чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать от всех богатств, накопленных человеком. Цель и содержание взаимосвязанны.

Содержание образования  – система знаний (ЗУНов), необходимых для изучения в определенном типе учебного заведения.

Раньше существовал  знаниево - ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания находятся знания. Знаниево - ориентированное содержание образования способствует социализации личности, вхождению человека в социум. Отрицательная сторона в этом подходе – знания выступают абсолютной ценностью и закрывают собой самого человека (ориентируется содержание на среднего ученика).

В последнее время  утвердился личностно-ориентированный  подход к сущности содержания образования. Абсолютной ценностью являются не знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает:

1) свободу выбора  содержания образования с целью  удовлетворения образовательных  и жизненных потребностей личности;

2) гуманное отношение  к развивающейся личности, становление  ее индивидуальности и самореализации.

Смена подходов к  сущности содержания образования показывает, что содержание образования имеет  исторический характер.

Под влиянием требований жизни, уровня развития научных знаний меняется и содержание образования. Образование как социальное явление  возникло из прагматических и культурологических функций знаний.

Прагматическая функция  – знания необходимые для обеспечения  жизнедеятельности.

Культурологическая  функция – знания, связанные с  представлением о вселенной, человеке, искусстве и другом.

Основные компоненты содержания образования:

·              когнитивный (познавательный) опыт личности – система знаний о природе, обществе, технике, способах деятельности, мышлении, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащегося научной  картины мира. Этот компонент является основным т.к. без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие;

·              практический опыт личности – формирование умений и навыков на основе имеющихся  знаний;

·              опыт творческой деятельности – готовность школьника к поиску решений новых  проблем, к творческому преобразованию действительности;

·              опыт отношений личности – система  отношений и мотивы поведения.

Сегодня общее образование  может быть представлено с одной  стороны, как система непрерывного образования, а с другой – как  общеобразовательная подготовка человека предшествующей профессии.

Существуют:

1)общие умения  и навыки – внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) умения  и навыки. (Например: составить план, выделить существенное, сравнить, сделать  выводы);

2)специфические умения  и навыки – умения и навыки  в рамках одного вида деятельности  или учебного предмета (решение  задач по физике, математике).


Информация о работе Сущность содержания образования и его компоненты