Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 09:29, реферат
В начале XIX в. в психолого-педагогической литературе появились термины «формальное образование» и «материальное образование», на основе которых впоследствии сформировались два крупных направления в области содержания образования. Однако, сторонники данных теорий при их изучении не уделяли внимания содержанию образования, за что были подвергнуты критике со стороны многих ученых психологов, ведь каждая наука развивает человека именно настолько, насколько хватает ее содержания и именно с той стороны, на которую ее содержание направлено.
1.Введение………………………………………………………………..3
2.Понятие содержания образования……………………………………4
3.Основные направления содержания образования…………………...5
3.1 Физическое воспитание………………………………………5
3.2 Эстетическое воспитание…………………………………….6
3.3 Трудовое воспитание…………………………………………7
3.4 Умственное воспитание………………………………………8
3.5 Нравственное воспитание…………………………………….8
4.Факторы, влияющие на содержание образования…………………...10
4.1 Общественно-ориентированные (социальные) факторы…...10
4.2 Личностно-ориентированные факторы……………………....11
5.Принципы построения содержания образования…………..................12
6.Государственный образовательный стандарт………………………...14
7.Теоретическое представление о содержании образования………….15
8.Основные теории содержания образования………………………….16
8.1 Дидактический материализм (энциклопедизм)……………..16
8.2 Дидактический формализм…………………………………...17
8.3 Дидактический утилитаризм…………………………………18
8.4 Экземпляризм………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………....21
Оглавление
1.Введение……………………………………………………
2.Понятие содержания образования……………………………………4
3.Основные направления содержания образования…………………...5
3.1 Физическое воспитание………………………………………5
3.2 Эстетическое воспитание…………………………………….6
3.3 Трудовое воспитание…………………………………………7
3.4 Умственное воспитание………………………………………8
3.5 Нравственное воспитание…………………………………….8
4.Факторы, влияющие на содержание образования…………………...10
4.1 Общественно-ориентированные (социальные) факторы…...10
4.2 Личностно-ориентированные факторы……………………....11
5.Принципы построения содержания
образования…………...............
6.Государственный образовательный стандарт………………………...14
7.Теоретическое представление о содержании образования………….15
8.Основные теории содержания образования………………………….16
8.1 Дидактический материализм (энциклопедизм)……………..16
8.2 Дидактический формализм…………………………………...17
8.3 Дидактический утилитаризм…………………………………18
8.4 Экземпляризм………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В начале XIX в. в психолого-педагогической литературе появились термины «формальное образование» и «материальное образование», на основе которых впоследствии сформировались два крупных направления в области содержания образования. Однако, сторонники данных теорий при их изучении не уделяли внимания содержанию образования, за что были подвергнуты критике со стороны многих ученых психологов, ведь каждая наука развивает человека именно настолько, насколько хватает ее содержания и именно с той стороны, на которую ее содержание направлено.
Образование есть процесс и результат развития личности в ходе ее обучения и воспитания. Отечественный дидакт В. С. Леднев считает, что глобальной целью образования является всестороннее гармоническое развитие личности. В своих трудах он подчеркивает, что прежде всего от образования зависит уровень культурного, нравственного и морального развития личности. Современное образование должно быть направлено на развитие тех качеств личности, которые необходимы ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.
Именно в процессе образования
у человека формируются мировоззрение,
его личностные качества, моральные
и нравственные принципы. В процессе
образования человек
Именно поэтому среди основных функций образования учеными выделяются такие функции как передача общей культуры последующим поколениям и всестороннее гармоническое развитие личности.
Следовательно, содержание образования должно быть построено таким образом, чтобы дать все возможности человеку для его нормального, прогрессивного развития.
Понятие содержания образования.
Содержание образования является одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры. Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества. В Педагогическом словаре 1960 года мы видим следующее толкование понятия содержания образования: "содержание образования – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы". Данное определение подходит к так называемому знаниево - ориентированному подходу к изучению образования. При таком подходе в центре внимания находятся знания, заслоняя при этом саму личность человека.
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Итак, по определению таких представителей данного направления как И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, содержание образования есть педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
На основании всего
вышесказанного можно сделать вывод,
что под содержанием
Содержание образования
рассматривается как
Основные направления содержания образования, их функции.
Физическое воспитание
Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания, социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Среди функций физического воспитания выделяются:
Развивающая функция (Состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям.)
Эстетическое воспитание
Эстетическое
воспитание - процесс формирования и развития
эстетического, эмоционально-чувственного
и ценностного сознания личности и соответствующей
ему деятельности. Один из универсальных
аспектов культуры личности, обеспечивающий
её рост в соответствии с социальным и
психофизического становлением человека
под влиянием искусства и многообразных
эстетических объектов и явлений реальности.
Эстетическое воспитание реализуется
в системах образования различного уровня,
приобретая полноценность лишь при самообразовании,
саморазвитии личности, подводящих к осознанию
себя участником и субъектом эстетической
деятельности.
Цели эстетического воспитания и образования:
Художественные
потенции человека, его эстетические
возможности с наибольшей полнотой
и последовательностью
Эстетическое развитие личности средствами
искусства принято в педагогике называть
художественным воспитанием. Обращаясь
непосредственно к произведениям искусства,
оно требует развития в человеке умения
правильно воспринимать явления красоты.
Помимо знания ряда художественных произведений
человек должен приобрести некоторый
объем сведений из области теории и истории
того или иного вида искусства. Такое обогащение
непосредственных художественных впечатлений
знанием законов искусства и мастерства
художника отнюдь не убивает эмоциональности
восприятия. Напротив, эмоциональность
эта усиливается, углубляется, а восприятие
становится более осмысленным.
Таким образом, эстетическое воспитание,
являясь одним из компонентов целостного
педагогического процесса, призвано сформировать
стремление и умение строить свою жизнь
"по законам красоты".
Трудовое воспитание
Трудовое
воспитание - формирование необходимых
для трудовой деятельности нравственных
качеств человека с помощью труда; в социалистическом
обществе — в широком смысле — целенаправленное
формирование отношения к труду как основы
нового духовного облика человека, воспитания
высокосознательного и всесторонне развитого
человека в более узком смысле — целенаправленный,
тесно связанный с обучением в школе процесс
подготовки детей и юношества к трудовой
деятельности.
Отношение к труду формируется в процессе
воспитания трудолюбия, готовности и способности
выполнять полезную обществу работу, сознания
ответственности за результаты труда,
способности воспринимать интересы коллектива
как личные, добросовестно и творчески
относиться к решению трудовых задач.
Важнейшими путями и формами трудового
воспитания являются: подготовка детей
и юношества к труду в семье и школе, привлечение
их к непосредственному и посильному участию
в общественном производстве
Трудовое воспитание ребенка начинается
с формирования в семье и школе элементарных
представлений о трудовых обязанностях.
Труд был и остается необходимым и важным
средством развития психики и нравственных
представлений личности. Трудовая деятельность
должна стать для школьников естественной
физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание тесно связано с политехнической
подготовкой учащихся. Политехническое
образование обеспечивает знание основ
современной техники, технологии и организации
производства; вооружает учащихся общетрудовыми
знаниями и навыками; развивает творческое
отношение к труду; способствует правильному
выбору профессии. Таким образом, политехническое
образование является базой трудового-воспитания.
Содержание трудового воспитания определяется
названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических
факторов, производственными условиями
района, области, возможностями школы,
ее материальной базой, преподавательскими
кадрами, традициями школы и т.д.
Содержательную основу трудового воспитания
школьников составляют следующие виды
труда.
Техническая подготовка учащихся в различных
формах и видах всегда была направлена
на развитие личности ребенка, выбор социально-личностных
способов поведения, формирование и совершенствование
способностей, задатков, интересов, склонностей
и в конечном итоге - осуществление устойчивого
профессионального самоопределения.
Умственное воспитание
Умственное
воспитание - педагогическая деятельность,
направленная на развитие интеллектуальной
культуры личности, познавательных мотивов,
умственных сил, мышления. Оно осуществляется
в тесном единстве с формированием
мировоззрения.
Интеллектуальная культура включает в
себя комплекс знаний и умений в области
умственного труда: умение определять
цели познавательной деятельности, планировать
ее, выполнять познавательные операции
различными способами, работать с источниками.
Формирование умственной культуры является
частью задач по умственному развитию
детей, которое понимается как процесс
созревания и изменения умственных сил
под воздействием биологических и социальных
факторов. Умственные силы - совокупность
индивидуальных способностей к накоплению
знанию, совершению мыслительных операций.
Свойства ума - быстрота, ясность, критичность,
глубина, гибкость, широта, креативность.
Нравственное воспитание
Вопросы
нравственного развития, воспитания,
совершенствования человека волновали
общество всегда и во все времена.
Особенно сейчас, когда все чаще
можно встретить жестокость и
насилие, проблема нравственного воспитания
становится все более актуальной.
Именно учитель, имеющий возможность
влияния на воспитание ребенка должен
уделить этой проблеме важнейшую
роль в своей деятельности.
Задача нравственного воспитания состоит
в том, чтобы социально необходимые требования
общества педагоги превратили во внутренние
стимулы личности каждого ребенка, такие,
как долг, честь, совесть, достоинство.
Пути решения проблем нравственного воспитания
могут осуществляться как в процессе специального
обучения, так и в свободное время могут
быть использованы этические диалоги
и нравственные беседы.
Основой воспитания, определяющей нравственное
развитие, является формирование гуманистических
отношений учащихся, независимо от содержания,
методов, форм воспитательной работы.
Процесс воспитания, направленный на развитие
всех, должен быть построен так, чтобы
обеспечить оптимальное развитие каждого,
исходя из индивидуальности.
В воспитании любого нравственного качества
применяются различные средства воспитания.
В общей системе нравственного воспитания
важное место занимает группа средств,
направленных на формирование нравственных
суждений, оценок, понятий, на воспитание
нравственных убеждений. К этой группе
относятся этические беседы, лекции, диспуты
по этическим проблемам.
Мораль в прямом значении этого слова понимается
как обычай, нрав, правило. Часто в качестве
синонима этого слова используют понятие этика, означающее
привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется
и в другом значении - как философская
наука, изучающая мораль. В зависимости
от того, как освоена и принята человеком
мораль, в какой мере он соотносит свои
убеждения и поведение с действующими
моральными нормами и принципами, можно
судить об уровне его нравственности. Иначе
говоря, нравственность - это личностная
характеристика, объединяющая такие качества
и свойства, как доброта, порядочность,
честность, правдивость, справедливость,
трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм,
регулирующие индивидуальное поведение
человека.
Поведение человека оценивается по степени
соответствия определенным правилам.
Если бы таких правил не было, то один и
тот же поступок оценивался бы с разных
позиций и люди не могли бы прийти к единому
мнению - хорошо или плохо поступил человек?
Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся
на множество одинаковых поступков, носит
название нравственной нормы. Норма - это правило, требование, определяющее,
как человек должен поступить в той или
иной конкретной ситуации. Нравственная
норма может побуждать ребенка к определенным
поступкам и действиям, а может и запрещать
или предостерегать от них. Нормы определяют
порядок взаимоотношений с обществом,
коллективом, другими людьми.
Воспринимая требования морали как правила
жизни, которые делают человека лучше,
благороднее, общество вырабатывает нравственный
идеал, т.е. образец нравственного поведения,
к которому стремятся взрослые и дети,
считая его разумным, полезным, красивым.
Моральные нормы, принципы, категории,
идеалы принимаются людьми, принадлежащими
к определенной социальной группе, и выступают
как форма общественного нравственного
сознания. Вместе с тем мораль — это не
только форма общественного сознания,
но и форма индивидуального нравственного
сознания, так как человеку присущи свои
особенности духовного склада, самобытные
представления, чувства, переживания.
Эти личные проявления всегда окрашены
общественным сознанием. Усвоенные и принятые
личностью нравственные нормы, принципы,
категории, идеалы в то же время выражают
ее определенные отношения к другим людям,
к себе, к своему труду, к природе.