Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретическая часть работы по теме: «Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе»…………………………………………………………………………….5
1.1 Значение воспитательно-организаторской работы по подготовке детей к школе ……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………8
1.3 Организация воспитательно-образовательной работе по подготовке детей к школе………………………………………………………………………….12
Глава 2 Практическая часть работы по теме: «Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе»……………………………………………………………………………17
2.1 Изучение опыта работы в МАДОУ № 10 по подготовке детей к школе……………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

КУрсовая подготовка дет..doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава1. Теоретическая часть работы по теме: «Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе»…………………………………………………………………………….5

1.1 Значение воспитательно-организаторской работы по подготовке детей к школе ……………………………………………………………………………..5

1.2 Психолого-педагогическая  характеристика детей старшего  дошкольного возраста……………………………………………………………………………8

1.3 Организация воспитательно-образовательной  работе по подготовке детей к школе………………………………………………………………………….12

Глава 2 Практическая часть работы по теме: «Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе»……………………………………………………………………………17

2.1 Изучение   опыта работы в МАДОУ № 10        по        подготовке детей к школе……………………………………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………………28

Глоссарий………………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

Актуальность исследования. Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка. Интеллектуальное развитие не сводится к сумме усвоенных ребенком знаний, умений, хотя это тоже немаловажный факт. Родители часто удивляются, когда ребенок, умеющий читать, писать, считать, оказывается не готов к школьному обучению. Приведем пример с овладением ребенком порядковым счетом. Воспроизведение заученной по памяти последовательности чисел (умение считать до определенного числа) не означает, что ребенок готов к усвоению математики. Главное — это развитие мыслительных операций: сравнения, комбинирования, анализа, внутреннего плана действий (действия в уме), обобщения, умений выделять существенное в предметах, понятиях и явлениях окружающего мира, производить классификацию понятий. Ребенок должен уметь рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую последовательность. У ребенка должны быть развиты процессы восприятия формы, цвета, величины предмета (знание основного набора фигур, основного цветового спектра), целостности образа (умение видеть целое раньше частей) 

Среди различных параметров школьной готовности наибольшее значение имеют:   

— когнитивная (интеллектуальная) готовность — словарный запас, кругозор, специальные умения, сформированность познавательных процессов (адекватность восприятия, уровень обобщений, причинно-следственные связи, наличие развернутой фразовой речи, адекватный уровень развития тонкой моторики), обучаемость (ориентация на зону ближайшего развития — усвоение нового с помощью взрослого); 
      — эмоционально-волевая готовность — адекватное ситуации эмоциональное реагирование, определенный уровень произвольности психических процессов (способность выполнять работу по инструкции и образцу, умение управлять собой, вести себя в соответствии с ситуацией); 
      — личностная готовность — понимание новой социальной позиции, наличие мотивов для учения, желание учиться, интерес к учебным занятиям, умение ориентироваться на заданную систему требований, правил поведения; способность работать в группе сверстников и устанавливать контакт со взрослыми.

Предмет исследования: Воспитательно-организаторская работа по подготовке детей к школе.

Объект исследования: Дети и подготовка их к школе в ДОУ.

Цель исследования: проанализировать своеобразие организации жизни и воспитательно- организаторской работы по подготовке детей к школе.

Задачи исследования:

  • Значение воспитательно-организаторской работы по подготовке детей к школе .
  • Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
  • Организация воспитательно-образовательной  работе по подготовке детей к школе.
  • Изучение   опыта работы в МАДОУ № 10        по        подготовке детей к школе.

Глава 1 Теоретическая часть работы по теме: «Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе»

1.1 Значение воспитательно-организаторской  работы по подготовке детей к школе

История свидетельствует: самой эффективной формой, способной обеспечить полноценную подготовку детей к обучению в школе, является дошкольное образовательное учреждение. Идут годы, в обществе происходят изменения, но система дошкольного образования России как по содержанию, так и по организации была и остается передовой.

Однако с начала 90-х годов прошлого века в большинстве регионов России прогрессирует тенденция к снижению доступности традиционного дошкольного образования: нехватка детских садов в городах, закрытие сельских детских садов... Как следствие, проблемой становится получение качественных образовательных услуг детьми старшего дошкольного возраста.

В последние десятилетия появились нормативные документы, определяющие новые возможности организации воспитания и обучения старших дошкольников на базе как традиционных учреждений образования, так и вновь создаваемых образовательных структур. Однако, как показывает жизнь, за бортом системы остаются дети из семей риска, часто болеющие, проживающие в отдаленных населенных пунктах и густонаселенных районах крупных городов.[24,c.22-25]

При незначительном росте показателей интеллектуальной готовности детей к обучению в школе постоянно снижаются показатели, отражающие физическую и мотивационную готовность, а главное - состояние здоровья будущих первоклассников, испытывающих значительные и ничем не оправданные учебные перегрузки. Причин множество: некомпетентность родителей в вопросах подготовки детей к школе; предпочтение «школьных» форм обучения дошкольников; несоблюдение администрацией образовательных учреждений санитарно-гигиенических норм и т.п.

В рамках изучения проблемы готовности к школьному обучению сотрудниками Института педагогики социальной работы РАО был проведён опрос, в котором в качестве экспертов выступили учителя начальной школы, директора школ, воспитатели, заведующие ДОУ и другие специалисты, считающиеся компетентными в данном вопросе.

Им было предложено, используя условные знаки («+» – «Да», «+ – » –«Скорее да, чем нет», « – + » – «Скорее нет, чем да», « – » – «Нет»), оценить степень успешности развития общей и специальной готовности ребёнка-дошкольника в различных условиях: дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), других образовательных учреждениях, семье.

Как и следовало ожидать, большинство экспертов отдали предпочтение подготовке ребёнка к школе в условиях ДОУ. По мнению всех опрошенных, формирование физической, личностной и интеллектуальной готовности как компонентов общей психологической готовности ребёнка к обучению проходит достаточно успешно в стенах детского сада. Здесь большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья, всестороннему общему психическому и физическому развитию ребёнка. Для этого организуются подвижные игры на свежем воздухе, проводятся занятия физкультурой, ритмикой, плаванием и т. п., в режим дня включаются элементы закаливания. Во многих детских садах день начинается с утренней гимнастики под музыку. Всё это способствует формированию у ребёнка хорошей осанки, развивает двигательные навыки, улучшает координацию движений, повышает физическую работоспособность.

По мнению многих исследователей, в детском саду ребёнок находится в оптимальных условиях для его психического и умственного развития: это и правильно организованный режим дня, и наличие многочисленных контактов со сверстниками и взрослыми (воспитателями), и специально организованные занятия в подготовительных группах.

Переход ребенка в школу- качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С.Выгодский назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.[18,c.361]

Повышение качества подготовки детей к школе становится возможным путем модернизации содержания дошкольного образования, его форм и методов, а также разработки разнообразных видов  методического обеспечения с учетом вариантных форм организации образования и уровня развития детей.

В целях создания благоприятных условий для достижения нового, современного качества дошкольного образования необходимо:

  • Психолого- педагогическое обоснование новых подходов к перестройке деятельности педагога и его общения с детьми;
  • Разработка единых требований к содержанию программ;
  • Разработка программ и методического обеспечения к ним в соответствии с едиными целями дошкольного образования;
  • Выделение специального времени для свободной самостоятельной деятельности, в том числе для игры.[13,c.18-20]

Причиной указанных проблем является отсутствие в регионах единого подхода к образованию старших дошкольников, несогласованность действий различных образовательных структур. Поэтому очень важно, продолжая поиск оптимального содержания и форм работы с детьми, приступить к решению следующих принципиальных вопросов:

  • Каковы условия эффективной работы образовательной системы?
  • В какой мере они выполняются в регионе?
  • Какие задачи необходимо решить для оптимизации работы системы образования старших дошкольников?

Существенными условиями повышения эффективности системы в регионе выступают определенность и единство на всех ее уровнях целевых установок, их соответствие общественно-экономической ситуации и особенностям региона; упорядоченность и четкость взаимосвязей ее элементов (управленческих структур, образовательных учреждений разного типа и вида, родительских сообществ), а также учреждений системы здравоохранения и социальной защиты населения.

Именно поиск путей повышения адаптивности образовательной системы является одним из принципиальных условий решения задач гуманизации образования, сохранения здоровья детей, поддержки процессов личностного развития и самоактуализации всех участников образовательного процесса.

 

 

1.2 Психолого- педагогическая  характеристика детей старшего  дошкольного возраста

 

 
      С психолого-педагогической  точки зрения, дошкольный возраст  является одним из ключевых  в жизни ребенка и во многом  определяет его будущее психологическое развитие. В старшем дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит активное развитие психики ребёнка. Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведение ребёнка, а также на образование новых временных связей. Действия дошкольника приобретают более осмысленный характер, чем у преддошкольника. Они производятся с учётом ранее приобретённых знаний об окружающем. Положительные условные рефлексы образуются у дошкольников очень легко и быстро, часто в результате двух-трёх подкреплений. При этом возможно образование вторичных и третичных условных рефлексов, которые формируются на основе временных связей, сложившихся ранее.

      Что касается условного торможения, то выработка его у дошкольников представляет известные трудности. Однако в развитии условного торможения наблюдается значительный прогресс на протяжении дошкольного возраста. Дети научаются воздерживаться от поступков, которые запрещаются взрослыми или не соответствуют требованиям детского коллектива. В дошкольном возрасте возрастает роль коры больших полушарий в регуляции подкорковых центров, что делает поведение ребёнка более организованным, а его эмоции более сложными и разнообразными.  
В дошкольном возрасте значительно возрастает роль слова, второй сигнальной системы, в познании окружающей действительности и в поведении ребёнка.

     Дошкольник постепенно научается выполнять довольно сложные действия по словесной инструкции. Вместе с тем он начинает усваивать новые знания не только путём непосредственного восприятия окружающего, но и с помощью словесных объяснений и описаний. Вторая сигнальная система у ребёнка развивается в тесном взаимодействии с первой. Для того чтобы объяснения, обращённые к ребёнку, были им поняты, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием соответствующих предметов и явлений или же опираться на достаточно отчётливые наглядные представления, образовавшиеся у ребёнка в результате прежних наблюдений.

Информация о работе Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе