Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 22:05, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретическая часть работы по теме: «Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе»…………………………………………………………………………….5
1.1 Значение воспитательно-организаторской работы по подготовке детей к школе ……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………8
1.3 Организация воспитательно-образовательной работе по подготовке детей к школе………………………………………………………………………….12
Глава 2 Практическая часть работы по теме: «Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе»……………………………………………………………………………17
2.1 Изучение опыта работы в МАДОУ № 10 по подготовке детей к школе……………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………
2. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Скоро в школу» предусматривает следующие формы организации:
Структура занятий по психологической подготовке детей к школе состоит из следующих этапов:
1 часть – развитие мелкой моторики;
2 часть – развитие мышления;
3 часть – развитие речи;
4 часть – развитие памяти;
5 часть – развитие внимания;
6 часть – снятие эмоционального напряжения, релаксация.
Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров, а затем букв в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов.
В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга.
Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.
Задачи:
Мышление ребенка в возрасте 6-7 находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.
Задачи:
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.
Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.
Задачи:
Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.
Задачи:
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
Задачи:
Существенный момент мотивационной готовности к школьному
обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.
Задачи:
7. «Снятие эмоционального напряжения»
На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.
Программа рассчитана на 1 год обучения (2 занятия в неделю) и состоит из следующих этапов.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
КОНТРОЛЬНЫЙ (диагностический)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
РАЗВИВАЮЩИЙ (коррекционно – развивающие занятия)
При составлении программы «Скоро в школу» учитывается принцип комплектности методов психологического воздействия, который утверждает не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, но и активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в данной программе. Ведь окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Индивидуальные консультации по организации предметно – развивающей среды
Групповая консультация «Развитие внимания»
Оформление дидактических игр и пособий для подготовки ребенка к школе
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родительское собрание: «Подготовка ребенка к школьному обучению»
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития внимания и других психических процессов
Оформление наглядной информации для родителей в виде ширм.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Можно назвать три основных направления психического развития дошкольника: личность, деятельность и общение.
Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития дошкольников, направлены:
Исходя из половозрастных норм все результаты психологического обследования, представленные в таблицах, выражены в стандартных оценках - от 1 до 10 баллов. Таким образом, через стандартную оценку определяется уровень развития интеллектуальных и личностных особенностей каждого ребенка.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
Методика «Свободная классификация» (Определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения).
Методика «10 слов» (Изучение объема слуховой памяти, элементов ее произвольности).
Методика «Запомни картинки» (Определение уровня развития образной памяти).
Методика «Шифровка» (Изучение уровня концентрации, переключения внимания, зрительно – моторной координации и скорости образования нового навыка).
Методика «Узоры» (Определение уровня сформированности мелкомоторных навыков, зрительно-моторной координации и глазомера).
Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).
К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В процессе приобретения знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.
Готовность ребенка к школьному обучению к концу года предполагает наличие у него следующих качеств:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В этом разделе описываются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие внимания, памяти, мышления. По всем раздела имеются рекомендации родителям педагогам.
Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика позволяет развивать не только мелкую моторику и внимание, но и произвольность поведения, за счет стремления четко и правильно выполнить все упражнения. Гимнастику необходимо проводить каждый день до, и после выполнения других упражнений.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания