Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретическая часть работы по теме: «Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе»…………………………………………………………………………….5
1.1 Значение воспитательно-организаторской работы по подготовке детей к школе ……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………8
1.3 Организация воспитательно-образовательной работе по подготовке детей к школе………………………………………………………………………….12
Глава 2 Практическая часть работы по теме: «Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе»……………………………………………………………………………17
2.1 Изучение опыта работы в МАДОУ № 10 по подготовке детей к школе……………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

КУрсовая подготовка дет..doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

2. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное  отношение к школе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Скоро в школу» предусматривает следующие формы организации:

  1. Фронтальное (подгрупповое) занятие – 2 раза в неделю.
  2. Индивидуальная работа.

Структура занятий по психологической подготовке  детей к школе состоит из следующих этапов:

1 часть – развитие  мелкой моторики;

2 часть – развитие  мышления;

3 часть – развитие  речи;

4 часть – развитие  памяти;

5 часть – развитие  внимания;

6 часть – снятие эмоционального  напряжения, релаксация.

Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров, а затем букв в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов.

В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга.

  1. «Развитие мелкой моторики»

Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.

Задачи:

  1. Подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);
  2. Научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;
  3. Упражнять в написании печатного шрифта.
  4. «Развитие мышления»

Мышление ребенка в возрасте 6-7 находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

Задачи:

  1. Содействовать развитию наглядно-образного мышления;
  2. Развивать сообразительность, любознательность;
  3. Развивать мыслительные операции;
  4. Развивать логическое мышление;
  5. Учить выделять существенные признаки.
  6. «Развитие речи»

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.

Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.

Задачи:

  1. Расширять и активизировать словарный запас;
  2. Пополнять запас знаний и сведений;
  3. Развивать воображение, фантазию;
  4. Побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы.
  5. «Развитие памяти»

Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Задачи:

  1. Развивать непроизвольную и произвольную память;
  2. Развить зрительную и слуховую память.
  3. «Развитие внимания»

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Задачи:

  1. Развивать сенсорное внимание:
  2. Развивать слуховое внимание;
  3. Развивать моторно-двигательное внимание. 
  4. «Содействие становлению учебной мотивации»

Существенный момент мотивационной готовности к школьному

обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

Задачи:

  1. Развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей)
  2. Содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление к успеху» (уважительно и внимательно относиться к потребностям и достижениям ребенка; эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки овладеть чем-то новым)
  3. Способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика; создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьезно учиться, как взрослые).

7. «Снятие эмоционального  напряжения»

На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.

Программа рассчитана на 1 год обучения (2 занятия в неделю) и состоит из следующих этапов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

КОНТРОЛЬНЫЙ (диагностический)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

РАЗВИВАЮЩИЙ (коррекционно – развивающие занятия)

При составлении программы «Скоро в школу» учитывается принцип комплектности методов психологического воздействия, который утверждает не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, но и активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в данной программе. Ведь окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Индивидуальные консультации по организации предметно – развивающей среды

Групповая консультация «Развитие внимания»

Оформление дидактических игр и пособий для подготовки ребенка к школе

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Родительское собрание: «Подготовка ребенка к школьному обучению»

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития внимания и других психических процессов

Оформление наглядной информации для родителей в виде ширм.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для  его дальнейшего роста. Можно назвать три основных направления психического развития дошкольника: личность, деятельность и общение.

Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития дошкольников, направлены:

  1. На изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление;
  2. На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка ребенка, уровень тревожности.

 

     Исходя из  половозрастных  норм  все  результаты  психологического обследования, представленные в таблицах,  выражены в стандартных оценках - от 1 до 10 баллов. Таким образом,  через  стандартную  оценку определяется уровень развития интеллектуальных и личностных особенностей каждого ребенка.

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

Методика «Свободная классификация» (Определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения).

Методика «10 слов» (Изучение объема слуховой памяти, элементов ее произвольности).

Методика «Запомни картинки» (Определение уровня развития образной памяти). 

Методика «Шифровка» (Изучение уровня концентрации, переключения внимания, зрительно – моторной координации и скорости образования нового навыка). 

Методика «Узоры» (Определение уровня сформированности мелкомоторных навыков, зрительно-моторной координации и глазомера).

Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).

Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).

К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В процессе приобретения знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.  

Готовность ребенка к школьному обучению к концу года предполагает наличие у него следующих качеств:

  1. Организованность, аккуратность;
  2. Волевые качества;
  3. Внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.);
  4. Сообразительность, любознательность;
  5. Развитая речь и хорошее воображение;
  6. Хорошая память;
  7. Моторная ловкость;
  8. Дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми;
  9. Начальные навыки счета и чтения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В этом разделе описываются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие внимания, памяти, мышления. По всем раздела имеются рекомендации родителям  педагогам.

Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика позволяет развивать не только мелкую моторику и внимание, но и произвольность поведения, за счет стремления четко и правильно выполнить все упражнения. Гимнастику необходимо проводить каждый день до, и после выполнения других упражнений.

  1. Массаж пальчиков. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие движения, растирающие движения,  круговые движения. Повторять массаж пальчиков обеих рук в течение 1-2 минут, заканчивать поглаживающими движениями. Массаж пальчиков проводится в начале, середине  (при  возникновении  усталости)  и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.
  2. Приветствие футболистов. Дотронуться до  каждого пальчика-«члена команды» и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!». Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с указательным,  средним,  безымянным, мизинцем и обратно
  3. Волны. Ребенок пытается сделать «волны» кистями рук (как «умирающий лебедь»).
  4. Крестики-нолики. Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и  мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.
  5. Колокольчики. Ребенок  в  течение  30-60  секунд потряхивает кистями рук.
  6. Музыка.  Ребенок совершает  волнообразные  движения (вверх-вниз)  всеми  пальцами  руки так,  как будто играет на фортепиано.
  7. Ножницы. Ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок  пытается  отвести  указательный пальчик от остальных, крепко сжатых.
  8. Круги.  Ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания 

  1. «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
  2. Игры – головоломки.
  3. Загадки.
  4. «Найди отличия».
  5. «Найди два одинаковых предмета».
  6. «будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
  7. «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнение, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
  8. «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
  9. «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
  10. «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.

Информация о работе Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе