Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретическая часть работы по теме: «Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе»…………………………………………………………………………….5
1.1 Значение воспитательно-организаторской работы по подготовке детей к школе ……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………8
1.3 Организация воспитательно-образовательной работе по подготовке детей к школе………………………………………………………………………….12
Глава 2 Практическая часть работы по теме: «Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе»……………………………………………………………………………17
2.1 Изучение опыта работы в МАДОУ № 10 по подготовке детей к школе……………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

КУрсовая подготовка дет..doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Игры и упражнения для развития памяти

  1. «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
  2. «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин. Рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
  3. «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т.д.
  4. «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
  5. «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.
  6. «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
  7. «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утором.
  8. «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой – либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
  9. «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешочке.
  10. «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
  11. «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать их.
  12. «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Игры и упражнения для развития мышления

  1. «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
  2. «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
  3. «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигурку». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
  4. «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
  5. «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый - легкий», «сильный - слабый», «Твердый - мягкий» и т.д.

Заключение

В курсовой работе рассмотрены проблемы работы воспитателей  в детском саду по подготовке к школе дошкольников.

В первой главе сделан анализ значения воспитательно-организаторской работы по подготовке детей к школе и организация воспитательно-образовательной  работе по подготовке детей к школе.

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых  и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.

Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, можно выделить наиболее приемлемые для развития нашей школы основополагающие идеи:

-создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;

-формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;

-развитие комплекса показателей функционального развития. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;

-формирование психологической готовности к школе.

Во второй главе изучен   опыт работы в МАДОУ № 10        по      подготовке детей к школе. Предлагаемая программа психологической подготовки детей к школе «Скоро в школу» (для детей 5-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе).

 

Список использованной литературы

1.Абрамова,Т.В., Корнещук Н.Г., Рубин Ш.Г. Оценка готовности выпускников дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе Оценка качества образования, 2007. – №1. – С.66.

2.Алексеева, А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом // Дошкольное воспитание, 2007. – №2. – С.58.

3.Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.

4.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - СПб: Питер, 2008

5.Вайнер, М.Э. Ребёнок и родители на пороге школьной жизни // Начальная школа, 2007. – №4. – С.15.

6.Волков, Б.С., Волкова Н.В.Готовим ребенка к школе-СПб, Питер-2008-192с.

7.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224

8.Гейци, Э.Д. Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 2

9.Гатина, О.И. Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе./ Воспитатель ДОУ. 2009. - №12. С.48-53.

10.Грамота. Литература и речь. Работа со школой: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / Ред.-сост. О. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007.

11.Гуткина, Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. /Психолог в детском саду. 2007. - №4 С. 47-65.

12.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием// Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С.104-109.

13.Доронова, Т. О концепции организации содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе// Дошкольное воспитание- №8- 2007- с.18-31

14.Евдокишина, О. Уходит дошкольное детство: Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание - №2- 2008-с.74-78

15. Ермолаева, М. В., Ерофеева И. Г.Психологическая карта дошкольника. Готовность к школе- М.:, МПСИ, МОДЭК- 2008- 96с.

16.Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения- Спб.: Питер - 2008 - 208 с.

17.Калмыкова, Е.В. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе-М.:, Аркти 2010- 104с.

18.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 416

19.Короткова, Н.А. Организация предметной и развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста // По материалам Всероссийского совещания «Деятельность органов управления образованием по организации и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста» – М.: ФИРО, 2007. – С. 53-59.

20.Лаврентьева, М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада www.portal-slovo.ru

21.Лаврентьева, М. В.Социальная готовность детей к обучению в школе www.portal-slovo.ru

22.Милосердова, Г.В. Готов ли ребенок к школе? – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

23.Степанова Н. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 43-46.

24.Тимофеева, Л. Система образования старших дошкольников// Дошкольное образование- №6- 2008 – с.22-25

25.Шаграева, О.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2007. - 456 с.

   

                                                   Глоссарий

1.Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка

2.Когнитивная (интеллектуальная) готовность  к школе — словарный запас, кругозор, специальные умения, сформированность познавательных процессов (адекватность восприятия, уровень обобщений, причинно-следственные связи, наличие развернутой фразовой речи, адекватный уровень развития тонкой моторики), обучаемость (ориентация на зону ближайшего развития — усвоение нового с помощью взрослого); 
  3.Эмоционально-волевая готовность к школе — адекватное ситуации эмоциональное реагирование, определенный уровень произвольности психических процессов (способность выполнять работу по инструкции и образцу, умение управлять собой, вести себя в соответствии с ситуацией); 
   4.Личностная готовность  к школе— понимание новой социальной позиции, наличие мотивов для учения, желание учиться, интерес к учебным занятиям, умение ориентироваться на заданную систему требований, правил поведения; способность работать в группе сверстников и устанавливать контакт со взрослыми.

 

 

 

 

 


Информация о работе Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе