Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 22:05, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретическая часть работы по теме: «Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе»…………………………………………………………………………….5
1.1 Значение воспитательно-организаторской работы по подготовке детей к школе ……………………………………………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………8
1.3 Организация воспитательно-образовательной работе по подготовке детей к школе………………………………………………………………………….12
Глава 2 Практическая часть работы по теме: «Своеобразие организации жизни и воспитательно-организаторской работы по подготовки детей к школе»……………………………………………………………………………17
2.1 Изучение опыта работы в МАДОУ № 10 по подготовке детей к школе……………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………
Игры и упражнения для развития памяти
Игры и упражнения для развития мышления
Заключение
В курсовой работе рассмотрены проблемы работы воспитателей в детском саду по подготовке к школе дошкольников.
В первой главе сделан анализ значения воспитательно-организаторской работы по подготовке детей к школе и организация воспитательно-образовательной работе по подготовке детей к школе.
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.
Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, можно выделить наиболее приемлемые для развития нашей школы основополагающие идеи:
-создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
-формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
-развитие комплекса показателей функционального развития. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
-формирование психологической готовности к школе.
Во второй главе изучен опыт работы в МАДОУ № 10 по подготовке детей к школе. Предлагаемая программа психологической подготовки детей к школе «Скоро в школу» (для детей 5-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе).
Список использованной литературы
1.Абрамова,Т.В., Корнещук Н.Г., Рубин Ш.Г. Оценка готовности выпускников дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе Оценка качества образования, 2007. – №1. – С.66.
2.Алексеева, А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом // Дошкольное воспитание, 2007. – №2. – С.58.
3.Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
4.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - СПб: Питер, 2008
5.Вайнер, М.Э. Ребёнок и родители на пороге школьной жизни // Начальная школа, 2007. – №4. – С.15.
6.Волков, Б.С., Волкова Н.В.Готовим ребенка к школе-СПб, Питер-2008-192с.
7.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224
8.Гейци, Э.Д. Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 2
9.Гатина, О.И. Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе./ Воспитатель ДОУ. 2009. - №12. С.48-53.
10.Грамота. Литература и речь. Работа со школой: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / Ред.-сост. О. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007.
11.Гуткина, Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. /Психолог в детском саду. 2007. - №4 С. 47-65.
12.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием// Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С.104-109.
13.Доронова, Т. О концепции организации содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе// Дошкольное воспитание- №8- 2007- с.18-31
14.Евдокишина, О. Уходит дошкольное детство: Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание - №2- 2008-с.74-78
15. Ермолаева, М. В., Ерофеева И. Г.Психологическая карта дошкольника. Готовность к школе- М.:, МПСИ, МОДЭК- 2008- 96с.
16.Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения- Спб.: Питер - 2008 - 208 с.
17.Калмыкова, Е.В. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе-М.:, Аркти 2010- 104с.
18.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 416
19.Короткова, Н.А. Организация предметной и развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста // По материалам Всероссийского совещания «Деятельность органов управления образованием по организации и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста» – М.: ФИРО, 2007. – С. 53-59.
20.Лаврентьева, М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада www.portal-slovo.ru
21.Лаврентьева, М. В.Социальная готовность детей к обучению в школе www.portal-slovo.ru
22.Милосердова, Г.В. Готов ли ребенок к школе? – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
23.Степанова Н. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 43-46.
24.Тимофеева, Л. Система образования старших дошкольников// Дошкольное образование- №6- 2008 – с.22-25
25.Шаграева, О.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2007. - 456 с.
1.Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка
2.Когнитивная (интеллектуальная) готовность
к школе — словарный запас, кругозор, специальные
умения, сформированность познавательных
процессов (адекватность восприятия, уровень
обобщений, причинно-следственные связи,
наличие развернутой фразовой речи, адекватный
уровень развития тонкой моторики), обучаемость
(ориентация на зону ближайшего развития — усвоение
нового с помощью взрослого);
3.Эмоционально-волевая
готовность к школе — адекватное ситуации
эмоциональное реагирование, определенный
уровень произвольности психических процессов
(способность выполнять работу по инструкции
и образцу, умение управлять собой, вести
себя в соответствии с ситуацией);
4.Личностная
готовность к школе— понимание новой
социальной позиции, наличие мотивов для
учения, желание учиться, интерес к учебным
занятиям, умение ориентироваться на заданную
систему требований, правил поведения;
способность работать в группе сверстников
и устанавливать контакт со взрослыми.