Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 13:20, курсовая работа
Перед педагогическим сообществом постоянно возникали вопросы:
- как развить творческие способности ребёнка?
- каким образом построить воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка?
- как создать сплоченный детский коллектив, в котором каждый ребенок будет чувствовать себя хорошо и уютно?
Введение…………………………………………………………….………3
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческих способностей у старших дошкольников.
1.1 Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе..….........................................7
1.2. Особенности театрализованной игры и ее характеристика……….10
1.3. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной игры………………………………………………………….14
Глава II Диагностико-аналитическая работа по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованной игры.
2.1. Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..16
2.2. Методические рекомендации развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через дополнительную образовательную услугу по театрализованной деятельности …...…………...19
Заключение…………………………………………………………….….21
Библиографический список……………………………………………
Таким образом, развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.
1.2. Особенности театрализованной игры и ее характеристика.
Через творчество и игрушки ребенок может успешно освоить многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».
Л.С. Выготский заметил, что у детей дошкольного возраста появление замысла означает переход к творческой деятельности. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения. (3, с.84)
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок - не актер. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.
О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства, так К.С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л. Рошаль писал: «Всякая детская игра - это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако никогда не теряет своего реального «я». Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры - театральной иллюзией». (1, с.280)
Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. У детей 5-7 лет возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время завладевают воображением.
Особый характер имеет замысел в играх-драматизациях, которые помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений. У детей 6-7 лет игры-драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей. (4, с.46)
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей. (7, с.107)
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость, и творцам, и зрителям.
Сами по себе театрализованные игры являются частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. (24, с.70)
Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия; уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами. Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить, как уровень общекультурного развития. (9, с.338)
Роль педагога в организации и проведении таких игр также очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. Существуют такие виды театрализованной игры, как: кукольный, пальчиковый, теневой, настольный театр, игра-драматизация, музыкальные спектакли.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Эта точка зрения поддерживается такими педагогами, как Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и другие. (4, с.65)
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.
Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу.
1.3. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной игры.
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это могут дать театрализованные игры. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно игра-драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. (13, с.37)
Театрализованная игра создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Как отмечает Петрова В.Г., «театрализованная игра - это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых». (16, с.212)
В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной игры и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение. (17, с.238)
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности в театрализованной игре дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
В театрализованной игре действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. (18, с.378)
Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Таким образом, большое и разнообразное влияние театрализованной игры на развитие личности ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной игровой деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Глава II Диагностико-аналитическая работа по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованной игры.
2.1. Выявление уровня
развития творческих
Диагностико-аналитическая работа проводилась в МАДОУ «Детский сад № …» г. Березники. В эксперименте участвовали дети подготовительной к школе группе в количестве 20 человек. Целью диагностико-аналитической работы было установить исходный уровень творческих способностей и умений через театрализованную игру у детей старшего дошкольного возраста. Целью диагностики было пронаблюдать самостоятельность и способность детей к игре-драматизации.
В течение недели подгруппам детей предлагали инсценировать сказку «Колобок». Для разыгрывания было предложено 7 масок: бабка, дед, колобок, волк, медведь, заяц, лиса. Перед показом сказки, дети должны были вспомнить её содержание и инсценировать через игру-драматизацию. (Приложение 1)
В процессе проигрывания сказки дети действовали самостоятельно. На основе наблюдений фиксировали результаты, которые заносили в свободные протоколы. Результаты свидетельствовали о том, что у детей реализация к театрализованной игре при самостоятельной деятельности находится на уровне ниже среднего.
Игра была непродолжительная, неструктурированная, без эмоциональная. Дети не умеют и не знают, как подготовиться к игре. Все компоненты игры они обсуждали в ходе игры-драматизации.
Для анализа развития игры-драматизации мы использовали характеристику трёх уровней развития игры.
Высокий. В игре дети проявляют инициативу. Выступают с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазируют. Активны в ролевых взаимодействиях и в ролевых диалогах.
Дети доброжелательны к сверстникам, проявляют интерес к замыслам других детей. Участвуют в игре как на ведущих, так и на других ролях. Объясняют, показывают игровые действия. Придумывают новые варианты игры, действуя по аналогии с известной и творчески.
Средний. Дети охотно участвуют в игре. Разворачивают различные сюжеты. Игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Участвуют в создании игровой обстановки. Называют свою роль и роли других участников игры. Действуют в принятой роли, пытаются передать не только систему действий, но и характер игрового персонажа. Проявляют настойчивость в достижении результата.
Низкий. Игра однообразна. В игровых ролях дети маловыразительны. Речевая активность снижена. Сосредоточены на однообразных действиях с игрушками. Ролевой репертуар беден. В совместной игре наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по изменению сюжета принимают, но затрудняются соответственно изменить рисунок своей роли. Часто оставляли общую игру до её завершения. В игре с готовым содержанием упускают правила, увлекаясь процессом игры.