Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 13:20, курсовая работа
Перед педагогическим сообществом постоянно возникали вопросы:
- как развить творческие способности ребёнка?
- каким образом построить воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка?
- как создать сплоченный детский коллектив, в котором каждый ребенок будет чувствовать себя хорошо и уютно?
Введение…………………………………………………………….………3
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческих способностей у старших дошкольников.
1.1 Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе..….........................................7
1.2. Особенности театрализованной игры и ее характеристика……….10
1.3. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной игры………………………………………………………….14
Глава II Диагностико-аналитическая работа по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованной игры.
2.1. Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..16
2.2. Методические рекомендации развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через дополнительную образовательную услугу по театрализованной деятельности …...…………...19
Заключение…………………………………………………………….….21
Библиографический список……………………………………………
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: Театрализованные игры в развитии творческих способностей детей старших дошкольников.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческих способностей у старших дошкольников.
1.1 Развитие творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста
в психолого-педагогической литературе..….................
1.2. Особенности театрализованной игры и ее характеристика……….10
1.3. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной игры………………………………………………………….14
Глава II Диагностико-аналитическая работа по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованной игры.
2.1. Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..16
2.2. Методические рекомендации развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через дополнительную образовательную услугу по театрализованной деятельности …...…………...19
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………24
Приложение
Введение
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Наиважнейшим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип осуществления личностно-дифференцированного подхода в обучении и воспитании. (15, с.178)
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной игровой деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учёных, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкарёвой, И. Медведевой, Л. Артёмовой, Т. Шишовой и другими.
Перед педагогическим сообществом постоянно возникали вопросы:
- как развить творческие способности ребёнка?
- каким образом построить
воспитательный процесс, чтобы он
приводил к всестороннему и
гармоничному развитию
- как создать сплоченный детский коллектив, в котором каждый ребенок будет чувствовать себя хорошо и уютно?
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. (19, с.83)
Именно такой вид игровой деятельности как театрализованная игра является уникальным средством развития творческих способностей детей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Кроме того, театрализованная игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, т. е. развивает эмоциональную сферу. Особенно важны для детей те нравственно - эстетические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры. (12, с.184)
В настоящее время развитие творческого потенциала нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Тем самым, объединив все основные общеобразовательные программы ДОУ и направив работу педагогов на развитие творчества у детей. Этот компонент представлен в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:
- творчество продуктивное (сочинение
собственных сюжетов или
- творчество исполнительское (речевое, двигательное);
- творчество оформительское (декорации, костюмы и т. д.).
Театрализованная игра не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную игру детей. (21, с.74)
От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе театрализованной игры, формирование интереса к игре, импровизации, желание включиться в спектакль, расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей игры-драматизации. Так же воспитатель учит детей управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями «оформителя» спектакля, умение ребёнка позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, освоение комплекса игровых позиций, развитие способности выражать своё отношение к идее спектакля, воплощать свои замыслы, организуя деятельность других детей. (10, с.104)
Данная курсовая работа направлена на рассмотрение основных вопросов развития творческих способностей старших дошкольников средством театрализованной игры.
Объект исследования – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – театрализованная игра как средство развития творческих способностей старших дошкольников.
Цель исследования – выявить возможности развития творческих способностей детей средствами театрализованной игры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, методическую и педагогическую литературу по данной теме.
2. Дать характеристику
развития творческих
3. Изучить методику театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста, условия её возникновения и организации.
4. Провести диагностико-
Методы исследования:
- изучение психолого-
- наблюдение за творческой деятельностью детей;
- беседа с детьми;
- диагностико-аналитическая работа творческих способностей детей;
- вовлечение детей в театрализованную игру, с целью развития их творческих способностей.
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческих способностей у старших дошкольников.
1.1 Развитие творческих
способностей детей старшего
дошкольного возраста в
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В дошкольном детстве творческие способности отождествляются со способностями к продуктивным видам деятельности. Но это далеко не так.
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое. (20, с.137)
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о продуктивных творческих способностях (рисование, лепка, конструирование), но и других творческих способностях. (5, с.410)
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В накопление опыта и знаний по мнению педагогов-психологов, таких как Л.С. Выготский, С.А. Козлова, О.М. Дьяченко, и есть необходимая предпосылка для развития творческой деятельности. Именно дошкольное детство признано сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Творческая фантазия не может быть продуктивной без определенного запаса информации, без её анализа и синтеза. Так, доктор психологических наук О. М. Дьяченко считает: «Развитие творческих способностей зависит и от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов».
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей. (2, с.102)
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие дошкольника.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. (8, с.103)
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и так далее. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. (8, с.105)
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. (25, с.24)
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. (11, с.124)