Театрализованные игры в развитии творческих способностей детей старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Перед педагогическим сообществом постоянно возникали вопросы:
- как развить творческие способности ребёнка?
- каким образом построить воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка?
- как создать сплоченный детский коллектив, в котором каждый ребенок будет чувствовать себя хорошо и уютно?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………3
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческих способностей у старших дошкольников.
1.1 Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе..….........................................7
1.2. Особенности театрализованной игры и ее характеристика……….10
1.3. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной игры………………………………………………………….14
Глава II Диагностико-аналитическая работа по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованной игры.
2.1. Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..16
2.2. Методические рекомендации развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через дополнительную образовательную услугу по театрализованной деятельности …...…………...19

Заключение…………………………………………………………….….21
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая для Ксюши.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

На основании критериев театрализованной игры дошкольников и анализа результата наблюдений мы составили таблицу 1.

Таблица 1. Показатели развития театрализованной игры подготовительной к школе группы детей на начало диагностики.

Группа

Кол-во детей

Уровни развития театрализованной игры

высокий

средний

низкий

Подготовительная к школе

20

2

12

6


Анализ таблицы свидетельствует, что развитие театрализованной игры у детей находится на среднем уровне и в группе преобладает количество детей, имеющих показатели среднего и низкого уровней.

Это свидетельствует о необходимости проведения с детьми дополнительной работы по развитию театрализованной игровой деятельности посредствам внедрения дополнительной образовательной услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методические рекомендации для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование театрализованных игр.

 

Итак, чем можно заниматься по театральной постановке и драматизации с детьми.

В наше время - время стрессов, резких взлетов и более резких падений в судьбах людей - все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Именно поэтому необходимо через театр прививать детям к музыке, к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей. Совместная творческая игра в театрализованной деятельности помогут ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью.

Задачами дополнительной образовательной услуги средствами театрализованной деятельности можно определить:

- Развитие личности ребенка, формирование  мировоззрения на лучших традициях  русской национальной культуры.

- Привитие устойчивого интереса  к литературному слову, театру, и  русскому фольклору.

- Совершенствование навыков воплощения  в игре и определенных переживаний.

- Развитие патриотического, нравственного  воспитания (воспитание любви и  уважения к своей Родине, ее  истории, культуре своего народа).

- Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.

- Развитие творческих способностей  ребенка. (Приложение 2)

Непосредственная образовательная деятельность театрализованной направленности развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. На занятиях часто бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Систематически занимаясь с детьми можно наблюдать, что каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа.

И так, как и творческие способности, театрализованные способности лучше всего развивать в дошкольном детстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития творческих способностей. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра - любимая форма деятельности, в которой осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Умело подбирая литературное произведение для инсценировки, интересно организовав работу над игрой-драматизацией, можно дать возможность погрузиться ребенку в более благоприятный мир, увлечь его, ненавязчиво побудить тем самым его к действиям, к определенной реакции. По поведению ребенка в театрализованной игре, по воплощению персонажей можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии.

Театрализованная игра учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять.

Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни. Она способствует познанию реального мира, приобщению ребенка к нормам и требованиям общества; полноценному, разнообразному развитию личности ребенка, является (при правильной организации и проведении) полезным и интересным времяпрепровождением детей.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л. Трусова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация», В.Н. Всеволдовский-Генгросс - драматические игры, которые характеризуются «наличием художественного образа и драматического действия». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др.).

Игры-драматизации «представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом — сценарием игры» (О.А. Карабанова). В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. (5)

И.Г. Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.). (4)

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин). Исследователи (П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров) выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.

В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами.

Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н.Леонтьев), в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина). (21)

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.

Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями.

 

 

 

Библиографический список

 

1. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2010. 288с. – Библиограф.: 280-286 с.

2. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Белова // Народное образование. – 2004. № 3. – С. 102-109.

3. Игра дошкольника [Текст] / Под. ред. Новоселовой С.Л. М.: Просвещение, 2012. 286с.

4. Игра и развитие личности дошкольника [Текст] / АПИ СССР, НИИ дошк. вос-я. М.: Изд-во АПИ, 2013. 152 с.

5. Комарова, Т. С. Школа творческого воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Зимородок: Карапуз, 2006. – 415 с. Библиогр.: 410-413 с.

6. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2008. – 54 с. Библиогр.: 53 с.

7. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. [Текст] / Е.Е. Кравцова. М., 2009. 118 с.

8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до семнадцати лет) [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 1996. – 186с.

9. Кудрина, Г.А., Ковалева, Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция. [Текст] / Г.А. Кудрина, Е.Б. Ковалева Иркутск, 2010. – 350 с. Библиогр.: 338-348 с.

10. Кузин, М. В. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / М. В. Кузин. – 2е изд. – Ростов н / Д: Феникс, 2007. – 253 с.

11. Мамайчук, И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. [Текст] / И.И. Мамайчук СПб., 2012. – 126 с. Библиогр.: 124-126 с.

12. Немов, Р.С. Психология. Книга 2: Возрастная психология. Педагогическая психология. [Текст] / Р.С. Немов – М.: Просвещение, 2003. – 442 с.

13. Правдов, М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Правдов. – М.: Канон+, 2006. – 183 с. – Библиограф.: 182 с.

14. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. [Текст] / Под.ред. В.А. Петровского.М.: Аспект Прес, 2013. 152с.

15. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 2009. – 200 с. Библиогр.: 195-198 с.

16. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А.Г. Рузской. М: Педагогика, 2008. 216 с. Библиогр.: 212-214 с.

17. Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. [Текст] / Т.А. Репина М.: Академия, 2007. – 248 с. Библиогр.: 238-246 с.

18. Смирнова Е.О. Детская психология. [Текст] / Е.О. Смирнова М.: Владос, 2010. – 386 с. Библиогр.: 378-383 с.

19. Совершенствование творчества дошкольников в деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. [Текст] – Свердловск, 2000. – 137 с.

20. Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности.: Межвузовский сборник трудов. [Текст] / Под ред. А.Н. Троян, Н.Д. Ватутиной. Свердловск: УГПИ, 2011. 137с.

21. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир. [Текст] / Е.В. Субботский М.: Просвещение, 2012. 207 с.

22. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 96с.

23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина М.: Просвещение, 1995.

24. Фадеева, Е.М. Дифференцированный подход в методической работе ДОУ [Текст] / Е.М. Фадеева // Управление ДОУ. – 2006. №7. – С.7076.

25. Швайко, Г.С. Совет педагогов [Текст] / Г.С. Швайко // Ребёнок в детском саду. – 2004. №1. – С. 24-29.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Театрализованные игры в развитии творческих способностей детей старших дошкольников