Технологии конструирования педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 03:56, контрольная работа

Описание работы

Одним из новых понятий для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности.
Вместе с тем дальнейшее развитие педагогической науки показывает, что появление этого термина и направления исследований в педагогике не является случайностью.

Содержание работы

1. Введение
2. Технологии конструирования педагогического процесса
2.1 Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
2.2 Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка 2.3 Прогнозирование и проектирование педагогического процесса
педагогического диагноза
2.4 Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
2.5 Планирование в деятельности учителя-предметника
3. Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

педагогические технологии Василенко.docx

— 42.66 Кб (Скачать файл)

Сам этап планирования урока включает в себя  три  взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата (содержание методов и средств) и установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций.

 

При определении целей урока необходимо предусмотреть  единство образовательных,  развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний,  выработку умений и навыков,  развитие опыта  творческой деятельности и формирование отношений личности. Цели должны обозначаться предельно конкретно в соответствии с темой и в зависимости от типа урока,  имея в виду при этом воспитательную цель,  пронизывающую систему уроков.  Все это  необходимо для  обеспечения  целостности урока и создания уверенности в том, что на уроке внимание будет фиксироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. После определения общих целей урока они подразделяются на частные, т.е. на цели отдельных учебных ситуаций.

На второй стадии планирования урока сообразно общим и  частным целям отбирается содержание,  выбираются формы и методы работы,  продумывается использование необходимых средств,  намечаются упражнения творческого характера.

На третьей стадии окончательно определяется структура  урока и  разрабатываются  учебные ситуации.  Так,  в частности,  важным представляется продумывание учителем своих действий на этапе  непосредственной  передачи информации,  направленных на активизацию внимания учащихся;  создание психологического настроя учащихся  и передачу им своего положительного отношения к материалу;  возбуждение активной самостоятельной мысли;  разъяснение учащимся трудного и непонятного; логически правильное, краткое и ясное изложение материала; использование на уроке учебных и наглядных пособий и т.п.

На этом же этапе учитель должен специально продумать, как он будет воздействовать не только на интеллектуальную, но и на мотивационно-потребностную  и  эмоционально-волевую  сферы   личности школьника.  Это поможет устранить факторы,  вызывающие негативное отношение к учению (монотонность, стереотипность, шаблонность изложения и т.п.);  предусмотреть использование специальных приемов работы в условиях недостатка времени на уроке (цейтнота), средств эмоционального воздействия,  не изменяющих стиля общения и характера требований, средств, усиливающих воспитательный потенциал не только содержания урока, но и форм и методов обучения.

 

Результатом подготовительной работы  к  уроку  является  его план.  В  отличие от тематического (календарно-тематического) его называют рабочим или поурочным.  Его форма и объем жестко не регламентируются, но в зависимости от опытности педагога и специфики темы краткий план может перерастать в план-конспект  или  даже  с подробным  указанием  каждого  педагогического действия учителя и учащихся. Подробный план свидетельствует о продуманности учителем всех деталей предстоящего урока.

План урока вне зависимости от его оформления содержит следующие элементы:

дата проведения,  номер по тематическому плану, класс; тема, цели и задачи урока;

структура урока с указанием последовательности его этапов  и примерного распределения времени на эти этапы;

содержание учебного материала;

методы и  приемы  работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации;

учебное оборудование,  учебные и наглядные пособия; место их использования на уроке;

планы решения задач (в планах уроков математики, физики, химии и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.

 

Функция технологии - в переносе опыта, использовании его другими, поэтому она изначально должна лишаться личностного оттенка ее разработчика. Состав технологии - не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. Чтобы сделать возможным перенос опыта, шаги деятельности педагога и обучаемого должны быть прописаны не только конкретно-предметно, но и абстрагировано, в обобщенном виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

 

1. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.

 

2. Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - №3.

 

3. Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

 

4. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.

 

5. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.

 

6. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.


Информация о работе Технологии конструирования педагогического процесса