Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:34, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении технологии блочно-модульного обучения. Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
- ознакомиться с общей характеристикой модульного обучения;
- изучить понятия модульного обучения;
- рассмотреть принципы модульного обучения;
- изучить сущность блочно-модульного обучения;
Введение……………………………………………………………………
3
Глава I. Общая характеристика модульного обучения ……………….
5
1.1. Понятия модульного обучения……………………………………...
5
1.2. Принципы модульного обучения…………………………………
8
1.3. Сущность блочно-модульного обучения…………………………
16
Вывод………………………………………………………………………
18
Глава II. Контроль и преимущества модульной системы обучения….
19
2.1. Педагогический контроль в модульном обучении………………
19
2.2. Преимущества модульной системы обучения……………………
28
Вывод………………………………………………………………………
31
Заключение………………………………………………………………
32
Список используемой литературы………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Общая характеристика модульного обучения ………………. |
5 |
1.1. Понятия модульного обучения……………………………………... |
5 |
1.2. Принципы модульного обучения………………………………… |
8 |
1.3. Сущность блочно-модульного обучения………………………… |
16 |
Вывод………………………………………………………………… |
18 |
Глава II. Контроль и преимущества модульной системы обучения…. |
19 |
2.1. Педагогический контроль в модульном обучении……………… |
19 |
2.2. Преимущества модульной системы обучения…………………… |
28 |
Вывод………………………………………………………………… |
31 |
Заключение…………………………………………………… |
32 |
Список используемой литературы……………………………………… |
34 |
Введение
Модульное обучение в разных
вариантах широко используется многими
учебными заведениями. За последние 20-25
лет его идеи получили широкое
распространение в США, Англии и
других странах. На сегодняшнем этапе
развития экономики, когда в большинстве
стран происходит переход от индустриальной
к информационной эре, которая характеризуется
использованием программно-управляемого
оборудования, ЭВМ и других технических
коммуникаций, ставятся высокие требования
к подготовке рабочих и специалистов.
Основным показателем уровня квалификации
современного специалиста является
профессиональная компетентность, которая
включает в себя содержательный и
процессуальный компоненты, которые
являются связующей цепочкой знаний,
умений и навыков. В отличие от
обобщенного «социального заказа общества»
на подготовку специалиста, профессиональная
компетентность выражает реальный уровень
подготовки кадров, предлагает постоянное
обновление знаний, владение новой
информацией для успешного
Для реализации обозначенных требований происходит беспрерывное совершенствование системы обучения в высших учебных заведениях. Наиболее распространенная сегодня предметная система обучения терпит значительную модернизацию, направленную на интеграцию предметов в новое качество и переход к модульной системе обучения.
В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.
Актуальность данного
исследования заключается в том,
что возможности модульной
Цель курсовой работы заключается в изучении технологии блочно-модульного обучения. Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
- ознакомиться с общей
характеристикой модульного
- изучить понятия модульного обучения;
- рассмотреть принципы модульного обучения;
- изучить сущность блочно-
- рассмотреть контроль
и преимущества модульной
- ознакомиться с педагогическим
контролем в модульном
- рассмотреть преимущества модульной системы обучения.
Глава I. Общая характеристика модульного обучения
1.1 Понятия модульного обучения
Термин «модуль»- пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» - интернациональный. Имеется несколько производных от него: модульный метод, модульная подготовка модульное расписание, модульный подход.
Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик.
В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководства по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.
Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?
Исходя из того что модуль - это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функциональную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста. Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение модуля.
Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача информационной части - формирование теоретических знаний, деятельностной - формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабораторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.
На рис. 1 представлена структурная схема обучающего модуля. Основным его ядром, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Каждый из элементов модуля должен иметь соответствующее программное обеспечение для ЭВМ в виде автоматизированной обучающей системы (АОС), пакета прикладных программ (ППП). Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации студентам для использования на практических занятиях, при курсовом и дипломном проектировании в вузе и для практической работы после окончания высшего учебного заведения.
Предлагаемая структура
модуля позволяет в простой и
наглядной форме выделить внутри каждого
модуля внутренние и внешние связи и на
этой основе дать научно обоснованные
рекомендации по изучению курса.
Наименование модуля.
Теоретические занятия.
Практические занятия.
Лабораторный практикум.
Программное обеспечение.
Самостоятельная работа студентов.
1.2 Принципы модульного обучения
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы:
- модульности;
- выделения из содержания обучения обособленных элементов;
- динамичности;
- действенности и оперативности знаний и их системы;
- гибкости;
- осознанной перспективы;
- разносторонности методического консультирования;
- паритетности (П. А. Юцявичене).
Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам - модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила.
- учебный материал нужно конструировать таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей;
- он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;
- в соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.
Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, т.е. модуль имеет четкую структуру. Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения, части. При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый элементом модуля.
Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педагогических правил.
- в интегрированной дидактической цели надо выделять структуру частных целей;
- достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;
- совокупность отдельных частных целей, одной интегрированной дидактической цели должна составлять один модуль.
Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение социальных, общетехнических знаний и даже время от времени заставляют заново взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями жизни общества.
Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно перерабатываться и обновляться. Один из путей выхода из сложного положения состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.
Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:
- содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться;
- конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;
- модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.
Принцип действенности и оперативности знаний и их системы. В звеньях сферы образования возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых, что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки специалистов. Выход из создавшегося положения - обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.
Оперативные знания приобретаются успешнее при условии, если обучаемые в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. О системе действенных и оперативных знаний можно говорить только при их неразрывном единении с умениями. Имеется в виду система общенаучных, общетехнических и специальных знаний и умений, которую обучающийся может свободно и самостоятельно применять в практической деятельности. Педагогические правила, которыми следует руководствоваться при реализации принципа действенности и оперативности знаний и их системы, следующие: