Технология блочно-модульного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении технологии блочно-модульного обучения. Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
- ознакомиться с общей характеристикой модульного обучения;
- изучить понятия модульного обучения;
- рассмотреть принципы модульного обучения;
- изучить сущность блочно-модульного обучения;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
3
Глава I. Общая характеристика модульного обучения ……………….
5
1.1. Понятия модульного обучения……………………………………...
5
1.2. Принципы модульного обучения…………………………………
8
1.3. Сущность блочно-модульного обучения…………………………
16
Вывод………………………………………………………………………
18
Глава II. Контроль и преимущества модульной системы обучения….
19
2.1. Педагогический контроль в модульном обучении………………
19
2.2. Преимущества модульной системы обучения……………………
28
Вывод………………………………………………………………………
31
Заключение………………………………………………………………
32
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Технология блочно-модульного обучения.docx

— 220.51 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение……………………………………………………………………

3

Глава I. Общая характеристика модульного обучения ……………….

5

   1.1. Понятия модульного обучения……………………………………...

5

   1.2. Принципы модульного обучения…………………………………

8

   1.3. Сущность блочно-модульного обучения…………………………

16

Вывод………………………………………………………………………

18

Глава II. Контроль и преимущества модульной системы обучения….

19

   2.1. Педагогический контроль в модульном обучении………………

19

   2.2. Преимущества модульной системы обучения……………………

28

Вывод………………………………………………………………………

31

Заключение………………………………………………………………

32

Список используемой литературы………………………………………

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Модульное обучение в разных вариантах широко используется многими  учебными заведениями. За последние 20-25 лет его идеи получили широкое  распространение в США, Англии и  других странах. На сегодняшнем этапе  развития экономики, когда в большинстве  стран происходит переход от индустриальной к информационной эре, которая характеризуется  использованием программно-управляемого оборудования, ЭВМ и других технических  коммуникаций, ставятся высокие требования к подготовке рабочих и специалистов. Основным показателем уровня квалификации современного специалиста является профессиональная компетентность, которая  включает в себя содержательный и  процессуальный компоненты, которые  являются связующей цепочкой знаний, умений и навыков. В отличие от обобщенного «социального заказа общества»  на подготовку специалиста, профессиональная компетентность выражает реальный уровень  подготовки кадров, предлагает постоянное обновление знаний, владение новой  информацией для успешного решения  профессиональных задач в конкретных условиях. Конкретный специалист должен знать сущность проблемы, уметь решать ее практически, владеть гибкостью  метода.

Для реализации обозначенных требований происходит беспрерывное совершенствование  системы обучения в высших учебных  заведениях. Наиболее распространенная сегодня предметная система обучения терпит значительную модернизацию, направленную на интеграцию предметов в новое  качество и переход к модульной  системе обучения.

В современных условиях в  период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего  поколения должно быть личностно  ориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.

 

Актуальность данного  исследования заключается в том, что возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в  системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет  его учением - мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

 

Цель курсовой работы заключается  в изучении технологии блочно-модульного обучения. Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:

- ознакомиться с общей  характеристикой модульного обучения;

- изучить понятия модульного  обучения;

- рассмотреть принципы  модульного обучения;

- изучить сущность блочно-модульного обучения;

- рассмотреть контроль  и преимущества модульной системы  обучения;

- ознакомиться с педагогическим  контролем в модульном обучении;

- рассмотреть преимущества  модульной системы обучения.

 

 

 

Глава I. Общая характеристика модульного обучения

 

1.1 Понятия модульного  обучения

 

Термин «модуль»- пришел в педагогику из информатики, где  им обозначают конструкцию, применяемую  к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» - интернациональный. Имеется несколько производных от него: модульный метод, модульная подготовка модульное расписание, модульный подход.

Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик.

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в  конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его  состояла в том, что обучающийся  почти самостоятельно или полностью  самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководства по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.

Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?

Исходя из того что модуль - это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функциональную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста. Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение модуля.

Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.

Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача информационной части - формирование теоретических знаний, деятельностной - формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

В качестве информационных модулей могут быть взяты как  целые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабораторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.

На рис. 1 представлена структурная  схема обучающего модуля. Основным его ядром, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Каждый из элементов модуля должен иметь соответствующее программное обеспечение для ЭВМ в виде автоматизированной обучающей системы (АОС), пакета прикладных программ (ППП). Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации студентам для использования на практических занятиях, при курсовом и дипломном проектировании в вузе и для практической работы после окончания высшего учебного заведения.

Предлагаемая структура  модуля позволяет в простой и  наглядной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса. 

 
Рис. 1. Структурная схема обучающего модуля 
 
Обычно строение модуля какой-либо дисциплины имеет следующий вид:

Наименование модуля.


 
Теоретические занятия.


 
Практические занятия.


 
Лабораторный практикум.


 
Программное обеспечение.


 
Самостоятельная работа студентов.

 

1.2 Принципы модульного обучения

 

Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы:

- модульности;

- выделения из содержания обучения обособленных элементов;

- динамичности;

- действенности и оперативности знаний и их системы;

- гибкости;

- осознанной перспективы;

- разносторонности методического консультирования;

- паритетности (П. А. Юцявичене).

Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам - модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила.

- учебный материал нужно конструировать таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей;

- он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;

- в соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует  рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, т.е. модуль имеет четкую структуру. Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения, части. При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый элементом модуля.

Руководствуясь принципом  выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих  педагогических правил.

- в интегрированной дидактической цели надо выделять структуру частных целей;

- достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;

- совокупность отдельных частных целей, одной интегрированной дидактической цели должна составлять один модуль.

Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение социальных, общетехнических знаний и даже время от времени заставляют заново взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями жизни общества.

Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно перерабатываться и обновляться. Один из путей выхода из сложного положения состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.

Разрешить противоречие между  стабильным и меняющимся содержанием  учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:

- содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться;

- конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;

- модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.

Принцип действенности и  оперативности знаний и их системы. В звеньях сферы образования  возникла проблема формирования действенных  знаний у обучаемых, что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки специалистов. Выход из создавшегося положения - обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.

Оперативные знания приобретаются  успешнее при условии, если обучаемые  в ходе самостоятельного решения  задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. О системе действенных и оперативных знаний можно говорить только при их неразрывном единении с умениями. Имеется в виду система общенаучных, общетехнических и специальных знаний и умений, которую обучающийся может свободно и самостоятельно применять в практической деятельности. Педагогические правила, которыми следует руководствоваться при реализации принципа действенности и оперативности знаний и их системы, следующие:

Информация о работе Технология блочно-модульного обучения