Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:34, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении технологии блочно-модульного обучения. Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
- ознакомиться с общей характеристикой модульного обучения;
- изучить понятия модульного обучения;
- рассмотреть принципы модульного обучения;
- изучить сущность блочно-модульного обучения;
Введение……………………………………………………………………
3
Глава I. Общая характеристика модульного обучения ……………….
5
1.1. Понятия модульного обучения……………………………………...
5
1.2. Принципы модульного обучения…………………………………
8
1.3. Сущность блочно-модульного обучения…………………………
16
Вывод………………………………………………………………………
18
Глава II. Контроль и преимущества модульной системы обучения….
19
2.1. Педагогический контроль в модульном обучении………………
19
2.2. Преимущества модульной системы обучения……………………
28
Вывод………………………………………………………………………
31
Заключение………………………………………………………………
32
Список используемой литературы………………………………………
Sож - ожидаемая оценка качества
выполнения испытания;
S - реальная оценка качества выполнения
испытания.
Для вычисления рейтинга абитуриента и Sож (с учетом ^ К) существуют специальные формулы и таблицы.
Абсолютные величины S даются в пятибалльной оценке и могут быть дробными, К выражается 2-разрядной величиной; а К- 3-разрядной.
Фиксированные точки, этапы обучения определяют вид контроля и, как следствие - вид рейтинга. По этапу контроля предусматривают следующие виды контроля:
- текущий;
- промежуточный,
- итоговый.
Все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральный индекс. Цель студента - набрать максимальное число баллов. При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно, именно здесь. Текущий контроль дает до 30-35 % общей максимальной оценки в баллах, промежуточный (рубежный) - 20-25 %, практические занятия и курсовая работа - до 25 %. Доля баллов, полученных на экзамене, обычно не превышает 20 % от общей оценки учебного труда студента. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу студентов, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.
В ряде систем промежуточный
контроль отсутствует. В разных модификациях
системы рейтинговой
По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, технический, теоретический, творческий и синтезированный.
Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний студентов в начале цикла, проверки остаточного уровня знаний и умений. Он «настраивает» обучаемого на работу с первых дней цикла.
Технический рейтинг - складывается из оценок текущих раб (от 2 до 4 в цикле) и оценок решения типовых задач на коллоквиумах. Он служит для проверки технических умений и навыков студентов при решении типовых стандартных задач.
Теоретический рейтинг набирается на коллоквиумах, проводимых на этапах промежуточного контроля, и служит для оценки уровня усвоения теоретического материала.
Творческий рейтинг
Каковы могут быть методы контроля? Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по частям модуля. Контрольные мероприятия - это тесты, расчетно-графические задания, контрольные, лабораторные работы, позволяющие установить уровень знаний студента, стабильность выполнения им учебного графика, его активность.
Кроме приведенных выше, различают три типа рейтинговых оценок качества обучения студента:
- по конкретному учебному предмету (временный рейтинг);
- по конкретной кафедре (кафедральный рейтинг);
- в целом по всем кафедрам (общий рейтинг).
Рассмотрим методику определения предметного рейтинга для оценки качества обучения студента в семестре или за весь курс обучения.
Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных студентом заданий в процессе изучения им данного предмета. Величина оценки выбирается самим преподавателем, он описывает, при каком качестве выполнения данного задания какая студенту положена оценка. Сумма всех максимально возможных оценок за выполнение каждого задания в течение семестра дает максимально возможную семестровую сумму, а по окончании изучения предмета, например, в течение нескольких семестров, накапливается итоговая предметная рейтинговая сумма - предметный рейтинг студента.
Преподаватель определяет сумму максимальных рейтингов по всем контрольным заданиям своего учебного предмета, которая и представляет максимальное значение рейтинговой шкалы обученности студента за один семестр - его RSmax. Далее преподаватель устанавливает шкалу оценок: R. - итоговый предметный рейтинг студента.
Поскольку студент изучает и другие предметы, то целесообразно для одной специальности по всем предметам назначить одни и те же числовые параметры К1, К2, КЗ и К4. После этого преподаватель делает пометку: «Данный предметный рейтинг студента определяется после обучения в течение программного времени Т».
На этом подготовка рейтинговой
шкалы самим преподавателем-
- число рейтинговых измерений;
- значение параметров К1, К2, КЗ и К4;
- максимально возможные рейтинговые показатели для первого, второго и т.д. измерений.
После этого ПЭВМ просчитывает показатели рейтинговой шкалы так, итоговый предметный рейтинг RSmax был стандартный для данной специальности, например RSmax = 1000. В результате получают унифицированную шкалу рейтинга.
Перед началом учебного процесса для студентов вывешивают по каждому учебному предмету унифицированную предметную рейтинговую шкалу и перечень требований к качеству выполнения контрольных заданий.
В ходе учебного процесса рядом
с этими двумя документами
вывешивают списки студентов данной
специальности и курса с
Шкала рейтинговых оценок известна и преподавателю и студенту. Преподавателю остается только сопоставлять качество выполнения студентами контрольных заданий и выставлять рейтинговые оценки. Таким образом, исчезает фактор предвзятости преподавателя, субъективизм, побуждающий студента адаптироваться к «слабости» преподавателя ради получения положительной оценки. В результате у студента возникает желание готовить себя к профессиональной работе творчески, с большей интеллектуальной самоотдачей.
Преподаватель завершает обучение студента по рейтинговой системе сдачей конечной ведомости, в которой вместе с итоговым предметным рейтингом каждому студенту выставляется его итоговое ранг-место, которое он занял по данному предмету среди студентов его специальности и курса, и итоговую пятибалльную оценку (либо за семестр, либо за все время обучения по данному предмету). В этой же ведомости он записывает максимально возможный итоговый предметный рейтинг (RSmax = 1000) и время Т, выделенное на изучение данного учебного предмета в отчетном семестре.
Форма ведомости предметного рейтинга студентов представлена на рис. 2. В нее введены следующие условные обозначения:
imax- количество студентов в группе (на специальности, курсе),
RSmax - максимально возможное значение предметного рейтинга, которое можно было получить за усвоение материала данного учебного предмета,
i - номер студента в контингенте учащихся;
К - номер кафедры (порядковый принимается по решению кафедр и ректората соответственно);
р - номер учебного предмета конкретной кафедры;
Р - ранг студента, т. е. место занимаемое им по рейтинговому показателю;
Tpk - количество часов, отведенное
на р-предмет k-кафедры в учебном плане.
Проставляются так же даты начала преподавания этого предмета и проведения рейтингового контроля. Ведомость может быть стартовой, если предмет будет преподаваться и в следующих семестрах, промежуточной, если предмет преподавался уже не первый семестр, и финишной, если предмет преподавался последний или один семестр.
Такая ведомость позволит осуществлять предметно-рейтинговый мониторинг успешности обучения студента в течение семестра.
Мониторинг - рейтинговое отображение динамики качества обучения по результатам рейтингового контроля по модулям (Ml, М2, МЗ, М4, М5), рубежный окончательный в данном семестре рейтинговый контроль (Рм).
Изучение преподавателем этой ведомости после ее окончательного заполнения позволяет изучать динамику обучения каждого студента и сопоставлять ее со среднестатистическими данными по группе и курсу, судить об успешности проведенных в семестре занятий и ввести коррективы в преподавательскую работу. На этом завершается основная часть рейтинговой технологии обучения.
Кроме предметного рейтинга, могут определяться кафедральный и общий семестровый рейтинг студента, которые учитываются при распределении между студентами привилегий (материальная помощь, назначение специальных стипендий, надбавок, распределение путевок, плата за обучение и т.п.).
С помощью мониторинга общего рейтинга обученности студента в течение всего периода обучения в вузе можно проследить динамику качества профессиональной подготовки студента от семестра к семестру. Ученый совет факультета и деканат могут пользоваться этими рейтинговыми показателями при распределении студентов на практику, работу, в аспирантуру и т.д.
Таким образом, осуществляется рейтинговая технология получения и анализа результатов обучения студентов в вузе.
Рейтинговая система контроля знаний студентов при модульной системе обучения позволяет:
- упростить процедуру непрерывного контроля знаний;
- получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии дел у студента, группы, потока за любой промежуток времени и на текущий момент;
- прогнозировать положение дел у студента на некоторые временные периоды;
- регулировать учебный процесс в соответствии с программными целями и с учетом его результатов на контролируемом этапе;
- стимулировать активное приобретение знаний студентами, выявлять лидеров и аутсайдеров, поощрять отличившихся;
- определять статус студента, группы, потока в глазах самих студентов, преподавателей, руководителей учебного процесса;
- создать благоприятные условия для синтеза знаний, решения междисциплинарных проблем, внедрения различных уровней обучения (обязательной и производительной, базовой и профессиональной программ обучения);
- использовать в процессе обучения компьютерные системы, вычислительную и организационную технику;
- свободно выбрать в соответствии со способностями и наклонностями студента уровень и направленность подготовки;
- создать новую среду для разработки эффективного методического обучения; повысить производительность труда участников производительного процесса.
2.2. Преимущества модульной системы обучения
Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса, особенно в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов.
К числу преимуществ данного метода обучения относятся:
- обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;
- системный подход к построению курса и определению его содержания;
- гибкость структуры модульного построения курса;
- эффективный контроль за усвоением знаний студентами;
- выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;
- быстрая дифференциация студентов: различаются «усредненные» группы отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т.д. студенты курса;
- резко упрощается отбор кандидатов в аспирантуру, исключается продвижение не очень способных, но активных студентов;
- при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области.
Модульное формирование курса дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным видам учебного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Возникает необходимость в новых формах лекции, при которых наряду с фундаментальной подготовкой студент получал бы необходимые навыки и знания в области общей методологии проектирования и эксплуатации оборудования, разработки современных прогрессивных технологий.
Взаимосвязь различных форм обучения при модульной организации учебного процесса позволяет целенаправленно управлять научно-методической работой преподавателя и определять узкие места методического или программного обеспечения, лабораторной базы кафедры. Кроме того, наглядность структуры курса «проявляет» перспективные направления их совершенствования и позволяет научно обоснованно планировать работу всего педагогического коллектива.