Лексико-грамматическое
оформление
Словарный запас:
- объем соответствует возрастной норме, ниже
возрастной нормы, ограничен лепетными
словами, ограничен бытовой лексикой;
- представленность в словарном
запасе различных морфологических категорий — существительных,
глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно
представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно
использует глагольную лексику, незначительный
объем прилагательных, наречий и др.);
- соотношение активного
и пассивного словаря;
- трудности актуализации
словаря — с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по
другому принципу (какому?);
- особенности
семантического наполнения: использование слова в ситуативно связанном значении, использование слова в
расширенном значении;
- уровень сформированности
обобщающей функции слова — наличие бытовых обобщающих понятий, использование слова в переносном значении; использование многозначных слов; усвоение терминологической
лексики в соответствии с программой.
Грамматический строй:
- тип предложения: отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное,
сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными
членами, осложненное причастными и деепричастными
оборотами; используются разнообразные виды
предложения адекватно замыслу;
- развернутость
предложения (длина в среднем);
- степень выраженности
аграмматизма при его наличии: отсутствие грамматических форм,
начатки грамматического оформления,
использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый
аграмматизм, негрубый аграмма-тизм, отдельные
аграмматизмы (какие?), неустойчивые ошибки;
- уровень проявления
аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;
- характер аграмматизма: отсутствие грамматических средств, смешение моделей, гипергенерализация,
нарушение порядка слов в предложении, пропуски
(замены, смешения) предлогов, др.
Особенности голоса
- Без особенностей, хриплый,
фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный
и др.
Характеристика
интонационной стороны речи
- Речь выразительная (невыразительная);
-интонационно оформленная,
- монотонная,
- затруднения в использовании вопросительной
интонации, в выделении логического ударения,
- паузации.
Темпо-ритмическая
сторона речи
Без особенностей, темп ускорен,
замедлен, скандированная; наличие слов
с неправильно интонационно выделяемым
ударным слогом; наличие продолжительных
пауз хезитации.
Речевое дыхание
Без особенностей, поверхностное,
короткий речевой выдох, несовпадение
вдоха и логических пауз, короткий судорожный
вдох, речь на вдохе.
Список основной
литературы
- Грибова О. Е„ Бессонова Т. П. Дидактический материал по
обследованию речи детей. Словарный запас. М., 1999.
- Грибова О. Е„ Бессонова Т. П. Дидактический материал по
обследованию речи детей. Грамматический строй. М., 1999.
- Грибова О. Е„ Бессонова Т. П. Дидактический материал по
обследованию речи детей. Звуковая сторона
речи. Альбом 1. М., 2000.
- Грибова О. Е., Бессонова Т. 77. Дидактический материал по
обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 2. М., 2000.
- Грибова О. Е„ Бессонова Т. П. Дидактический материал по
обследованию речи детей. Письменная и
связная речь. М., 1999.
- Диагностика нарушений речи
у детей и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.
- Корпев А. Н. Нарушения чтения и письма у
детей. СПб., 2003.
- Логопедия. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 1998.
- ЛурияА. Р. Высшие корковые функции человека
и их нарушения при локальных поражениях
мозга. 3-е изд. М.: Академический проект, 2000.
- Методы обследования речи детей:
Пособие по диагностике речевых нарушений
/ Под общей ред. проф. Г. В. Чирки-ной. М.:
Аркти, 2003.