Технология обследования речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 10:18, лекция

Описание работы

Предметом нашего рассмотрения является процесс пост¬роения стратегии и тактики логопедического обследования речи детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих несформированность языковых средств общения: звуковой и/ или лексико-грамматической стороны речи.
Технологическая цепочка обследования структуры речевого дефекта строится с учетом принципов анализа речевых дефектов, принятых в российской логопедии.

Файлы: 1 файл

Лекция технология всей речи.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Лексико-грамматическое оформление

 

       Словарный запас:

  • объем соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы, ограничен лепетными словами, ограничен бытовой лексикой;
  • представленность в словарном запасе различных морфологических категорий — существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.);
  • соотношение активного и пассивного словаря;
  • трудности актуализации словаря — с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (какому?);
  • особенности семантического наполнения: использование слова в ситуативно связанном значении, использование слова в расширенном значении;
  • уровень сформированности обобщающей функции слова — наличие бытовых обобщающих понятий, использование слова в переносном значении; использование многозначных слов; усвоение терминологической лексики в соответствии с программой.

 

Грамматический строй:

  • тип предложения: отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватно замыслу;
  • развернутость предложения (длина в среднем);
  • степень выраженности аграмматизма при его наличии: отсутствие грамматических форм, начатки грамматического оформления, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмма-тизм, отдельные аграмматизмы (какие?), неустойчивые ошибки;
  • уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;
  • характер аграмматизма: отсутствие грамматических средств, смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены, смешения) предлогов, др.

 

Особенности голоса

- Без особенностей, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный и др.

Характеристика интонационной стороны речи

- Речь выразительная (невыразительная);

-интонационно оформленная,

- монотонная,

- затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения,

- паузации.

Темпо-ритмическая сторона речи

Без особенностей, темп ускорен, замедлен, скандированная; наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом; наличие продолжительных пауз хезитации.

Речевое дыхание

 

Без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе.

 

 

 

Список основной литературы

  1. Грибова О. Е„ Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. М., 1999.
  2. Грибова О. Е„ Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. М., 1999.
  3. Грибова О. Е„ Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 1. М., 2000.
  4. Грибова О. Е., Бессонова Т. 77. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 2. М., 2000.
  5. Грибова О. Е„ Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Письменная и связная речь. М., 1999.
  6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.
  7. Корпев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2003.
  8. Логопедия. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 1998.
  9. ЛурияА. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд. М.: Академический проект, 2000.
  10. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. проф. Г. В. Чирки-ной. М.: Аркти, 2003.

 


Информация о работе Технология обследования речи