Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 10:18, лекция
Предметом нашего рассмотрения является процесс пост¬роения стратегии и тактики логопедического обследования речи детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих несформированность языковых средств общения: звуковой и/ или лексико-грамматической стороны речи.
Технологическая цепочка обследования структуры речевого дефекта строится с учетом принципов анализа речевых дефектов, принятых в российской логопедии.
При заполнении протокола и речевой карты логопед отмечает все пары, которые ребенок различает недостаточно четко, и условия, способствующие повышению качества различения, если они есть.
У детей предшкольного возраста состояние фонематического анализа изучается через возможность услышать наличие (отсутствие) звука в слове. Ребенку предлагается классифицировать материал с точки зрения наличия в слове того или иного звука. При этом может изучаться возможность выделения одного звука или пары, как правило, оппозиционных звуков.
Данный тест имеет несколько уровней сложности.
Наиболее сложное задание — при котором ребенок работает с картинками молча. Ребенку дается набор картинок, в названиях которых содержатся определенные звуки, и предлагается разложить эти картинки на соответствующие группы. В ходе выполнения упражнения у детей активизируются внутренние представления об образах слов.
Менее сложное задание аналогично первому, но ребенку разрешается проговаривать вслух названия картинок, прежде чем он определит, к какому классу оно относится. В этом задании реализуется сочетание артикуляторных кинестезии и слуховых образов слов.
Более простое для ребенка — совместная работа с логопедом. Ребенок берет картинку в руки, ее название сначала четко проговаривает логопед, а затем проговаривает ребенок, после чего пытается определить место данного слова в классификации. В этом тесте активизируется речеслуховой и речедвига-тельный анализаторы.
При дальнейшем упрощении задания ребенку предлагается материал для аудирования: он слушает вербальный материал и с помощью условного знака (хлопок руками, подпрыгивание на месте, указание на материализованную опору) отмечает те слова, в которых слышит заданный звук.
Наконец, аналогичное задание, направленное на выявление дефектной модальности (анализатора), предполагающее наиболее низкий уровень сложности: ребенку предоставляется возможность отраженного проговаривания предлагаемых лингвистических единиц, прежде чем он решит проблему наличия заданного звука в слове1.
Обследование речи младших школьников
Процедура обследования школьников отличается от процедуры обследования речи дошкольников по нескольким показателям:
• в обследование включается большой блок заданий, направленных на изучение письменной речи ребенка (за исключением тех случаев, когда у ребенка наблюдается изолированное нарушение звукопроизношения в виде пропуска или искажения звуков) и уровень сформированности ее предпосылок;
• обследование включает меньшее количество игровых заданий, т. к. у ребенка уже сформирована произвольная учебная деятельность (или ее начатки);
• поскольку речевой и социальный опыт ребенка шире, ус-ложняется и расширяется языковой материал;
• в ходе тестирования возможно использование той лингвистической терминологии, которая была изучена к моменту обследования (предложение, словосочетание, суффикс, окончание, гласный, согласный звуки и др.);
• часто необходимо установить уровень овладения школьником учебной программой, например, по русскому языку, чтению и математике;
• при проведении обследования
письменной речи часть
его может быть проведена фронтально в
подгруппе или
в классе.
1 В предшкольном возрасте в ряде случаев проводится проверка уровня сформированности предпосылок готовности к обучению грамоте. В работах разных авторов набор этих предпосылок может значительно отличаться. Поэтому мы советуем вам следовать советам того автора, чьей классификации дислексии и дис-графий вы пользуетесь. Что же касается диагностики уровня владения навыками элементарного звукового анализа, то на этом мы остановимся в последующих разделах.
Полнота и развернутость обследования зависит от запроса родителей или педагогов и характера речевого дефекта ребенка. В наиболее полном и развернутом виде процедура обследования представлена на схеме (см. приложение 3). Так она проводится в том случае, когда запрос сформулирован следующим образом: «Не успевает по программе русского языка и/ или чтения», «Много ошибок на письме», «Плохо читает», «Учителя ставят двойки и грозят выгнать из школы» и т. п.
Таким образом на первый план выдвигаются проблемы освоения либо программы школьного обучения, либо отдельных школьных навыков.
Диагностический этап начинается с наиболее сложных заданий, с наиболее сложного для детей вида речевой деятельности — письменной речи. Прежде чем приступить собственно к процедуре обследования, необходимо установить контакт с ребенком.
Установление контакта начинается с представления. Не надо ждать от ребенка, когда он назовет свои фамилию и имя. Логопед должен представиться сначала сам, а потом поинтересоваться именем ребенка. Не забывайте улыбаться, обращаясь к ребенку, смотреть на него, а не в медицинскую карту или его тетради. Доброжелательный тон, спокойная обстановка помогут уменьшить тревожность ребенка, снизить уровень его беспокойства. Ведь школьники достаточно взрослые люди, чтобы осознавать свои проблемы (речь идет, прежде всего, о детях с сохранным интеллектом). Поход к логопеду дети рассматривают как экзамен, на котором будут выискивать их недостатки. Да и кому приятно, проходить обследование по поводу неудач в своей деятельности? Йоэтому необходимо с первых шагов убедить ребенка, что логопед — союзник, что обследование нужно, чтобы помочь ребенку, а не для того, чтобы с лупой выискивать отдельные дефекты и недочеты.
Поэтому после того как вы представились, попытайтесь объяснить цели обследования. Например, это может звучать следующим образом: «Я знаю, что у тебя есть проблемы с чтением. Я понимаю, как неприятно получать двойки. Поэтому мы попытаемся разобраться, что тебе мешает научиться хорошо читать, и подумаем, как можно исправить сложившееся положение».
Ученика 3—4 классов можно попросить самостоятельно сформулировать проблему.
В ходе беседы наряду со слабыми сторонами необходимо выяснить и сильные стороны ребенка: какие предметы он любит, когда и сколько пятерок он получил, какие у него есть увлечения и достижения.
Во многих методических рекомендациях в качестве вопросов для беседы, направленной на выяснение кругозора ребенка, предлагаются вопросы типа:
Ряд детей, особенно те, кто постарше, воспринимает эти вопросы, мягко говоря, с удивлением. Поэтому их удобнее задавать в формализованном стиле, например как необходимый набор сведений для заполнения данных в речевой карте. В результате совместной деятельности по заполнению документации формируются предпосылки для организации совместной работы по выявлению особенностей и механизмов речевых недостатков.
Письменная речь
В обследование входят письмо и письменная речь (продуктивный вид речевой деятельности) и чтение (рецептивный вид речевой деятельности). Письмо и чтение обследуются, как правило, оба. Поскольку в подавляющем большинстве случаев отмечаются проблемы, отражающиеся на обоих видах речевой деятельности.
В начале обследования логопед предлагает ребенку выполнить небольшую творческую письменную работу, например описать какой-либо случай из жизни (как провел каникулы или выходные, как сходил в кино или гости и др.). При этом важно с самого начала ограничить объем работы, например пятью предложениями, сделав ее действительно небольшой. Подобное ограничение в объеме не только позволяет экономить время обследования, но и стимулирует активность самого ребенка. Кроме того, ограничение объема позволяет нам оценить умение ребенка планировать и равномерно распределять информацию. Ребенку предоставляется возможность выполнить эту работу полностью самостоятельно без подготовительной работы. Поэтому на время написания можно изолировать ребенка в отдельной комнате и в это время продолжить беседу с мамой или изучение работ ребенка. Если вы решили оставить ребенка в своем кабинете, то вы не должны общаться с матерью или на глазах ребенка изучать его тетради. Эти действия могут его отвлекать, что в результате приведет к недостоверным данным.
Когда работа готова, обязательно предложите ребенку еще раз проверить ее самостоятельно и только после этого приступайте к совместной проверке. Совместная проверка написанного представляет очень много данных об уровне теоретический и практической грамотности ребенка, способах его деятельности по самопроверке, способах чтения письменного текста и наличия учебной произвольной деятельности у ребенка.
На основании данных, полученных при изучении пцсьмен! ных работ ребенка и только что написанной творческой неподготовленной работы, систематизации и группировки ошибок решается вопрос о направлениях дальнейшего обследования. Если у ребенка присутствуют ошибки, которые могут быть обусловлены несформированностыо устной стороны речи, необходимо изучить состояние процессов устной речи и выявить языковую компетенцию в этой сфере.
Если у ребенка недостатки письма обусловлены недостаточностью других психических функций, то необходимо выявить, какие стороны психической деятельности и каким образом страдают. Это может сделать либо логопед, владеющий методиками психологического и нейропсихологического тестирования, либо психолог, также владеющий этими методиками. Поскольку изолированные формы недостаточности письма встречаются редко, есть смысл в совместном консультировании логопедом и психологом школьников с проблемами письменной речи.
Если в процессе анализа письменных работ был обнаружены ошибки, обусловленные несформированностью языковых средств устной речи, необходимо провести углубленное обследование письменной речи. В качестве дополнительных тестов можно использовать различные виды записи, способствующие
в
ыявлению ведущего звена в структуре дефекта: письмо под диктовку, списывание, письменные ответы на вопросы.
Как правило, нарушения письма и чтения выступают в комплексе. Поэтому после выполнения небольших по объему письменных работ можно предложить для чтения текст.
Для обследования отбирается небольшой по объему незнакомый текст, примерно на 5-7 минут чтения. Можно использовать учебник по чтению, но взять еще не изученный рассказ, немного забежав вперед по программе обучения. Текст должен быть доступен по содержанию, не насыщен незнакомыми словами. Размер шрифта должен соответствовать размеру шрифта учебника или быть немного крупнее. Для ученика первого класса подбирается текст с иллюстрациями.
Сначала необходимо дать ученику некоторое время на подготовку к чтению, настроить его на предстоящую работу. Попросите ребенка, прежде чем читать вслух, глазами просмотреть текст и, если что-либо непонятно, дать нам вопросы. Перед чтением вслух необходимо обязательно дать установку на уровень восприятия текста. Как правило, первый раз мы просим ребенка просто прочитать текст.
В ходе чтения логопед обращает внимание на способ чтения, наличие ошибок и их характер. Прерывать чтение ребенка для того, чтобы он исправил ошибки, допустимо только в том случае, если они, по нашему мнению, могут повлиять на понимание прочитанного. Воздержитесь от замечаний: «Прочитай это слово еще раз правильно», — просто укажите на данное слово в тексте пальцем или указкой таким образом, чтобы было затруднено дальнейшее чтение. Такой механический способ указания снижает эмоциональную нагрузку поиска и исправления ошибки, позволяет ребенку почувствовать себя комфортнее, не испытывать чувства, что к нему «придираются».
После первого прочтения просим ребенка просмотреть текст еще раз и подготовиться к пересказу. Ребенок готовится самостоятельно (или делает вид, что готовится). Затем его просят рассказать, что он прочитал.
Таким образом, логопед обследует технику чтения и процессы смысловой переработки прочитанного текста, т. е. понимание печатного текста. При этом оцениваются не просто качество пересказа, как связного текста (это, скорее, относится к качеству устного рассказывания), сколько то, какой уровень значения текста ребенок понял и каким образом он выделяет ключевые опоры при анализе и воспроизводстве текста.
Выделяется несколько уровней значения текста: фактология, общий смысл и скрытый смысл текста. Фактология включает в себя перечень внешних событий, фактов и прямых оценок этих событий, содержащихся в тексте. Общий смысл текста включает в себя тему и рему текста: о чем этот текст и что об этом сообщается нового, интересного. Скрытый смысл или подтекст — это скрытое внешнее содержание текста, иносказание, идея, заложенная автором (для чего этот текст написан, почему этот текст написан, чему учит этот текст). Особенно яркое расхождение между фактологией, общим содержанием и подтекстом наблюдается при анализе сказок, причт, басен. При всей своей внешней простоте они сложны для анализа детьми. Естественно, что анализ скрытого смысла ребенок может производить на уровне своего возраста и своего понимания мира.
При попытке анализа содержания текста мы наблюдаем различные проявления его непонимания:
• отсутствие соотнесения текста и денотатного плана (текст не является для ребенка носителем информации о реальном мире);
• анализ содержания текста затруднен вследствие низкого уровня техники чтения;
анализ информации затруднен вследствие недостаточности восприятия текста как языковой единицы;