Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 05:10, курсовая работа
Объект исследования – досуговая деятельность детей в приюте
Предмет исследования - организация досуговой деятельности в приюте
Исходя из определения проблемы, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «Досуг»
2. Проанализировать особенности организация досуга в приюте
3. Рассмотреть основные мероприятия по организации досуга в приюте
Введение 2
Глава 1 Теоретический анализ досуговой деятельности 4
1.1 Понятие досуговой деятельности 4
1.2 Особенности досуговой деятельности в школе и методические рекомендации по её организации. 9
1.3.
Глава 2 Основные мероприятия используемые 13
по организации досуга 13
2.1 Конструкторская досуговая деятельность 13
2.2 Подвижно-логические игры 17
Заключение 25
Список литературы 26
Технология
организации культурно-
Содержание
Введение
Издавна известно о том,
что огромной силой влияния на
детей оказывает сфера досуга,
так как удовлетворяет
Поэтому, сфера досуга детей в приюте требует особого внимания со стороны воспитателей. Она должна быть не просто сферой свободного времени, но в определенном смысле сферой именно культурного времяпрепровождения, содержащей культурно - созидающий потенциал, преобразующей нравственные знания в нравственные убеждения и новые нравственные потребности, культурные нормы и принципы в нормы и принципы сознательного социально-значимого поведения.
Объект исследования – досуговая деятельность детей в приюте
Предмет исследования - организация досуговой деятельности в приюте
Исходя из определения проблемы, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «Досуг»
2. Проанализировать особенности организация досуга в приюте
3. Рассмотреть основные
Понятие досуга восходит ко временам античности. Аристотель, например, рассматривал досуг как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и совершенствованием личности на основе обучения и воспитания. Слово «досуг» происходит от древнерусского «про-суг» - возможность, способность, и чаще всего воспринимается как синоним понятий «свободное, незанятое время». А вот у В. Даля читаем: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела». Это определение ориентировано, главным образом, на выделение деятельностного аспекта досуга. В таком контексте досуг можно понимать как вид человеческой деятельности. Данная мысль была положена в основу становления общей теории досуговой и социально-культурной деятельности (М. Ариарский, Д. Генкин и др.). В работах этих авторов рассматривается ориентированное, предметное, целенаправленное воздействие на молодежь как главный субъект внимания. По мнению Л. Затуливетер, «организованный досуг, введенный в контекст жизнедеятельности, является равноправным видом воспитывающей и развивающей деятельности». [13, с. 45]
Едва ли не все определения, с одной стороны, подчеркивают многосторонность явления, с другой - неоднозначность и неопределенность трактовки. При этом, выявляя разные аспекты досуга, авторы связывают его с понятием «свободное время», что позволяет трактовать досуг по-разному. Марксистская теория, в частности, выявила экономический аспект этого явления, рассматривая его как поле развития способностей и сил, необходимых для повышения производительности труда.
Современная концепция
досуга в контексте свободного времени
отражена в ряде исследований отечественных
авторов (И. Бестужев-Лада, A. Деркач и др.), которые рассматривают вопрос
с точки зрения новых требований социума.
Данный подход отличается разнонаправленностью
ценностных ориентации, основанных на
«приоритетном развитии культуры, утолщении
и накоплении культурного слоя, что должно
стать делом первостепенной важности
и гражданским призванием целых поколений»
(В. Лисовский. «Духовный мири ценностные
ориентации молодежи России»).
B. Павловский, развивая концепцию свободного времени, добавляет в его структуру такие виды досуговой деятельности, как экс-деятельность, творчество, общественную работу, физическое и духовное совершенствование, повышение квалификации, туризм, воспитательную деятельность, пассивный отдых, а также антикультурное и антиобщественное проведение свободного времени.[10, с. 56]
С
вободное время — это объективно существующее время, внутри которого пересекаются различные виды деятельности. Досуг — субъективно оцениваемое человеком свободное время.
При изучении ряда аспектов досуга эти и другие исследователи выявили разные подходы к его определению. Досуг рассматривается с разных точек зрения: как часть политики государства, как возможный фактор социального развития и воспитания в условиях свободного времени. При этом само свободное время трактуется как «часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность: учебу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, посещение кино и т. д.), спорт и т. п., любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми».
Таким образом, при соотнесении содержания досуга и свободного времени можно выделить ряд общих характеристик:
1. По назначению:
- сфера решения социальных вопросов;
проблема стала заключаться в рассогласовании между возможностями социума по управлению свободным временем молодежи и выбором форм досуга и стиля поведения в условиях общности.
- антикультурный вид, предполагающий пограничные, деструктивные занятия» (Г. Евтеева).
2. По функциям:
- общественно-регулируемая;
- личностно-регулируемая
(В. Суртаев)
3. По аспектам:
- управленческий (менеджмент) - как процесс поиска инновационных форм и методов работы в сфере досуга и свободного времени;
- акмеологический («признак вершинности в реализации творческого потенциала»). (А. Деркач, В. Зазыкин и др.)
Если сопоставить существующие
подходы и словарные
Исходя из философского понимания времени как объективно существующей реальности: свободное время - это объективно существующее время, внутри которого пересекаются различные виды деятельности. Досуг - субъективно оцениваемое человеком свободное время.
В этой связи укажем важнейшие структурные элементы свободного времени личности. По классификации Э. Соколова, это:
-физиологически необходимое (сон, еда);
Свободное время шире, чем досуг. В определенных случаях, когда осуществляются одинаковые виды деятельности, они могут пересекаться.
Сложившаяся ситуация выдвигает серьезные требования к современным исследователям в решении проблемы досуга детей в условиях приюта, в котором проходит всё свободное время ребёнка. [4, с. 78]
Что же делать с беспокойной ребятней, совершенно не подпадающей под определение «садиковые»? К сожалению, обычно не знают ответа на этот вопрос ни администрация приюта, ни воспитатели. Конечно, бывают и исключения - своего рода воспитатели, гении. Они сродни свету звезд, влекущих «каравеллы» (отряды пацанов и девчат) к новому миру отношений искренности, дружбы, соучастия. Но чтобы бывший беспризорник, детдомовец обратил внимание на свет подобной звезды, чтобы он поднял голову к небу, отвлекся от процесса выживания, тут поистине необходим взрыв сверхновой.
Конечно, дети в любой ситуации остаются детьми. Но все же... Существуют моменты, когда обыкновенная педагогика не срабатывает именно из-за специфики предыдущего жизненного опыта ребенка. Именно в такие моменты воспиатель, которому не безразлично, как прожит каждый день, каждый час, ставит перед собой как минимум два вопроса: «Почему произошел сбой?» и «Как поступить дальше?»[6, с. 90]
Главное - не корить себя в несостоятельности как воспитателя: надо просто взглянуть на проблему с другой стороны, ведь и в воспиательной практике, в педагогике, как и в жизни, не существует раз и навсегда установленных правил, а порой в отношениях с ребенком приходится следовать и против всяких правил - опираясь только на интуицию. Но для того чтобы идти непроторенным путем, желательно иметь хотя бы общее представление о том, с чем придется столкнуться при работе с такими детьми.
Наверняка найдется немало воспитателей, имеющих богатый опыт встреч с ребятами из различных детских домов, приютов, интернатов и подобных им заведений. И, возможно, многие согласятся с тем, что с одними можно работать практически так же, как и с «домашними детьми»; другие же на дух не переносят приютские мероприятия; третьи принципиально не участвуют в «развлекалках» и почти все: и первые, и вторые, и третьи по каким-то своим внутренним мотивам уже в первые дни как бы растворяются по территории приюта. У иных воспитателей бессильно опускаются руки, им кажется, что такую «молодую гвардию» ничем, кроме как завтрака, обеда, полдника и ужина заинтересовать невозможно.
А зря! Ребенок из детского дома более чем кто-либо нуждается в старшем друге, в неофициальных отношениях. И хочет того воспитатель или нет, он для этих ребят является потенциальным символом семьи. [3, с. 12]
Из «развлекалок» подойдут всевозможные «сладкие деревья», мини-аттракционы, посиделки у самовара. Хотя по большому счету приют - в каком бы виде его ни подавали - это все тот же детский дом, Эти ребята из приютов - каждый гуляет сам по себе. В условиях приюта к ним нужен индивидуальный подход и работа, но они открыты и для массовых мероприятий из детсадовского репертуара. (Поскольку в приютах работают в основном бывшие воспитатели детских садов.) Но если большинство воспитанников приюта из семейных домов, особенность этих детей в том, что из-за прекрасных условий содержания у них создается видимость обретения семьи вместо той, которую они потеряли. Задача воспитателя - не разрушать эту иллюзию, но поддержать веру ребенка, что раньше, действительно, было хуже, а сейчас все стало неизмеримо лучше. В противном случае возникнет напряженность в отношениях и удовольствия от общения с такими ребятами вы не получите.[7, с. 23]
В досуговой программу
приюта можно использовать праздники,
"Сделай сам" - игрушки,
самоделки и украшения из природных материалов,
проволоки, ниток, бумаги или… старых
перчаток! "Вместе весело играть"
- подвижные игры во дворе и в лесу, на речке
и в спортзале, дома и в гостях, а также
настольные игры и фокусы. "5 минут на размышление"
- ребусы, загадки и головоломки, логические
задачи и задания на сообразительность,
иллюзии и оптический обман. "Праздник своими руками"
- новогодние украшения, подарки и открытки,
маскарадные костюмы и единственные в
мире съедобные мухоморы! "Любителям природы"
- кормушки для птиц, домашняя оранжерея,
составление букетов и даже… советы по
выращиванию ананасов на подоконнике! "Домашний кукольный театр"
- сцены и ширмы, сценарии спектаклей и
куклы из чего угодно - например, из носка,
а также пальчиковый театр.[15, с. 67]
Информация о работе Технология организации культурно-досуговой деятельности старших школьников