Технология организации культурно-досуговой деятельности старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 05:10, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – досуговая деятельность детей в приюте
Предмет исследования - организация досуговой деятельности в приюте
Исходя из определения проблемы, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «Досуг»
2. Проанализировать особенности организация досуга в приюте
3. Рассмотреть основные мероприятия по организации досуга в приюте

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Теоретический анализ досуговой деятельности 4
1.1 Понятие досуговой деятельности 4
1.2 Особенности досуговой деятельности в школе и методические рекомендации по её организации. 9
1.3.
Глава 2 Основные мероприятия используемые 13
по организации досуга 13
2.1 Конструкторская досуговая деятельность 13
2.2 Подвижно-логические игры 17
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Технология  организации культурно-досуговой  деятельности старших школьников

Содержание 

 

Введение

 

Издавна известно о том, что огромной силой влияния на  детей оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет потребности  во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении. Неорганизованный, стихийный досуг детей, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленных выше и других потребностях, причина противозаконной деятельности детской компании, импульс к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирования у них активной, сознательной и созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения детских и частично взрослых (у взрослеющих подростков) потребностей.

Поэтому, сфера досуга детей в приюте требует особого  внимания со стороны воспитателей. Она должна быть не просто сферой свободного времени, но в определенном смысле сферой именно культурного времяпрепровождения, содержащей культурно - созидающий потенциал, преобразующей нравственные знания в нравственные убеждения и новые нравственные потребности, культурные нормы и принципы в нормы и принципы сознательного социально-значимого поведения.

Объект исследования – досуговая деятельность детей в приюте

Предмет исследования - организация досуговой деятельности  в приюте

Исходя из определения проблемы, были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия  «Досуг»

2. Проанализировать особенности  организация досуга в приюте

3. Рассмотреть основные мероприятия  по организации досуга в приюте

 

Глава 1 Теоретический анализ  
досуговой деятельности

1.1 Понятие досуговой  деятельности

 

Понятие досуга восходит ко временам античности. Аристотель, например, рассматривал досуг как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и совершенствованием личности на основе обучения и воспитания. Слово «досуг» происходит от древнерусского «про-суг» - возможность, способность, и чаще всего воспринимается как синоним понятий «свободное, незанятое время». А вот у В. Даля читаем: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела». Это определение ориентировано, главным образом, на выделение деятельностного аспекта досуга. В таком контексте досуг можно понимать как вид человеческой деятельности. Данная мысль была положена в основу становления общей теории досуговой и социально-культурной деятельности (М. Ариарский, Д. Генкин и др.). В работах этих авторов рассматривается ориентированное, предметное, целенаправленное воздействие на молодежь как главный субъект внимания. По мнению Л. Затуливетер, «организованный досуг, введенный в контекст жизнедеятельности, является равноправным видом воспитывающей и развивающей деятельности». [13, с. 45]

Едва ли не все определения, с одной стороны, подчеркивают многосторонность явления, с другой - неоднозначность и неопределенность трактовки. При этом, выявляя разные аспекты досуга, авторы связывают его с понятием «свободное время», что позволяет трактовать досуг по-разному. Марксистская теория, в частности, выявила экономический аспект этого явления, рассматривая его как поле развития способностей и сил, необходимых для повышения производительности труда.

Современная концепция  досуга в контексте свободного времени  отражена в ряде исследований отечественных авторов (И. Бестужев-Лада, A. Деркач и др.),  которые рассматривают вопрос с точки зрения новых требований социума. Данный подход отличается разнонаправленностью ценностных ориентации, основанных на 
«приоритетном развитии культуры, утолщении и накоплении культурного слоя, что должно стать делом первостепенной важности и гражданским призванием целых поколений» (В. Лисовский. «Духовный мири ценностные ориентации молодежи России»).

B. Павловский, развивая концепцию свободного времени, добавляет в его структуру такие виды досуговой деятельности, как экс-деятельность, творчество, общественную работу, физическое и духовное совершенствование, повышение квалификации, туризм, воспитательную деятельность, пассивный отдых, а также антикультурное и антиобщественное проведение свободного времени.[10, с. 56]

С



вободное время —  это объективно существующее время, внутри которого пересекаются различные виды деятельности. Досуг — субъективно оцениваемое человеком свободное время.

При изучении ряда аспектов досуга эти и другие исследователи выявили разные подходы к его определению. Досуг рассматривается с разных точек зрения: как часть политики государства, как возможный фактор социального развития и воспитания в условиях свободного времени. При этом само свободное время трактуется как «часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность: учебу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, посещение кино и т. д.), спорт и т. п., любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми».

Таким образом, при соотнесении  содержания досуга и свободного времени можно выделить ряд общих характеристик:

1. По назначению:

  • смена одной деятельности другой;
  • свобода от прагматической деятельности;
  • предпосылка к празднично-обрядовому и свободному гражданскому общению, к игре, развитию;
  • предпосылка к нерегламентированному труду в рабочее время;

- сфера решения социальных вопросов;

  • универсальная форма сверхпотребления и маркетинга;
  • сфера менеджмента;
  • компенсация одностороннего развития» (М. Ланфан, по Орлову).
  • «возвышенная деятельность (занятия, активно развивающие способности и создающие возможность творчества);
  • область систематического освоения прогрессивных видов деятельности;
  • досуг(занятия, удовлетворяющие духовные и физические потребности);

проблема стала заключаться в рассогласовании между возможностями социума по управлению свободным временем молодежи и выбором форм досуга и стиля поведения в условиях общности.

- антикультурный вид, предполагающий пограничные, деструктивные занятия» (Г. Евтеева).

2. По функциям:

- общественно-регулируемая;

- личностно-регулируемая 
(В. Суртаев)

  • саморегулирование (И. Саркисова);
  • общностно-регулируемая 
    (Р. Вандяк).

3. По аспектам:

  • педагогический (интегрирует процессы воспитания, образования, развития);
  • социально-психологический 
    (степень интенсивности общения в социуме, синтез досуга, свободно 
    го и рабочего времени, формирование социального типа личности: 
    активная жизненная позиция, гражданственность и гуманизм);
  • культурологический (степень адаптации к ценностям культуры);
  • экономический (процесс потребления материальных и духовных благ);

- управленческий (менеджмент) - как процесс поиска инновационных форм и методов работы в сфере досуга и свободного времени;

- акмеологический («признак вершинности в реализации творческого потенциала»). (А. Деркач, В. Зазыкин и др.)

  1. По видам и формам деятельности: см. таблицу.
  2. По способу организации:
  • индивидуальные; групповые;
  • коллективные;
  • общностные.

Если сопоставить существующие подходы и словарные определения  досуга и свободного времени, остается все-таки неясным: досуг и свободное время - это одно и то же?

Исходя из философского понимания времени как объективно существующей реальности: свободное время - это объективно существующее время, внутри которого пересекаются различные виды деятельности. Досуг - субъективно оцениваемое человеком свободное время.

В этой связи укажем важнейшие  структурные элементы свободного времени личности. По классификации Э. Соколова, это:

-физиологически необходимое  (сон, еда);

  • социально необходимое (передвижение на транспорте, посещение общественно значимых мероприятий, повышение квалификации и т. д.);
  • свободное (свободное время от необходимых затрат: работы, 
    производственной занятости).

Свободное время шире, чем досуг. В определенных случаях, когда осуществляются одинаковые виды деятельности, они могут пересекаться.

Сложившаяся ситуация выдвигает серьезные требования к современным исследователям в решении проблемы досуга детей в условиях приюта, в котором проходит  всё свободное время ребёнка. [4, с. 78]

 

1.2 Особенности досуговой  деятельности в приюте и методические  рекомендации по её организации.

 

Что же делать с беспокойной  ребятней, совершенно не подпадающей  под определение «садиковые»? К  сожалению, обычно не знают ответа на этот вопрос ни администрация приюта, ни воспитатели. Конечно, бывают и исключения - своего рода воспитатели, гении. Они сродни свету звезд, влекущих «каравеллы» (отряды пацанов и девчат) к новому миру отношений искренности, дружбы, соучастия. Но чтобы бывший беспризорник, детдомовец обратил внимание на свет подобной звезды, чтобы он поднял голову к небу, отвлекся от процесса выживания, тут поистине необходим взрыв сверхновой.

Конечно, дети в любой ситуации остаются детьми. Но все же... Существуют моменты, когда обыкновенная педагогика не срабатывает именно из-за специфики предыдущего жизненного опыта ребенка. Именно в такие моменты воспиатель, которому не безразлично, как прожит каждый день, каждый час, ставит перед собой как минимум два вопроса: «Почему произошел сбой?» и «Как поступить дальше?»[6, с. 90]

Главное - не корить себя в несостоятельности  как воспитателя: надо просто взглянуть на проблему с другой стороны, ведь и в воспиательной практике, в педагогике, как и в жизни, не существует раз и навсегда установленных правил, а порой в отношениях с ребенком приходится следовать и против всяких правил - опираясь только на интуицию. Но для того чтобы идти непроторенным путем, желательно иметь хотя бы общее представление о том, с чем придется столкнуться при работе с такими детьми.

Наверняка найдется немало воспитателей, имеющих богатый опыт  встреч с ребятами из различных детских домов, приютов, интернатов и подобных им заведений. И, возможно, многие согласятся с тем, что с одними можно работать практически так же, как и с «домашними детьми»; другие же на дух не переносят приютские мероприятия; третьи принципиально не участвуют в «развлекалках» и почти все: и первые, и вторые, и третьи по каким-то своим внутренним мотивам уже в первые дни как бы растворяются по территории приюта. У иных воспитателей бессильно опускаются руки, им кажется, что такую «молодую гвардию» ничем, кроме как завтрака, обеда, полдника и ужина заинтересовать невозможно.

А зря! Ребенок из детского дома более  чем кто-либо нуждается в старшем друге, в неофициальных отношениях. И хочет того воспитатель или нет, он для этих ребят является потенциальным символом семьи. [3, с. 12]

Из «развлекалок» подойдут всевозможные «сладкие деревья», мини-аттракционы, посиделки у самовара. Хотя по большому счету приют - в каком бы виде его ни подавали - это все тот же детский дом, Эти ребята из приютов - каждый гуляет сам по себе. В условиях приюта к ним нужен индивидуальный подход и работа, но они открыты и для массовых мероприятий из детсадовского репертуара. (Поскольку в приютах работают в основном бывшие воспитатели детских садов.) Но если большинство  воспитанников приюта из  семейных домов, особенность этих детей в том, что из-за прекрасных условий содержания у них создается видимость обретения семьи вместо той, которую они потеряли. Задача воспитателя - не разрушать эту иллюзию, но поддержать веру ребенка, что раньше, действительно, было хуже, а сейчас все стало неизмеримо лучше. В противном случае возникнет напряженность в отношениях и удовольствия от общения с такими ребятами вы не получите.[7, с. 23]

В досуговой программу  приюта можно использовать праздники,  
"Сделай сам" - игрушки, самоделки и украшения из природных материалов, проволоки, ниток, бумаги или… старых перчаток! "Вместе весело играть" - подвижные игры во дворе и в лесу, на речке и в спортзале, дома и в гостях, а также настольные игры и фокусы. "5 минут на размышление" - ребусы, загадки и головоломки, логические задачи и задания на сообразительность, иллюзии и оптический обман. "Праздник своими руками" - новогодние украшения, подарки и открытки, маскарадные костюмы и единственные в мире съедобные мухоморы! "Любителям природы" - кормушки для птиц, домашняя оранжерея, составление букетов и даже… советы по выращиванию ананасов на подоконнике! "Домашний кукольный театр" - сцены и ширмы, сценарии спектаклей и куклы из чего угодно - например, из носка, а также пальчиковый театр.[15, с. 67]

Информация о работе Технология организации культурно-досуговой деятельности старших школьников