Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 05:10, курсовая работа
Объект исследования – досуговая деятельность детей в приюте
Предмет исследования - организация досуговой деятельности в приюте
Исходя из определения проблемы, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «Досуг»
2. Проанализировать особенности организация досуга в приюте
3. Рассмотреть основные мероприятия по организации досуга в приюте
Введение 2
Глава 1 Теоретический анализ досуговой деятельности 4
1.1 Понятие досуговой деятельности 4
1.2 Особенности досуговой деятельности в школе и методические рекомендации по её организации. 9
1.3.
Глава 2 Основные мероприятия используемые 13
по организации досуга 13
2.1 Конструкторская досуговая деятельность 13
2.2 Подвижно-логические игры 17
Заключение 25
Список литературы 26
Для привития интереса можно начать с изготовления самого простого. Не надо даже вначале ничего изобретать, можно сделать игрушку - Петрушка. Секрет механизма танцующего Петрушки ясен из рисунков. Если дергать за ниточку, Петрушка будет плясать. Держать его надо в воздухе за верхнюю нитку, лицом к зрителям. Таким же способом можно сделать и танцующих зверей, например, медведя или зайца.
Петрушку можно сделать из картона или из фанеры. Раскрасить его надо поярче, и чтобы он улыбался.
Можно внести кое-какие добавления и изменения, например, ступню ног можно сделать отдельно, и тогда движения при танце будут еще забавнее.
Если добавить в механизм игрушки резинку, которая будет растягиваться и сниматься при дергании за нижнюю нитку, то игрушка будет двигать руками и ногами.
Изготовив несколько различных кукол такого типа, можно создать целый кукольный театр и ставить сказки. Потребуются еще только легкие передвижные декорации из картона.
Работу по изготовлению авиамоделей тоже следует начинать с самых простых игрушек, которые можно сделать, не располагая никакими особыми материалами. Имея только лист бумаги, пусть исписанный, можно сделать планер. Согнем лист пополам и закрутим одну сторону. Если легким и плавным броском пустить его закрученной частью вперед с наклоном вниз, то он может пролететь довольно большое расстояние. Если же он сделает крутое пике вниз, то значит, что мы закрутили слишком много, надо немного раскрутить. А если закручено слишком мало, то «мотор»-закрутка не потянет, и, взмыв, планер скользнет назад, на «хвост», и потерпит «аварию». В этом случае надо закрутить больше. Закрученную часть листа надо сплющить, чтобы она не раскручивалась, а планер был более обтекаемым. Такие планеры-крыло могут иметь самые разнообразные формы, а они несколько изменяют летные качества этих простейших моделей. Такие планеры ребята могут мастерить самостоятельно. Для выполнения этой работы ничего, кроме ножниц и бумаги, не нужно.[24, с. 89]
Планеры эти хорошо летают, если пускать их в тихую погоду с большой высоты. Попадая иногда в восходящие потоки воздуха, они взмывают высоко в небо. По своим размерам планеры могут быть самыми разными. Особенно большие надо делать из плотной бумаги или крепить тонкими планочками, которые приклеиваются вдоль всей модели и крыльев. Планочки, крепящие крылья, соединять со средней продольной планкой наклейками из бумаги (клеить столярным клеем).
Также нетрудно сделать и летающие пропеллеры с ножкой. Их лучше делать из дерева, но можно и из железа.
Особенно высоко может взлетать пропеллер без ножки, который сделан из жести. Он имеет три отверстия и надевается перед запуском средним большим отверстием на ось катушки, а двумя меньшими отверстиями, расположенными на равных расстояниях от среднего, - на булавки, которыми проткнуты края катушки. Катушка, как волчок, приводится в быстрое вращение крепкой суровой ниткой, которая наматывается на катушку и имеет в длину до 80 см. Сделав большую катушку и крупный пропеллер, можно достичь значительного эффекта, но в этом случае ось катушки должна быть выше боковых булавок, иначе пропеллер будет соскакивать при взлете и может даже поранить кого-либо из присутствующих. Надо, чтобы, поднявшись с булавок, пропеллер еще некоторое время сдерживался осью катушки. Замечу, между прочим, что управлять полетом бумажных авиамоделей легко, загибая уголки хвоста и наблюдая за результатами. Мы еще поговорим об авиамоделях, а сейчас закончим рассмотрение простейших игрушек.
Игрушечные заводные аэросани, глиссер, моторная лодка, подводная лодка и схематическая летающая модель самолета делаются довольно просто и, собственно говоря, одним способом.
Эта работа требует большой аккуратности. Надо избегать морщинок на папиросной бумаге, потеков клея, ненужных перекосов и искривлений и помнить все время, что летать будет хорошо та модель, которая будет легка по весу, но достаточно прочна.
В данном параграфе мы приведём описание упражнений, которые можно использовать с детьми в досуговой деятельности.
1. «Исходное положение»
Воспитатель. Найдите такое положение корпуса и ног, при котором можно мгновенно встать, затратив минимум усилий. Быть внимательным и всегда готовым к действию. Корпус не напряжен, руки лежат свободно на коленях, ноги вместе. Это рабочее состояние. Встать! Сесть! Легко, без напряжения!
2. «Зернышко»
Воспитатель. В зернышке или семечке как бы спрятаны разные растения. Мир растений очень богат: деревья, цветы, овощи и т.д. Зернышко, попадая в благоприятные условия, прорастает.
Мы попытаемся из зернышка «вырасти», превратиться в какое-нибудь растение, вид которого я изображу при помощи своего тела и рук. Предположим, мы будем изображать деревья! Вспомните, как выглядят знакомые вам деревья... Теперь мысленно представьте дерево, которое будете изображать. Представили? Наше исходное положение — на корточках, опустив голову и обхватив колени руками. Я буду считать до десяти, а вы в это время — «расти». На счет — «десять» нужно замереть!
3. «Капитан» (выполняется в строю)
Воспитатель. Я — «адмирал». Вы — «капитаны».
Если я вам даю команду со словом «капитаны»,
то вы команду выполняете. А если команда
без этого слова, то выполнять ее не надо.
Тот, кто ошибется, из игры выбывает. Я
тоже буду делать движения, чтобы вас запутать.
Итак, капитаны, руки вперед! Руки вниз!
...Кто опустил руки, ведь я слово «капитаны»
не сказал? и т.д.
4. «Как один!» (выполняется в строю)
Воспитатель. Вы должны быть предельно
внимательны и мгновенно выполнять движение
«ведущего». Нам нужно будет добиться
такой слаженности, чтобы движение делалось
одновременно всеми — «как один». Старайтесь
угадать, что это будет за движение. Движение
— пауза — движение — пауза...
(Пример: выбросить руку вверх, выбросить вторую руку вверх, повернуть ладони друг к другу, хлопок, и т.д.)
5. «Аи да я!»
Сидя в полукруге, дети по порядку ведут счет, начиная с 1, но пропуская число 3, а далее все числа, которые делятся на 3 и оканчиваются им (13, 23 и т.д.), вместо них говорят: «Аи да я!» Кто ошибся — выбывает. Можно провести соревнования между двумя командами.
6. «Деревянные куклы»
Воспитатель. Все мы видели деревянные куклы-марионетки, которые управляются ниточками. Если ниточки отпускаются, то части куклы — руки, голова, корпус, ноги — опускаются вниз. Отпускаться ниточки будут на мой счет до пяти. Исходное положение: вытянуться в струнку, руки вверх, лицом к потолку. На счет «раз» голова падает на грудь, «два» — руки от локтя опускаются вниз, «три» — руки полностью повисают, «четыре» — корпус складывается пополам, голова и руки висят, «пять» — опуститься на четвереньки. Теперь ниточки будут натягиваться в обратном порядке, а куклы выпрямляться. Не путайте очередность! Итак, «раз» — выпрямили ноги! «Два» — корпус, «три» — плечи, «четыре» — руки вверх, «пять» — голова!
7. «Ходьба с изменениями»
Воспитатель. Все станьте в затылок друг другу. Если я командую — «раз», то колонна движется по залу в том направлении, как сейчас стоите. Если говорю — «два», то движение меняется на обратное направление, «три» — повернуться на 360 градусов и продолжать движение, «четыре» — скакать на одной ноге. Кто ошибся — выбывает. Итак, «раз»... «три»... «два»...
8. «Кто летает?»
Воспитатель. Я называю предмет, животное или птицу, а вы без паузы хором должны ответить и поднять руки вверх, если то, что я назову — летает, если нет — стойте молча. Будьте внимательны, я буду вас провоцировать на ошибку, поднимая руки!
11. «Хлопки»
а) Ученики в «творческом полукруге». Я задаю ритм хлопками, вы подхватываете и хлопаете по одному, последовательно по ходу часовой стрелки. Старайтесь хлопать равномерно. По команде «Хоп» направление меняется и идет против часовой стрелки.
б) Я задаю хлопками ритм, постарайтесь, чтобы ритм и сила хлопка соответствовали моему. Это как в разговоре: я спрашиваю — вы отвечаете. Мой хлопок — ваш хлопок!
в) Теперь будем спорить хлопками: чем сильнее я хлопаю, тем тише должен хлопать ученик, если я в споре отступаю (хлопаю тише), тем громче хлопаете вы.
12. «На одну букву»
Воспитатель. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «с». Кто первый? — Стол, стул, спина... Кто еще? и т.д.
Воспитатель. Можно проводить соревнования между двумя группами, вызывая учеников поочередно из одной группы и из другой. Выигрывают те, кто назвал слово последними. На букву «п», «н» и т.д.
13. «Кто сзади?»
Воспитатель. Один ученик стоит спиной к остальным с закрытыми глазами. Тот, на кого я укажу, подходит сзади к водящему, называет его имя и тихо садится. Голос можно изменять. Водящий должен угадать, кто к нему подходил.
14. «Угадай-ка, кто это?»
Воспитатель. Понаблюдайте за кем-нибудь из своих товарищей и запомните цвет его волос, глаз, как он одет, какого цвета туфли и т.д. Даю время... Теперь вызываю к себе одного из вас, и он будет описывать свой объект, не поворачиваясь. Когда он закончит описание, задавайте ему дополнительные вопросы о внешности объекта. Водящий будет отвечать, но если он ошибся, то его не поправляйте. Это он сделает сам, когда повернется для проверки правильности своего описания.
15. «Кто как сидел»
Двое водящих внимательно осматривают полукруг, запоминая, кто в каком порядке сидит, и выходят из зала. Ребята меняются местами. 1-й водящий должен восстановить прежнюю расстановку. 2-й водящий дополняет или исправляет ошибки товарища, когда тот закончит свои действия.
Задание затем можно усложнить: разрешить сидящим переодевание или только изменение позы.
17. «Фотографы»
У стола три ребёнка. Какое-то время их рассматривает класс. Они выходят за дверь, что-то меняют в своем облике, даже могут меняться одеждой или обувью. Класс должен восстановить их прежний облик.
18. «Превращение палочки»
Воспитатель: Я сейчас крайнему передам карандаш, а он должен превратить его в любой другой предмет, но чтобы мы поняли, в какой. Нужно проделать с ним ряд логических действий, свойственных этому предмету. Например, ученик подносит карандаш к волосам, и по движению мы понимаем, что это расческа. Когда мы угадываем, он передает карандаш следующему. Повторяться нельзя.
Воспитатель. Я сейчас назову предмет, который у меня
на столе. Ученик, крайний справа (слева),
должен подойти столу, взять этот предмет,
принести на свое место и проделать ряд
последовательных и логических действий,
которые возможны с ним. Например — это
«котенок»! Ученик должен пофантазировать:
какой он? Что с ним можно сделать? Он маленький,
мягкий, теплый. Возьми его, как берут котенка.
Погладь, покорми, поиграй с ним...
Когда ученик закончит свои действия, он передает предмет следующему, но называет его по-другому. Например, «чайник». Товарищ тотчас же должен придумать, что он с ним будет делать. Итак, начинаем по порядку. Не торопиться! Придумывать как можно больше действий со своим предметом.
Воспитатель. Необходимо мысленно представить («увидеть») какой-либо предмет и проделать с ним ряд логических, последовательных действий, которые возможны с ним. Начнем с самого простого — «Иголка, нитка, бусы».
Главное условие — полностью сосредоточиться на своих действиях и не смотреть по сторонам! В одну руку «берете» иголку, а в другую — нитку и пытаетесь «вдеть» нитку в иголку. Учтите, что сразу в ушко не попадешь — мешают ворсинки нитки! Ну-ка, попробуем! Не торопитесь! Вспомните, как вы вдевали нитку! А когда нитку проденете в ушко, завяжите узелок!
А теперь на правой коленочке коробочка с красными бусами, а на левой — с белыми. Нужно нанизать на нитку бусы, чередуя красную и белую... Кто «нанижет», подходит к столу и кладет на него нитку бус.
Все знают сказку Г.Х.Андерсена «Новое платье короля»? Там два ловкача, чтобы посмеяться над глупым королем, одевают его в невидимую одежду. Они делают это так, как будто одежда существует! Делают это серьезно, чтобы король не раскрыл их обман!
Сейчас мы с вами тоже превратимся в таких портных. Разделимся по три человека: один король и два портных. Мальчики одевают короля, а девочки — королеву. Подумайте, в какие одежды вы будете одевать, как закалывать булавками, как пришивать иголкой с ниткой! Начнем пробовать все сразу в зале, а потом посмотрим ваши действия на сцене.
«Индивидуальные задания»
Пришить пуговицы, постирать, почистить туфли, поиграть с куклой, вылепить из пластилина что-то определенное и т.д.
«Парные действия» (один стоит на стуле, а другой помогает снизу). Основное условие — быть предельно внимательным к партнеру. Вас объединяет общая задача:
Информация о работе Технология организации культурно-досуговой деятельности старших школьников