Технология планирования деятельности школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:08, курсовая работа

Описание работы

Люди всегда пытались избежать неопределенности своего будущего. Неопределенность завтрашнего дня пугала человека, порождала у него чувство неуверенности в себе и своих возможностях, сковывала его физические и духовные силы. Человек всячески — с помощью научных методов и на основе предсказаний гадалок и шаманов — стремился ранее и стремится сейчас прорваться за пределы горизонта дня сегодняшнего. В своем сознании он старается предвосхитить и предвидеть ситуацию завтрашнюю, чтобы сделать ее более предсказуемой и управляемой.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Необходимость планирования деятельности школы как педагогической системы 5
1.1. Школа как педагогическая система и объект научного управления 5
1.2. Целеполагание и планирование как функция управления школой 9
Глава 2. Технология планирования работы школы 12
2.1. Необходимость и сущность планирования деятельности школы 12
2.2. Перспективный план развития школы 14
2.3. План учебно-воспитательной работы школы на учебный год 15
Заключение 23
Список использованной литературы: 25

Файлы: 1 файл

Курсовая Технология планирования дейтельности школы.docx

— 55.45 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

По педагогике

На тему: «Технология  планирования работы школы»

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Необходимость  планирования деятельности школы как  педагогической системы 5

1.1. Школа как педагогическая система и объект научного управления 5

1.2. Целеполагание и планирование как функция управления школой 9

Глава 2. Технология планирования работы школы 12

2.1. Необходимость  и сущность планирования деятельности  школы 12

2.2. Перспективный  план развития школы 14

2.3. План учебно-воспитательной  работы школы на учебный год 15

Заключение 23

Список использованной литературы: 25

 

 

 

Введение

Люди всегда пытались избежать неопределенности своего будущего. Неопределенность завтрашнего дня пугала человека, порождала у него чувство неуверенности  в себе и своих возможностях, сковывала  его физические и духовные силы. Человек всячески — с помощью  научных методов и на основе предсказаний гадалок и шаманов — стремился  ранее и стремится сейчас прорваться за пределы горизонта дня сегодняшнего. В своем сознании он старается  предвосхитить и предвидеть ситуацию завтрашнюю, чтобы сделать ее более  предсказуемой и управляемой. Это  стремление характерно не только для  жизни человека или человечества в целом, но и для отдельных  видов человеческой деятельности. Не случайно в «Капитале» К. Маркс подчеркнул следующее: «Пчела постройкой своих  восковых ячеек посрамляет некоторых  людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с  самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, уже  построил ее в своей голове».

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно  и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось  педагогическое планирование и все  соответствующее данному процессу многообразие документов, называемых планами. И сейчас трудно представить  жизнедеятельность образовательного учреждения без перспективного и  календарного плана работы учебного заведения, без плана подготовки и проведения школьного мероприятия. Без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей, без  плана работы с родителями и ученическим  самоуправлением, без плана повышения  квалификации и профессиональной компетентности педагогов, без плана воспитательной работы в классе и т.п.

Успешное решение сложных  и ответственных задач обучения и воспитания учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учителей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания. Поэтому в настоящее время не теряет актуальности и представляется крайне важным планирование деятельности всего учебного заведения (школы), что позволяет грамотно и профессионально построить весь процесс обучения, воспитания и развития учащихся. Это и определяет актуальность данной работы.

Объектом исследования является методическая работа в школе.

Предмет исследования – технологии планирования работы школы.

Цель исследования – изучить, проанализировать и охарактеризовать технологии планирования работы школы.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- обосновать необходимость планирования деятельности школы как педагогической системы;

-  охарактеризовать целеполагание и планирование как функцию управления школой;

- изучить и описать  технологии планирования деятельности  школы.

Методологические основы исследования: в ходе исследования использовалась методика вариативно-модельного подхода к технологии планирования воспитательной работы в школе, которая включает в себя следующие методы и приёмы: описательный метод (приёмы наблюдения, сопоставления, обобщения), метод анализа, метод моделирования, проектирования и прогнозирования педагогических явлений и процессов.

Научная новизна исследования состоит в комплексном, системном, научном подходе к технологии планирования работы школы.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике работы в современной общеобразовательной школы.

 

 

 

Глава 1. Необходимость планирования деятельности школы как педагогической системы

    1. Школа как педагогическая система и объект научного управления

Педагогическая система  является самостоятельной развивающейся  и управляемой целостностью, состоящей  из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет  ее целостность, с другой - позволяет  изменять, влиять на действие отдельных  ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных  потребностями общества, которые  должны быть достигнуты в строго определенное время (9-11 лет). Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в  свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при  соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем  достигнутых результатов1.

Системообразующие факторы  представлены целями и результатами;

  • условиями функционирования - социально-педагогическими и временными условиями;
  • структурными компонентами - управляющей (педагогическим коллективом) и управляемой (ученическим коллективом) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности;
  • функциональными компонентами - педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием.

Рассмотрение школы как  педагогической системы и объекта  управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы. В таком случае управление позволяет сохранять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.

Системообразующие факторы  педагогической системы.

Важнейшим системообразующим  фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и  учащихся, направленной на гармоничное  развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития. Цель школы - сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую культуру личности.

Социально-педагогические и  временные условия функционирования педагогической системы.

Под социально-педагогическими  условиями функционирования педагогической системы понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие ее состояние и развитие. В управлении школой принято выделять как минимум две группы условий - общие и специфические2.

К общим условиям относятся 

  • социальные,
  • экономические,
  • культурные,
  • национальные,
  • географические условия.

К специфическим –

  • особенности социально-демографического состава учащихся;
  • местонахождение школы - городская или сельская;
  • материальные возможности школы, оборудование учебно-воспитательного процесса;
  • воспитательные возможности окружающей среды.

Существенным показателем  эффективности педагогического  процесса является характер морально-психологической  атмосферы в педагогическом и  ученическом коллективах, уровень  педагогической культуры родителей  учащихся.

Временная характеристика педагогической системы складывается из трех взаимосвязанных  периодов, обусловленных особенностями  возрастного, индивидуально-психологического развития детей, введением трех ступеней общеобразовательной школы:

  • начальное общее - I-III (IV) классы;
  • основное общее - IV (V) - IX классы;
  • среднее (полное) общее образование - X (XI) классы,

охватывающих в общей  сложности одиннадцать лет совместной работы школы и ученика. Каждая ступень  общего образования решает свои специфические  задачи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели - развитию личности школьника3.

Структурные компоненты педагогической системы.

 Решающая роль в  любой социальной системе принадлежит  индивидуальному или коллективному  субъекту управления. Одним из  основных определяющих структурных  компонентов педагогической системы  школы является деятельность  педагогического коллектива и  его руководителей или управляющей  системы.

Структура управляющей системы  большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.

  • Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
  • Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
  • Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
  • Четвертый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития4.

Из приведенной иерархической  схемы взаимодействия видно, что  каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и  объектом управления по отношению к  вышестоящему уровню.

Выделение системообразующих  факторов, социально-педагогических и  временных условий, структурных  компонентов подчеркивает сложную  внутреннюю организацию педагогического  процесса и в то же время необходимость  тонкой и своевременной корректировки  каждого компонента в зависимости  от целей деятельности образовательного учреждения. Иначе говоря, каждый фактор, условие, компоненты должны быть постоянно  в поле зрения организаторов и  руководителей педагогической системы.

Функциональные компоненты педагогической системы.

Структурные компоненты не существуют сами по себе, они вплетены в деятельность учителя, обеспечивают достижение образовательных целей  и образуют при этом функциональные компоненты педагогической системы. В  основе функциональных компонентов  лежат устойчивые базовые связи  основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога. Функциональные компоненты - педагогический анализ, целеполагание  и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование отражают педагогический процесс в движении, изменении, определяя логику его развития и совершенствования.

 

    1. Целеполагание и планирование как функция управления школой

Процесс управления любой  педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и  планирование (принятие решений). Совершенствование  целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного  развития, движения педагогической системы.

Цель функционирования педагогической системы в динамике усложняется, отражая тем самым и сложность  деятельности, направленную на ее достижение5.

Виды планов работы школы и основные требования к  ним.

Подготовка планов работы школы основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего это соблюдение требования целевой направленности.

Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы  за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может быть, например, такой.

1. Задачи школы на планируемый  срок.

2. Перспективы развития  контингента учащихся по годам,  возможное количество классов.

3. Перспективы обновления  образовательного процесса, внедрение  педагогических инноваций.

4. Обеспечение школы педагогическими  кадрами.

Информация о работе Технология планирования деятельности школы