Технология планирования деятельности школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:08, курсовая работа

Описание работы

Люди всегда пытались избежать неопределенности своего будущего. Неопределенность завтрашнего дня пугала человека, порождала у него чувство неуверенности в себе и своих возможностях, сковывала его физические и духовные силы. Человек всячески — с помощью научных методов и на основе предсказаний гадалок и шаманов — стремился ранее и стремится сейчас прорваться за пределы горизонта дня сегодняшнего. В своем сознании он старается предвосхитить и предвидеть ситуацию завтрашнюю, чтобы сделать ее более предсказуемой и управляемой.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Необходимость планирования деятельности школы как педагогической системы 5
1.1. Школа как педагогическая система и объект научного управления 5
1.2. Целеполагание и планирование как функция управления школой 9
Глава 2. Технология планирования работы школы 12
2.1. Необходимость и сущность планирования деятельности школы 12
2.2. Перспективный план развития школы 14
2.3. План учебно-воспитательной работы школы на учебный год 15
Заключение 23
Список использованной литературы: 25

Файлы: 1 файл

Курсовая Технология планирования дейтельности школы.docx

— 55.45 Кб (Скачать файл)

5. Повышение квалификации  педагогических кадров через  различные формы (ИУУ, курсы,  семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной  основе и т.д.).

6. Развитие материально-технической  базы и учебно-методического оснащения  школы (строительные работы, приобретение  средств ЭВТ и информатики,  пополнение книжного фонда библиотеки, наглядных пособий, обновление  оборудования и оформление кабинетов  и др.).

7. Социальная защита педагогов  и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

Годовой план охватывает время  работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы.

Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана.

Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти  планы являются стратегическими  по отношению к планам работы учителей и классных руководителей6.

Примерное содержание годового плана работы школы. Обобщая различные  варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рассмотрим один из возможных вариантов плана.

1. Краткий анализ итогов  работы школы за прошедший  год и задачи за новый учебный  год.

2. Работа коллектива школы  по выполнению всеобуча.

3. Деятельность педагогического  коллектива по повышению качества  образовательного процесса.

4. Совместная работа школы,  семьи, общественности, трудовых  коллективов по воспитанию учащихся.

5. Работа с педагогическими  кадрами. 

6. Система внутришкольного контроля.

7. Укрепление учебно-материальной  базы школы. 

8. Организационно-педагогические  мероприятия. 

Таким образом, реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

 

 

 

Глава 2. Технология планирования работы школы

2.1. Необходимость и сущность планирования  деятельности школы

В науке об управлении существуют два понятия – «действие» и «результат». Действие - это определенные операции, конкретные мероприятия, вечера, походы, собрания и т.д. Они могут проходить регулярно, внешне эффектно и демонстрировать неплохую организационную деятельность исполнителей. Но действие - это только средство для достижения какой-то цели, а не сама цель.

Результат - это конечный итог, ради которого и проходили операции, это уровень знаний, воспитанности учащихся, их общекультурная подготовка, степень самостоятельности и т.д.

Суть управления — в  умении планировать результат, целенаправленно  регулировать сам процесс обучения и воспитания, в умении выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени  и средств эффективное выполнение поставленных задач и целей7.

Разработать план - это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения и воспитания.

Планирование - подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой.

Обоснованный конкретный план - один из показателей научной  организации и управления школы8.

План должен быть кратким, четким и ясным.

По форме планирование может быть текстовым, графическим  и смешанным (текстовым и графическим).

В любом случае в школе  должно существовать календарное планирование, т.е. все общешкольные мероприятия  должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям, отдельным числам. Каждая школа планирует свою работу, исходя из местных условий и возможностей, но каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.

В практике работы передовых  школ имеют место следующие виды планирования:

  • перспективный план работы школы на 3-5 лет;
  • план учебно-воспитательной работы школы (годовой);
  • графический план организационной, методической и внеклассной работы (на четверть) (выписка из годового плана);
  • план-график внутришкольного контроля (на четверть);
  • планы общественных организаций9.

Сроки планирования определяются целями планирования. Перспективное  планирование должно соответствовать  срокам развития образования в стране, годовое - цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 1-е сентября, включая летнюю работу и подготовку школы к новому учебному году. Каких-либо отдельных планов, которые бы не входили в общешкольный план, от школы требовать не следует - это нарушает принцип системности.

Перспективный план согласуется  с планами местного муниципального управления и составляется на 1-е  января текущего года.

Годовые планы составляются в мае-июне, утверждаются педагогическими  советами в конце августа. Изменение  плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении  ставится в известность педагогический совет.

Рекомендации о структуре  и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и  творческих поисков отдельных школ.

 

2.2. Перспективный план развития школы

Перспективный план развития школы предусматривает направления  деятельности школы с учетом работы районных органов власти. Этот план не должен быть слишком детальным, его  задача — наметить важнейшие ориентиры, главные вехи функционирования и  развития школы на определенный период10.

В перспективном плане  следует отразить:

  1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.
  2. Потребность в учителях разной квалификации.
  3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также наметить основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.
  4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.
  5. Финансовую, коммерческую деятельность.

Особое место в перспективном  плане следует отвести системе  повышения квалификации учителей. Практика показывает, что годовой план не может охватить все содержание и  многообразие форм совершенствования  мастерства учителей и ведет к  недопустимой перегрузке, а значит, к поверхностному, неглубокому изучению материала11.

В перспективном плане  следует расписать все основные темы по педагогике, психологии и отдельным  предметам по годам, наметить создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций  и педагогических чтений в помощь самообразованию и т.д.

Таким образом, перспективный план работы школы обеспечивает распределение  сил и средств на длительный период, придает системе повышения квалификации учителей цикличный, законченный характер, устанавливает спокойный ритм деятельности школы без излишнего напряжения и позволяет при этом охватить все важнейшие элементы работы12.

 

2.3. План учебно-воспитательной работы школы на учебный год

Планы работы школы не следует  загромождать методическими советами, правилами внутреннего распорядка, общими рассуждениями. Нередко планы  сочиняются единолично директором и  формально утверждаются на педсовете13.

Изучение лучших школьных планов и проверка их выполнения позволяет  предложить следующий вариант структуры  годового плана, включающего основные вопросы, над которыми нужно работать коллективу.

1. Введение:

а) особенности микрорайона  и условия работы школы;

б) краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный  год;

в) основные задачи школы  на новый учебный год.

2. Выполнение Закона об  образовании.

3. Организация работы  с кадрами: 

а) расстановка кадров и  распределение обязанностей;

б) основные научно-практические темы, над которыми работает коллектив:

в) повышение квалификации и методическая работа;

г) изучение и распространение  передового опыта;

д) научно-педагогическая информация в школе.

4. Руководство учебно-воспитательным  процессом: 

а) организация учебно-воспитательного  процесса;

б) внеурочная учебно-воспитательная работа в школе.

5. Педагогический контроль  за учебно-воспитательным процессом.

6. Работа с родителями, с шефами и общественностью.

7. Укрепление материально-технической  базы в школе и хозяйственная  работа.

Приложения: 

а) Планы работы методических объединений.

б) План работы библиотеки.

в) План работы родительского  комитета.

г) План летней оздоровительной  работы с детьми14.

Рассмотрим более подробно основные требования к плану работы школы на учебный год.

Введение. В этом разделе дается очень краткая характеристика микрорайона, его жителей, наличие культурных учреждений и неблагоприятных условий, затрудняющих работу школы. Затем проводится выборочный анализ наиболее важных аспектов работы школы за прошлый период, и выдвигаются задачи на новый учебный год, а также называются темы, над которыми собирается работать школа.

Введение затрагивает  главные вопросы: качество знаний и  воспитанность учащихся, уровень  преподавания и воспитательных мероприятий, связь с родителями и систему  повышения квалификации учителей. Конкретно перечисляются нерешенные проблемы, указываются причины, предлагаются пути совершенствования учебно-воспитательного процесса15.

Выполнение Закона об образовании. В этом разделе определяются границы микрорайона школы, формы и сроки оперативного учета детей школьного возраста и называются ответственные за те или иные участки работы по выполнению указанного Закона. Здесь же планируются формы использования средств (фонда), оформление и ведение документации, работа с подопечными детьми, обеспечение медицинского надзора, питания детей, их подвоз, создание групп продленного дня. Намечается работа с трудными детьми, помощь отстающим и связь с местными органами власти.

Работа с педагогическими  кадрами:

1. Расстановка кадров  и распределение обязанностей. Определяется  нагрузка учителей, классное руководство  и обязанности ответственных  за тот или иной участок  работы. Задача циклограммы управления - упорядочить труд учителей, не  допустить чрезмерной нагрузки, отрегулировать собрания, заседания,  общественную работу.

2. Повышение квалификации  и методическая работа. Определяется  работа педагогического совета  школы, внутришкольных и межшкольных методических объединений, назначаются ответственные за работу и периодичность совещаний (раз в четверть). В этом же разделе планируется конкретная работа школы (наставничество, школа передового опыта, практикумы и т.д.).

Если в школе много  молодых учителей, целесообразно, кроме  индивидуальной помощи, организовать и спланировать деятельность школы  молодого учителя. В этом же разделе  планируются педагогические конференции, педагогические чтения, выставки, работа школьного методкабинета (уголка), а  также периодичность производственных совещаний16.

3. Обобщение и распространение  передового педагогического опыта.  Планируются конкретные мероприятия  по работе школы передового  опыта, наставничество опытных  учителей над молодежью, открытые  уроки, взаимопосещение уроков начинающих учителей и мастеров педагогического дела, совместное поурочное планирование опытных и начинающих учителей, выставки по обмену опытом, посещение уроков лучших учителей района, города.

4. Научно-педагогическая  информация обеспечивает ознакомление учителей с новинками педагогической литературы, планируется создание методических уголков, стендов, формы специальных сообщений и обсуждений.

Руководство учебно-воспитательным процессом.

Учебный и воспитательный процессы неразрывно связаны: в преамбуле  раздела следует указать главные  цели учебной и воспитательной работы, а затем конкретизировать мероприятия, обеспечивающие выполнение этих целей17.

1) Организация учебно-воспитательного  процесса. В этом разделе прежде всего перечисляются меры по созданию условий для нормального протекания учебного процесса: оснащение кабинетов, обеспечение техническими средствами, пополнение фондов библиотеки; предусматривается изучение учителями учебных программ и объяснительных записок, нормативных документов Министерства образования; составление тематических планов, рекомендательных списков литературы; приобретение дидактических материалов и методической литературы; работа факультативов18.

Информация о работе Технология планирования деятельности школы