Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:08, курсовая работа
Люди всегда пытались избежать неопределенности своего будущего. Неопределенность завтрашнего дня пугала человека, порождала у него чувство неуверенности в себе и своих возможностях, сковывала его физические и духовные силы. Человек всячески — с помощью научных методов и на основе предсказаний гадалок и шаманов — стремился ранее и стремится сейчас прорваться за пределы горизонта дня сегодняшнего. В своем сознании он старается предвосхитить и предвидеть ситуацию завтрашнюю, чтобы сделать ее более предсказуемой и управляемой.
Введение 3
Глава 1. Необходимость планирования деятельности школы как педагогической системы 5
1.1. Школа как педагогическая система и объект научного управления 5
1.2. Целеполагание и планирование как функция управления школой 9
Глава 2. Технология планирования работы школы 12
2.1. Необходимость и сущность планирования деятельности школы 12
2.2. Перспективный план развития школы 14
2.3. План учебно-воспитательной работы школы на учебный год 15
Заключение 23
Список использованной литературы: 25
5. Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т.д.).
6. Развитие материально-
7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.
Годовой план охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы.
Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана.
Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей6.
Примерное содержание годового плана работы школы. Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рассмотрим один из возможных вариантов плана.
1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи за новый учебный год.
2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча.
3. Деятельность педагогического
коллектива по повышению
4. Совместная работа школы,
семьи, общественности, трудовых
коллективов по воспитанию
5. Работа с педагогическими кадрами.
6. Система внутришкольного контроля.
7. Укрепление учебно-
8. Организационно-педагогические мероприятия.
Таким образом, реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.
Глава 2. Технология планирования работы школы
2.1.
Необходимость и сущность
В науке об управлении существуют два понятия – «действие» и «результат». Действие - это определенные операции, конкретные мероприятия, вечера, походы, собрания и т.д. Они могут проходить регулярно, внешне эффектно и демонстрировать неплохую организационную деятельность исполнителей. Но действие - это только средство для достижения какой-то цели, а не сама цель.
Результат - это конечный итог, ради которого и проходили операции, это уровень знаний, воспитанности учащихся, их общекультурная подготовка, степень самостоятельности и т.д.
Суть управления — в
умении планировать результат, целенаправленно
регулировать сам процесс обучения
и воспитания, в умении выбирать
такие операции, которые обеспечивали
бы при наименьшей затрате сил, времени
и средств эффективное
Разработать план - это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения и воспитания.
Планирование - подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой.
Обоснованный конкретный план - один из показателей научной организации и управления школы8.
План должен быть кратким, четким и ясным.
По форме планирование может быть текстовым, графическим и смешанным (текстовым и графическим).
В любом случае в школе должно существовать календарное планирование, т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям, отдельным числам. Каждая школа планирует свою работу, исходя из местных условий и возможностей, но каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.
В практике работы передовых школ имеют место следующие виды планирования:
Сроки планирования определяются целями планирования. Перспективное планирование должно соответствовать срокам развития образования в стране, годовое - цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 1-е сентября, включая летнюю работу и подготовку школы к новому учебному году. Каких-либо отдельных планов, которые бы не входили в общешкольный план, от школы требовать не следует - это нарушает принцип системности.
Перспективный план согласуется с планами местного муниципального управления и составляется на 1-е января текущего года.
Годовые планы составляются в мае-июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет.
Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных школ.
2.2. Перспективный план развития школы
Перспективный план развития
школы предусматривает
В перспективном плане следует отразить:
Особое место в перспективном плане следует отвести системе повышения квалификации учителей. Практика показывает, что годовой план не может охватить все содержание и многообразие форм совершенствования мастерства учителей и ведет к недопустимой перегрузке, а значит, к поверхностному, неглубокому изучению материала11.
В перспективном плане следует расписать все основные темы по педагогике, психологии и отдельным предметам по годам, наметить создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию и т.д.
Таким образом, перспективный план
работы школы обеспечивает распределение
сил и средств на длительный период,
придает системе повышения
2.3. План учебно-воспитательной работы школы на учебный год
Планы работы школы не следует
загромождать методическими советами,
правилами внутреннего
Изучение лучших школьных планов и проверка их выполнения позволяет предложить следующий вариант структуры годового плана, включающего основные вопросы, над которыми нужно работать коллективу.
1. Введение:
а) особенности микрорайона и условия работы школы;
б) краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год;
в) основные задачи школы на новый учебный год.
2. Выполнение Закона об образовании.
3. Организация работы с кадрами:
а) расстановка кадров и распределение обязанностей;
б) основные научно-практические темы, над которыми работает коллектив:
в) повышение квалификации и методическая работа;
г) изучение и распространение передового опыта;
д) научно-педагогическая информация в школе.
4. Руководство учебно-
а) организация учебно-
б) внеурочная учебно-воспитательная работа в школе.
5. Педагогический контроль
за учебно-воспитательным
6. Работа с родителями, с шефами и общественностью.
7. Укрепление материально-
Приложения:
а) Планы работы методических объединений.
б) План работы библиотеки.
в) План работы родительского комитета.
г) План летней оздоровительной работы с детьми14.
Рассмотрим более подробно основные требования к плану работы школы на учебный год.
Введение. В этом разделе дается очень краткая характеристика микрорайона, его жителей, наличие культурных учреждений и неблагоприятных условий, затрудняющих работу школы. Затем проводится выборочный анализ наиболее важных аспектов работы школы за прошлый период, и выдвигаются задачи на новый учебный год, а также называются темы, над которыми собирается работать школа.
Введение затрагивает главные вопросы: качество знаний и воспитанность учащихся, уровень преподавания и воспитательных мероприятий, связь с родителями и систему повышения квалификации учителей. Конкретно перечисляются нерешенные проблемы, указываются причины, предлагаются пути совершенствования учебно-воспитательного процесса15.
Выполнение Закона об образовании. В этом разделе определяются границы микрорайона школы, формы и сроки оперативного учета детей школьного возраста и называются ответственные за те или иные участки работы по выполнению указанного Закона. Здесь же планируются формы использования средств (фонда), оформление и ведение документации, работа с подопечными детьми, обеспечение медицинского надзора, питания детей, их подвоз, создание групп продленного дня. Намечается работа с трудными детьми, помощь отстающим и связь с местными органами власти.
Работа с педагогическими кадрами:
1. Расстановка кадров и распределение обязанностей. Определяется нагрузка учителей, классное руководство и обязанности ответственных за тот или иной участок работы. Задача циклограммы управления - упорядочить труд учителей, не допустить чрезмерной нагрузки, отрегулировать собрания, заседания, общественную работу.
2. Повышение квалификации и методическая работа. Определяется работа педагогического совета школы, внутришкольных и межшкольных методических объединений, назначаются ответственные за работу и периодичность совещаний (раз в четверть). В этом же разделе планируется конкретная работа школы (наставничество, школа передового опыта, практикумы и т.д.).
Если в школе много
молодых учителей, целесообразно, кроме
индивидуальной помощи, организовать
и спланировать деятельность школы
молодого учителя. В этом же разделе
планируются педагогические конференции,
педагогические чтения, выставки, работа
школьного методкабинета (уголка), а
также периодичность
3. Обобщение и распространение
передового педагогического
4. Научно-педагогическая
информация обеспечивает
Руководство учебно-воспитательным процессом.
Учебный и воспитательный
процессы неразрывно связаны: в преамбуле
раздела следует указать
1) Организация учебно-
Информация о работе Технология планирования деятельности школы