Уровни проблемного обучения отражают
не только разный уровень усвоения
учащимися новых знаний и способов
умственной деятельности, но и разные
уровни мышления.
Типы проблемных
ситуаций.
Первый признак проблемной
ситуации в обучении состоит в том, что
она создает трудность, преодолеть которую
ученик может лишь в результате собственной
мыслительной активности. Проблемная
ситуация должна быть значимой для ученика.
Ее возникновение должно быть по возможности
связано с интересами и предшествующим
опытом учащихся.
Типы проблемных ситуаций, наиболее
часто возникающих в учебном
процессе:
1. Проблемная ситуация создается
тогда, когда обнаруживается несоответствие
между имеющимися уже системами
знаний у учащихся и новыми
требованиями (между старыми знаниями
и новыми фактами, между знаниями
более низкого и более высокого
уровня, между житейскими и научными
знаниями).
2. Проблемные ситуации возникают
при необходимости немалообразного
выбора из систем имеющихся
знаний единственно необходимой
системы, использование которой
только и может обеспечить
правильное решение предложенной
проблемной задачи.
3. Проблемные ситуации возникают
перед учащимися тогда, когда
они сталкиваются с новыми
практическими условиями использования
уже имеющихся знаний, когда имеет
место поиск путей применения
знаний на практике.
4. Проблемная ситуация возникает
в том случае, если имеется
противоречие между теоретически
возможным путем решения задачи
и практической неосуществимостью
или нецелесообразностью избранного
способа, а также между практически
достигнутым результатом выполнения
задания и отсутствием теоретического
обоснования.
5. Проблемные ситуации при решении
технических задач возникают
тогда, когда между внешним
видом схематических изображений
и конструктивным оформлением
технического устройства отсутствует
прямое соответствие.
6. Проблемные ситуации создаются
и тем, что существует объективно
заложенное в принципиальных
схемах противоречие между статическим
характером самих изображений
и необходимостью прочитать в
них динамические процессы.
Приемы создания
проблемных ситуаций.
В современной теории проблемного
обучения выделяется десять дидактических
способов создания проблемных ситуаций (сформулированные еще М.И. Махмутовым),
которые могут быть взяты педагогом за
основу создания вариативной программы
проблемного обучения:
- Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
- Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
- Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
- Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
- Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
- Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
- Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
- Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
- Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
- Варьирование, переформулировка задач и вопросов.
Последовательность
шагов в проблемном обучении
При организации урока
проблемного обучения необходимо соблюдать
следующую последовательность шагов:
- Постановка проблемы. Учитель описывает проблемное поле, например, какое-то явление или процесс, которые необходимо объяснить. На этом этапе важно избежать мини-лекции и соблюдать правила постановки проблемы (см. далее).
- Осознание, обсуждение проблемы. Учащиеся обсуждают проблему в микрогруппах или парах. Учитель может помогать им в обсуждении, задавая наводящие вопросы или вопросы на уточнение. При этом учитель должен помнить, что данный этап – это не решение проблемы и даже не создание плана по ее решению, а лишь обеспечение плацдарма для обучения. Учащиеся формулируют гипотезу по решению проблемы. На этом и всех последующих этапах важно распределить роли в микрогруппах и фиксировать все результаты работы.
- Обсуждение того, что известно группе о проблеме.
- Выработка возможных путей решения проблемы (в микрогруппах).
- Работа по сбору материала. В зависимости от целей изучения материала и времени, которым располагает учитель, работа может проводиться или непосредственно в классе, или вне его. Учащиеся работают самостоятельно, в основном индивидуально, в соответствии с распределенными заданиями.
- Обобщение собранного материала в микрогруппах.Каждый член группы рассказывает о выполненной работе и собранной информации. Создается общая картина. Вырабатывается структура решения проблемы. Происходит защита выработанного решения перед экспертами (другими микрогруппами). Если проблема не решена, то группа снова возвращается к первому этапу, переформулировав проблему. В этом случает вся работа проводится во внеучебное время, при консультациях учителя.
- Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, под проблемным
обучением (технологией проблемного
обучения) понимается такая организация
учебного процесса, которая предполагает
создание учителем проблемных ситуаций
и организацию активной самостоятельной
деятельности учащихся по их разрешению.
В результате этого и происходит творческое
овладение знаниями, умениями, навыками
(ЗУН) и развитие мыслительных способностей
(способов умственных действий - СУД).
ЛИТЕРАТУРА
- Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
- Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. –М.: Экзамен, 2005
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. – М. 2004
- Интернет- ресурсы: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node18.html;
http://www.p-lib.ru/pedagogika/baturina_kuzina/vvedeniye_v_pedagogiku10.html