Технология проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:45, реферат

Описание работы

В зависимости от цели, от задачи школы, обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным. Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику. Понятие «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
История развития проблемного обучения…………………………………………...4
Научная и учебно – познавательная проблема …………………………………….6
Уровни проблемности………………………………………………………………….7
Типы проблемных ситуаций ………………………………………………………….8
Приемы создания проблемных ситуаций …………………………………………….9
Последовательность шагов в проблемном обучении ……………………………….10
Заключение……………………………………………………………………………….11
Литература ……………………………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

пед. технологии.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.

 

Типы проблемных ситуаций.

Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для ученика. Ее возникновение должно быть по возможности связано с интересами и предшествующим опытом учащихся. 

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном  процессе:

1. Проблемная ситуация создается  тогда, когда обнаруживается несоответствие  между имеющимися уже системами  знаний у учащихся и новыми  требованиями (между старыми знаниями  и новыми фактами, между знаниями  более низкого и более высокого  уровня, между житейскими и научными  знаниями).

2. Проблемные ситуации возникают  при необходимости немалообразного  выбора из систем имеющихся  знаний единственно необходимой  системы, использование которой  только и может обеспечить  правильное решение предложенной  проблемной задачи.

3. Проблемные ситуации возникают  перед учащимися тогда, когда  они сталкиваются с новыми  практическими условиями использования  уже имеющихся знаний, когда имеет  место поиск путей применения  знаний на практике.

4. Проблемная ситуация возникает  в том случае, если имеется  противоречие между теоретически  возможным путем решения задачи  и практической неосуществимостью  или нецелесообразностью избранного  способа, а также между практически  достигнутым результатом выполнения  задания и отсутствием теоретического  обоснования.

5. Проблемные ситуации при решении  технических задач возникают  тогда, когда между внешним  видом схематических изображений  и конструктивным оформлением  технического устройства отсутствует  прямое соответствие.

6. Проблемные ситуации создаются  и тем, что существует объективно  заложенное в принципиальных  схемах противоречие между статическим  характером самих изображений  и необходимостью прочитать в  них динамические процессы.

Приемы создания проблемных ситуаций.

В современной теории проблемного  обучения выделяется десять дидактических  способов создания проблемных ситуаций (сформулированные еще М.И. Махмутовым), которые могут быть взяты педагогом за основу создания вариативной программы проблемного обучения:

  1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
  2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
  3. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
  4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
  5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
  6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
  7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
  8. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
  9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
  10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов. 

Последовательность  шагов в проблемном обучении

При организации урока  проблемного обучения необходимо соблюдать  следующую последовательность шагов:

  1. Постановка проблемы. Учитель описывает проблемное поле, например, какое-то явление или процесс, которые необходимо объяснить. На этом этапе важно избежать мини-лекции и соблюдать правила постановки проблемы (см. далее).
  2. Осознание, обсуждение проблемы. Учащиеся обсуждают проблему в микрогруппах или парах. Учитель может помогать им в обсуждении, задавая наводящие вопросы или вопросы на уточнение. При этом учитель должен помнить, что данный этап – это не решение проблемы и даже не создание плана по ее решению, а лишь обеспечение плацдарма для обучения. Учащиеся формулируют гипотезу по решению проблемы. На этом и всех последующих этапах важно распределить роли в микрогруппах и фиксировать все результаты работы.
  3. Обсуждение того, что известно группе о проблеме.
  4. Выработка возможных путей решения проблемы (в микрогруппах).
  5. Работа по сбору материала. В зависимости от целей изучения материала и времени, которым располагает учитель, работа может проводиться или непосредственно в классе, или вне его. Учащиеся работают самостоятельно, в основном индивидуально, в соответствии с распределенными заданиями.
  6. Обобщение собранного материала в микрогруппах.Каждый член группы рассказывает о выполненной работе и собранной информации. Создается общая картина. Вырабатывается структура решения проблемы. Происходит защита выработанного решения перед экспертами (другими микрогруппами). Если проблема не решена, то группа снова возвращается к первому этапу, переформулировав проблему. В этом случает вся работа проводится во внеучебное время, при консультациях учителя.
  7. Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, под проблемным обучением (технологией проблемного  обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. В результате этого и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий - СУД).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
  2. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. –М.: Экзамен, 2005
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. – М. 2004
  4. Интернет- ресурсы: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node18.html;

http://www.p-lib.ru/pedagogika/baturina_kuzina/vvedeniye_v_pedagogiku10.html

 


Информация о работе Технология проблемного обучения