Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 12:26, реферат
Республика Казахстан – мирное, открытое для всех людей доброй воли государство, равноправный партнер мирового сообщества. Реформы, проводимые независимым Казахстаном, в первую очередь направлены на формирование основ рыночного хозяйства, демократизацию общественной жизни. Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей средней школы нашей республики становится воспитание личности, востребуемой рынком.
Формы проблемного урока:
1.Урок сообщения новых знаний.
Виды: урок – лекция, урок - беседа, урок - рассказ, урок решения познавательных задач, лабораторная работа, ученическое теоретическое исследование.
Решает дидактические задачи: усвоение новых понятий и навыков в самостоятельной поисковой деятельности.
2.Изложение нового материала с постановкой проблемных вопросов.
Вариант 1. При объяснении нового материала учитель четко формулирует основную мысль, раскрывает суть изучаемой закономерности, а иллюстрирует ее всего двумя-тремя примерами, фактами. Затем предлагает проблемный вопрос, требующий от учащихся умения на основе сознательно полученной информации обнаружить проявление изучаемой закономерности в конкретной ситуации. Решение учащимися проблемы дополняет рассказ учителя и делает урок более содержательным и ярким.
Например: Урок в 11 классе по теме: «Революция и гражданская война в литературе 20-30-х годов». Учитель в ходе обзорной лекции ставит проблемный вопрос: почему в гражданской войне нет ни правых, ни виноватых, нет справедливых и несправедливых. Нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ?
Вариант 2. При изложении нового учебного материала учитель сообщает о той или иной нерешенной научной проблеме или задаче. Затем предлагает вопрос, побуждающий учащихся в ходе поисковой беседы высказать свое мнение о возможных путях решения конкретной проблемы или задачи.
Например: в конце изучения лермонтовской лирики (9кл.) ставится вопрос: «Не отдаляет ли нас романтическая поэзия от реальной действительности?» Или: «Всякий человек сам себя воспитывать должен…»- считает Базаров. Прав ли он? Что это значит? Может ли человек сам себя воспитать? В какой мере зависит от самого человека степень его полезности в обществе, его взаимоотношения с людьми.
Урок решения познавательных задач
В основе познавательной задачи лежит определенное противоречие между известным знанием и тем, которое требуется выявить. Каждая область научного знания ставит и решает широкий круг проблем. Проблемы возникают также на основе научного и житейского знания.
Структура: включает условие, в котором сообщаются определенные сведения, и требование – вопрос. Для ответа на поставленный вопрос следует совершить определенные интеллектуальные действия.
По содержанию условий можно выделить следующие типы заданий:
Как сделать урок проблемным?
Важной особенностью подлинно художественных произведений литературы и искусства является то, что в них самих содержатся те или иные проблемы, поставленные автором. Задача учителя заключается в том, чтобы создавать условия, при которых наиболее важные из этих проблем станут проблемными и для учащихся.
Основные требования к проблемизации учебного материала.
Проблемизация – предварительная деятельность учителя по приданию содержанию изучаемых на уроках знаний характеристик проблемности.
Разработка проблемных вопросов: Проблемный вопрос должен быть:
- сложным, сопряженным с противоречиями;
- емким, способным
охватить широкий круг
- предполагающим научный
спор на базе различных
- создающим затруднения,
необходимые для проблемной
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию:
- через углубление проблемного вопроса;
- через поиск разных граней его решения;
- через сопоставление разных вариантов ответа.
Формы решения проблемной ситуации:
- дискуссии;
- научный спор;
- проблемная лекция;
- проблемные задачи и задания;
- задачи исследовательского характера;
- документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
Примеры приемов создания учителем проблемных ситуаций:
1.Учитель сам ставит проблему
«В жизни всегда есть место подвигам», - говорит М.Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде? Можно ли назвать подвигом готовность умереть во имя бесчеловечной идеи?
Герои Чернышевского
руководствуются теорией «
2.Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.
При изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе о ума» учитель, знакомя учеников с образом Молчалина, говорит: «Чацкий считает Молчалина глупцом. По словам В.Г.Белинского, Молчалин умен, как дьявол, когда речь идет о его личных выгодах. Кто прав? Какое у вас мнение на этот счет?»
З.Учащимся предлагаются
задания, требующие сравнения
Сравниваться могут художественные произведения близкие по теме, по жизненному материалу, в них отраженному, но различные по истолкованию и оценке.
Например: сопоставьте
стихотворения К.Ф.Рылеева «
4.Проблемную
ситуацию можно создать,
Например: сопоставьте Манилова на иллюстрациях П. Боклевского и А.Лаптева. Кто из художников, по - вашему мнению, точнее воспроизводит внешность и характер Манилова?
5.Проблемное
задание, целью которого
Например: почему пушкинское стихотворение «Узник» стало песней, очень популярной в народе?
6.Исследовательское
наблюдение за языком
Например: почему в 3 явлении II действия в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» у городничего много реплик «в сторону», а у Хлестакова их нет?
7.Исследовательское познание произведения через нравственную оценку героев, выяснения авторского отношения к ним и нашего отношения к отношению автора.
Например: Проблема обновления в повести М.Булгакова «Собачье сердце». Действительно ли жизненный путь Родиона Раскольникова-это возвращение к жизни.
8.Проблемные
задания, стимулирующие
Например: сделайте сопоставительный анализ стиля двух отрывков: Чичиков покидает уездный город (гл.11) и следующее за тем лирическое отступление «Русь! Русь! Вижу тебя…». Как связаны две разные стилевые линии в повествовании с идейным содержанием поэмы?
«Активные» методы обучения и психологические эффекты на проблемном уроке.
Проблемное обучение требует перенесение акцентов на развитие творческого потенциала учащихся, углубление и развертывание всех их способностей. «Активные методы» - совокупность способов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности и использование таких методов, которые направлены не на сообщение учащимся готовых знаний, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем. К данным приемам обучения в проблемном уроке могут быть отнесены: «коммуникативная атака», опорные схемы, мозговой штурм, моделирование.
Активные методы позволяют на уроке:
- формировать собственное мнение. Высказывать его, уметь аргументировать;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный
опыт путем включения и
- продуктивно усваивать
учебный материал, активно и творчески
работать, проявлять свою
- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни.
Например: «коммуникативная атака» (вызов к проблемному общению). Смысл этого приема состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учеников, дать «что-то такое», что заставило бы учеников мгновенно «включиться» в урок. Дейл Карнеги, основоположник американской теории и практики менеджмента, советовал: «Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно. Так поступают в кино и на радио, так почему же вы так не поступаете?»
Основные направления коммуникативной атаки:
Например: фрагмент видеозаписи телепрограммы (урок посвящен творчеству А.С. Грибоедова). Телепередача начинается с того, что на экране сверкает огромный бриллиант, а закадровый голос произносит: «Этим алмазом персидский шах расплатился с русским царем за смерть русского писателя Грибоедова, Вазир-Мухтара…».
Или: Пушкин, «Пиковая дама».
Учитель:
- Вы когда-нибудь в карты играли?
- Еще бы!
Учитель:
- А вот эти три
карты – тройка, семерка, туз
– определили судьбу человека
и стали полноправными «
Моделирование.
Одним из эффективных приемов продуктивного обучения является моделирование.
«Что могло произойти, если бы…»
Для того, чтобы научить учащихся творчески мыслить, можно предложить им задания на самостоятельное моделирование.
- Если бы в годы Великой Отечественной войны Советский союз не одержал победу над фашистской Германией.
- Если бы Семена
Мармеладова по-настоящему
- Если бы Тихон Кабанов и Борис Дикой обладали бы более сильным характером, как сложилась бы судьба Катерины?
Как поступили бы вы ?
- В разговоре оскорбительно отозвались о вашей стране, матери, подруге?
Постарайтесь ответить на знаменитые кантовские вопросы:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Учебный мозговой штурм (УМШ)
Основная цель: развитие творческого мышления.
Дидактические ценности УМШ:
- это активная форма
работы, хорошее дополнение и
противовес репродуктивным
- учащиеся тренируют
умение кратко и четко
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
- учителю легко поддерживать
трудного ученика, обратив
- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы.
Технология УМШ (кратко)
Обычно штурм проводится в группах численность 7-9 учащихся.
До штурма:
Первый этап. Создание банка идей.
Цель – наработать как можно больше возможных решений.
Второй этап. Анализ идей.
Цель – рассмотреть каждую идею и в каждой идее найти что-то полезное, рациональное, возможно усовершенствовать.
Третий этап. Обработка результатов.
Цель – отобрать от 2 до 5 самых интересных решений и назначить спикера, который расскажет о них классу и учителю.
Как выбрать задачу для УМШ?
Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений.
Например:
Итак, технология проблемного обучения сводится к следующей схеме:
учитель