Технология проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 12:26, реферат

Описание работы

Республика Казахстан – мирное, открытое для всех людей доброй воли государство, равноправный партнер мирового сообщества. Реформы, проводимые независимым Казахстаном, в первую очередь направлены на формирование основ рыночного хозяйства, демократизацию общественной жизни. Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей средней школы нашей республики становится воспитание личности, востребуемой рынком.

Файлы: 1 файл

Технология проблемного обучения.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

        Аналитическая работа по 1 действию пьесы.

   -    Ваши  впечатления от первых страниц  пьесы «Вишневый сад»?

-   Чем необычны  персонажи комедии?

              Работа в группах по тексту пьесы.

-   Найдите в 1 действии стилистические элементы, характерные для чеховского изображения: лиризм, символика, монологи-воспоминания,

лексические повторы, паузы,  обрывки фраз, авторские ремарки. Что хотел донести до нас автор, используя данные стилистические элементы?

        Работа в группах и выступления  с сообщениями спикеров групп,  выводы о стилистических элементах,  характерных для чеховского изображения.

            (Лирическое отношение Чехова  к Родине, к ее природе, боль  за разрушение ее красоты и богатств составляют как бы «подводное течение» пьесы. Это лирическое отношение выражено то в подтексте, то в авторских ремарках. Полны лиризма ремарки, относящиеся к вишневому саду - «уже май, цветут вишневые деревья»).

Аналитическая работа по 1 действию пьесы.

-   Дайте  развернутый   ответ-характеристику на тему  «Старые  владельцы сада».

(Характеры, созданные   Чеховым сложны, в них противоречиво  смешиваются, добро и зло, комическое  и трагическое).    

-    Какую роль, по-вашему, играют  второстепенные персонажи (Епиходов, Шарлотта и др.) в создании социально-психологического «подтекста» пьесы?

-   Почему Чехов  отмечает возраст только 3-х действующих  лиц?

  • Где автором определено социальное лицо персонажей?
  • Переведите социальный статус героев в проекцию сегодняшнего дня.

           «Раневская... помещица» - Раневская. - вдова крупного  бизнесмена? «Лопахин... купец» - Лопахин... начинающий бизнесмен? «Трофимов... студент» - студент - эколог.

Как вы теперь истолкуете мотивы поступков  и реплики героев?

-   Что, по вашему  мнению, является сквозным мотивом  пьесы?

-    Как происходит  постижение сущности образов  Раневской и Гаева?

              У Раневской и Гаева с вишневым  садом связаны интимные чувства  и переживания. Для них он  тоже по-своему олицетворение прошлого, но одновременно и предмет дворянской гордости («и в энциклопедическом словаре упоминается про этот сад»), и напоминание об ушедшей молодости, утраченном беззаботном счастье: «О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!», «... Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни!», «О, мое детство, чистота моя!...»

Для купца Лопахина в  этом вишневом саду «замечательно... только то, что он очень большой». Что он «в умелых руках» может давать огромный доход. Вишневый сад у Лопахина тоже вызывает воспоминания о прошлом: здесь дед и отец его были рабами. С садом связаны у Лопахина и планы на будущее: разбить сад на участки, сдавать в аренду под дачи.  

             - Перечитайте сцену появления  Епиходова в I акте. Какую реакцию вызывает он у окружающих, а у вас?

В книге «Моя жизнь  в искусстве» Станиславский вспоминает, что «роль Епиходова создавалась  из многих образов. Основные черты взяты  со служащего, который жил на даче и ходил за Антоном Павловичем. Чехов часто беседовал с ним, убеждал его, что надо учиться, что надо быть грамотным и образованным человеком. Чтобы стать таковым прототип Епиходова, прежде всего, купил себе красный галстук и захотел учиться по-французски». Москвин был один из любимых актеров Антона Павловича, предлагавшего дать ему в «Вишневом саде» роль Яши. И, увидев Москвина — Епиходова на репетиции, Чехов остался очень доволен исполнением: «Я же именно такого и хотел написать». Туго соображающий, болезненно самолюбивый, Епиходов - Москвин оказался в спектакле Художественного театра почти символом нелепых претензий и реальной беспомощности, порывов, которые героем осознаются романтически, а на самом деле смешны. Встречали ли Вы подобных людей? Чехов даже внес в пьесу некоторые штрихи, которыми Москвин дополнил текст (два куплета «жестокого романса», который поет Епиходов с отчаянием, ревнуя Дуняшу: «Что мне до шумного света...»; взрыв епиходовского глубокомыслия: «Собственно говоря, не касаясь других предметов, я должен выразиться...» и пр.).

  • Так что же говорят о вишневом саде персонажи пьесы? Учащиеся  приводят  примеры,  зачитывают соответствующие эпизоды.
  •   Однако, решая вопрос, драма «Вишневый сад» или комедия, мы, прежде всего, должны подумать о Раневской. Остальные герои комичны, и, смеясь над ними, вы без труда сможете оправдать себя. Понять, почему Раневская в глазах Чехова комический персонаж, гораздо труднее. Ваши мысли по этому поводу?

Так вот, «ничего в  настоящем» у Раневской нет. Но она, по словам Чехова, «не угомонилась». И это противоречие заставляет ее страдать и делает нелепой ее жизнь.

              Впоследствии М. Горький в воспоминаниях  о Чехове подчеркнул, что герои чеховской пьесы заслуживают презрения: «Вот слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева «Вишневого сада» — эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг, ничего не понимая,— паразиты, лишенные сил снова приспособиться к жизни ». Это суровая оценка, она отнимает у героев «Вишневого сада» право на трагедию, которую подчеркивал в своей постановке Художественный театр.   Что же в «Вишневом саде» Чехова звучит сильнее: презрение к уходящей жизни или вера в новые возможности русской жизни? Почему пьесу с таким драматическим сюжетом Чехов назвал комедией? Это проблемные вопросы другого урока. А что в связи с пьесой  хотели бы обсудить вы? Предложите это на следующем уроке.

Каждое поколение читателей  и зрителей снова решает эти вопросы, предстоит обдумать их и вам.

        Ответьте на проблемный вопрос, выбранный сегодня вами в тетради, а затем озвучьте мысли вашего эссе. Время каждого выступления 1 минута. Ответы учащихся.

Принимаются все ответы, а насколько приемлема для  вас такая трактовка пьесы.

          В название «Вишневый сад»  писатель внес одновременно конкретное и обобщенно-поэтическое содержание. Вишневый сад - характерная принадлежность дворянской усадьбы, но и олицетворение Родины, России, ее богатств, красоты, поэзии.

 В основу пьесы  легла мысль об общественно-историческом  развитии России во второй половине 19 — начала 20 века. Смена хозяев вишневого сада является своеобразным символом этого процесса. Чехову хочется рассказать о столкновении прошлого и настоящего России, о зарождении ее будущего в этом процессе.

          В этой пьесе автор воспроизводит  движение жизни как закономерный и неизбежный процесс смены социальных сил. Социальное положение персонажей четко определено Чеховым уже в перечне действующих лиц, в «афише» пьесы: «Раневская... помещица», «Лопахин... купец», «Трофимов... студент». Показывая столкновение, конфликт своих героев, как людей различных социальных групп, Чехов решает его в соответствии с самой историей. Так с образом вишневого сада связаны размышления о социальном укладе русской жизни. Согласны ли вы с такой трактовкой?

          Домашнее задание. Перечитайте пьесу и ответьте на вопросы.

1. Драмой или комедией  представляется вам пьеса Чехова  «Вишневый сад»? 2. Кто виновен  в гибели «Вишневого сада»? 3. Как  влияет окружение Раневской, соседство  с другими героями пьесы на  отношение читателя к драме Любови Андреевны? 4. О чем заставляет сожалеть, и какие надежды вызывает «Вишневый сад» Чехова?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

                              

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Технология проблемного обучения