Аналитическая работа по 1 действию пьесы.
- Ваши
впечатления от первых страниц
пьесы «Вишневый сад»?
- Чем необычны
персонажи комедии?
Работа в группах по тексту пьесы.
- Найдите в 1
действии стилистические элементы,
характерные для чеховского изображения:
лиризм, символика, монологи-воспоминания,
лексические повторы, паузы,
обрывки фраз, авторские ремарки. Что хотел
донести до нас автор, используя данные
стилистические элементы?
Работа в группах и выступления
с сообщениями спикеров групп,
выводы о стилистических элементах,
характерных для чеховского изображения.
(Лирическое отношение Чехова
к Родине, к ее природе, боль
за разрушение ее красоты и богатств
составляют как бы «подводное течение»
пьесы. Это лирическое отношение выражено
то в подтексте, то в авторских ремарках.
Полны лиризма ремарки, относящиеся к
вишневому саду - «уже май, цветут вишневые
деревья»).
Аналитическая
работа по 1 действию пьесы.
- Дайте развернутый
ответ-характеристику на тему
«Старые владельцы сада».
(Характеры, созданные
Чеховым сложны, в них противоречиво
смешиваются, добро и зло, комическое
и трагическое).
- Какую роль, по-вашему, играют
второстепенные персонажи (Епиходов,
Шарлотта и др.) в создании социально-психологического
«подтекста» пьесы?
- Почему Чехов
отмечает возраст только 3-х действующих
лиц?
- Где автором определено социальное лицо персонажей?
- Переведите социальный статус героев в проекцию сегодняшнего
дня.
«Раневская...
помещица» - Раневская. - вдова крупного
бизнесмена? «Лопахин... купец» - Лопахин...
начинающий бизнесмен? «Трофимов...
студент» - студент - эколог.
Как вы теперь истолкуете мотивы поступков
и реплики героев?
- Что, по вашему
мнению, является сквозным мотивом
пьесы?
- Как происходит
постижение сущности образов
Раневской и Гаева?
У Раневской и Гаева с вишневым
садом связаны интимные чувства
и переживания. Для них он
тоже по-своему олицетворение
прошлого, но одновременно и предмет дворянской
гордости («и в энциклопедическом словаре
упоминается про этот сад»), и напоминание
об ушедшей молодости, утраченном беззаботном
счастье: «О, мой милый, мой нежный, прекрасный
сад!», «... Я люблю этот дом, без вишневого
сада я не понимаю своей жизни!», «О, мое
детство, чистота моя!...»
Для купца Лопахина в
этом вишневом саду «замечательно... только
то, что он очень большой». Что он «в умелых
руках» может давать огромный доход. Вишневый
сад у Лопахина тоже вызывает воспоминания
о прошлом: здесь дед и отец его были рабами.
С садом связаны у Лопахина и планы на
будущее: разбить сад на участки, сдавать
в аренду под дачи.
- Перечитайте сцену появления
Епиходова в I акте. Какую реакцию
вызывает он у окружающих, а у вас?
В книге «Моя жизнь
в искусстве» Станиславский вспоминает,
что «роль Епиходова создавалась
из многих образов. Основные черты взяты
со служащего, который жил на даче
и ходил за Антоном Павловичем.
Чехов часто беседовал с ним,
убеждал его, что надо учиться, что
надо быть грамотным и образованным человеком.
Чтобы стать таковым прототип Епиходова,
прежде всего, купил себе красный галстук
и захотел учиться по-французски». Москвин
был один из любимых актеров Антона Павловича,
предлагавшего дать ему в «Вишневом саде»
роль Яши. И, увидев Москвина — Епиходова
на репетиции, Чехов остался очень доволен
исполнением: «Я же именно такого и хотел
написать». Туго соображающий, болезненно
самолюбивый, Епиходов - Москвин оказался
в спектакле Художественного театра почти
символом нелепых претензий и реальной
беспомощности, порывов, которые героем
осознаются романтически, а на самом деле
смешны. Встречали ли Вы подобных людей?
Чехов даже внес в пьесу некоторые штрихи,
которыми Москвин дополнил текст (два
куплета «жестокого романса», который
поет Епиходов с отчаянием, ревнуя Дуняшу:
«Что мне до шумного света...»; взрыв епиходовского
глубокомыслия: «Собственно говоря, не
касаясь других предметов, я должен выразиться...»
и пр.).
- Так что же говорят о вишневом саде персонажи
пьесы? Учащиеся приводят примеры,
зачитывают соответствующие эпизоды.
- Однако, решая вопрос, драма «Вишневый сад» или комедия, мы, прежде всего, должны подумать о Раневской. Остальные герои комичны, и, смеясь над ними, вы без труда сможете оправдать себя.
Понять, почему Раневская в глазах Чехова
комический персонаж, гораздо труднее.
Ваши мысли по этому поводу?
Так вот, «ничего в
настоящем» у Раневской нет. Но она,
по словам Чехова, «не угомонилась».
И это противоречие заставляет ее
страдать и делает нелепой ее жизнь.
Впоследствии М. Горький в воспоминаниях
о Чехове подчеркнул, что герои чеховской
пьесы заслуживают презрения: «Вот слезоточивая
Раневская и другие бывшие хозяева «Вишневого
сада» — эгоистичные, как дети, и дряблые,
как старики. Они опоздали вовремя умереть
и ноют, ничего не видя вокруг, ничего не
понимая,— паразиты, лишенные сил снова
приспособиться к жизни ». Это суровая
оценка, она отнимает у героев «Вишневого
сада» право на трагедию, которую подчеркивал
в своей постановке Художественный театр.
Что же в «Вишневом саде» Чехова звучит
сильнее: презрение к уходящей жизни или
вера в новые возможности русской жизни?
Почему пьесу с таким драматическим сюжетом
Чехов назвал комедией? Это проблемные
вопросы другого урока. А что в связи с
пьесой хотели бы обсудить вы? Предложите
это на следующем уроке.
Каждое поколение читателей
и зрителей снова решает эти вопросы,
предстоит обдумать их и вам.
Ответьте на проблемный вопрос,
выбранный сегодня вами в тетради,
а затем озвучьте мысли вашего эссе. Время
каждого выступления 1 минута. Ответы учащихся.
Принимаются все ответы,
а насколько приемлема для
вас такая трактовка пьесы.
В название «Вишневый сад»
писатель внес одновременно конкретное
и обобщенно-поэтическое содержание.
Вишневый сад - характерная принадлежность
дворянской усадьбы, но и олицетворение
Родины, России, ее богатств, красоты, поэзии.
В основу пьесы
легла мысль об общественно-историческом
развитии России во второй половине 19
— начала 20 века. Смена хозяев вишневого
сада является своеобразным символом
этого процесса. Чехову хочется рассказать
о столкновении прошлого и настоящего
России, о зарождении ее будущего в этом
процессе.
В этой пьесе автор воспроизводит
движение жизни как закономерный
и неизбежный процесс смены социальных
сил. Социальное положение персонажей
четко определено Чеховым уже в перечне
действующих лиц, в «афише» пьесы: «Раневская...
помещица», «Лопахин... купец», «Трофимов...
студент». Показывая столкновение, конфликт
своих героев, как людей различных социальных
групп, Чехов решает его в соответствии
с самой историей. Так с образом вишневого
сада связаны размышления о социальном
укладе русской жизни. Согласны ли вы с
такой трактовкой?
Домашнее задание. Перечитайте пьесу
и ответьте на вопросы.
1. Драмой или комедией
представляется вам пьеса Чехова
«Вишневый сад»? 2. Кто виновен
в гибели «Вишневого сада»? 3. Как
влияет окружение Раневской, соседство
с другими героями пьесы на
отношение читателя к драме Любови
Андреевны? 4. О чем заставляет сожалеть,
и какие надежды вызывает «Вишневый сад»
Чехова?