Технология проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 12:26, реферат

Описание работы

Республика Казахстан – мирное, открытое для всех людей доброй воли государство, равноправный партнер мирового сообщества. Реформы, проводимые независимым Казахстаном, в первую очередь направлены на формирование основ рыночного хозяйства, демократизацию общественной жизни. Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей средней школы нашей республики становится воспитание личности, востребуемой рынком.

Файлы: 1 файл

Технология проблемного обучения.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Судьба в награду  старости дала.

Тема: «Нет величия  там, где нет простоты, добра и  правды».

Урок - исследование по роману «Война и мир».

 

Цель:

1. Обучающая. Показать «срывание всех и всяческих масок» с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Балконского и П. Безухова с этим обществом; выявить идейно-художественные особенности войны 1805-1807 гг; раскрыть проблему истинного и ложного патриотизма; поставленные в романе идеи рассматривать   в   нерасторжимом   единстве   с  художественными   способами выражения этих идей и проблем; проследить композиционные особенности романа; уловить толстовские «сцепления», понять их взаимосвязь, проникнуть в своеобразие художественного мышления писателя.

2. Развивающая. Развивать умения и навыки связной монологической речи; давать характеристики героям; анализировать художественный текст; уметь наблюдать за композицией романа, характеризовать композиционные особенности; находить изобразительно-выразительные средства, создавать мини-сочинения.

3. Воспитательная. На примере положительных героев, самого автора стремиться к самосовершенствованию, духовной жизни, к красивым поступкам, видеть в людях прежде всего хорошее и жить по законам добра.

Структура урока: поисковая деятельность учащихся, основанная на разнообразных заданиях творческого характера, выявляющих понимание текста и глубину восприятия.

Метод: частично-поисковый с постановкой проблемных вопросов.

 

Ход урока.

I. Разбор темы. Как вы понимаете название темы? Что такое величие? Величие - наличие выдающихся свойств, внушающих уважение, преклонение.

Вывод: ( ответы учащихся).

- Значит, что мы будем  искать в героях?

 

«Цивилизация  только тогда имеет цену, когда помогает добру, - единственной цели бытия человека, жизни народов и государств.

Л. Толстой.

 

Назовите ключевые слова?. Как вы понимаете эпиграф? Соотносится  ли он с темой? Как?

Вывод: идейно-художественным стержнем романа будет именно стремление автора и лучших представителей дворянства к добру, простому народу, ненависть к агрессии, войне. Лучшие герои придут к выводу, что жить нужно так, чтобы быть вполне хорошим и не делать людям зла.

 

Проблемный  вопрос: Почему, по мнению Толстого, ничтожны те, кто живет собой, роенном на несчастье других?

 

III. Вступительное слово учителя

 

 

Итак, мы сегодня непосредственно  переходим к анализу романа «Война и мир», пойдем исследовательским  путем, выявляя идейно-художественное своеобразие романа через проблемный анализ эпизодов. В центре нашего урока весь I том, который поможет нам выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает, раскроем проблемы истинного и ложного патриотизма, отношение автора и героев к войне, людям. Вообще к жизни. Подумаем над антитезой «ложное - истинное», используемую Толстым при изображении не только сцен войны, но и душевных движений своих героев. Идеи романа будем рассматривать в нерасторжимом единстве с художественными способами их выражения, т.е. будем следовать непреложному закону рассмотрения художественного произведения. - Какому?   (Единство формы и содержания).

- Правильно: (форма - единственна,  а сущность формирована). Беседа  по композиционным особенностям: (из предыдущих уроков).

- Как назвал свой  роман «Война и мир» сам Толстой? (Учащиеся зачитывают).

«Мой роман «Война и мир» - бесконечный лабиринт «сцеплений», в котором и состоит сущность искусства».

-  Как вы понимаете  эти слова? 

Учащиеся:

1. Весь роман состоит  из ярких эпизодов, которые находятся  во взаимной соотнесенности, т.е. один эпизод идейно «сцеплен» с другим. Как бы образуется живописная мозаика, своеобразная картина.

2. Роман похож на  яркую старинную мозаику, повествующую  о жизни целого народа, этакое  великое эпическое полотно, где  гармонично переплетаются частное и общее.

Учитель: Верно, подмечено, что роман, похож на мозаику, состоящую из ярких стеклышек - эпизодов.

- А что такое эпизод?    (Основная композиционная единица  в романе. Эпизод изображает законченное  событие или важный момент  в судьбе персонажей).

- А в чем своеобразие  толстовского эпизода? 

Учащиеся:

1. Эпизоды в романе  Толстого самостоятельны, очень  сценичны. Они как отдельные равноценные  рассказы в романе, сцепленные  друг с другом общими идеями, героями, темой.

2. У Толстого эпизод по сюжету завершен, имеет все элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действий, кульминацию, развязку.

3. Включает в себя  два жизненных потока: исторический  и общечеловеческий, передает непрерывность  повествовательного процесса.                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Учитель: - Согласна с вами. И не только я, а еще исследователь Сабуров. Он пишет: «В центре эпизода «Война и мир» чаще всего драматически разработанная сцена, которая без существенных изменений может быть сразу же воспроизведена на подмостках театра. Диалог - ее основная форма».

- Какая еще особенность  у толстовского эпизода?

(Сценическое построение  эпизода, сочетается с психологическим  освещением событий. Как правило,  кульминационный момент раскрывается  через душевные переживания героев).

- Мы сегодня работаем по I тому.

Просмотрим первые эпизоды  из к/ф С. Бондарчука « Война и  мир».

(Каковы  режиссерские  интерпретации?)

Назовите самые яркие  эпизоды из первого тома.

(Салон А.Шерер, именины  у Ростовых, борьба за мозаиковый  портфель, Лысые Горы, смотр под Браунау, переход через Энс, Шенграбенское сражение, Аустерлиц).

(Начальная фраза 18 гл.).

-  Эпизод очень сценичен.

Задание по карточкам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Задание 5. - устно нарисовать, как бы вы поставили эту сцену  в театре (декорации, герои, музыка)

Задание 6.- разбейте эпизод на элементы сюжета .

- Какова стилистическая  особенность?

(Часть событий увидено  глазами Пьера, через поток  его мыслей).

- Какой метод использует  Толстой при подаче этой сцены? (Психологический).

-  Почему вы так  думаете?

Учащиеся: Сама смерть графа не описана, а дано только впечатление, которое она произвела на окружающих. Запоминается психологическое состояние героев: испуг княжны, злоба старшей княжны, страх перед смертью и потерянность князя Василия, который на мгновение утратил контроль над собой и забывшего о своих расчетах, искреннее горе Пьера, скрытое торжество Анны Михайловны. - все это психологическое изображение героев).

- А еще, какой эпизод  будет сцеплен с этим очень  близко по теме и идее? (Развлечение «золотой молодежи»).

Вывод учителя: Итак, вместе с Львом Толстым мы сорвали лицемерную маску со светского общества, увидели, кто есть кто, увидели, что большинство - это люди бездушные, равнодушные к судьбе своего Отечества, занятые карьерой и интересуют их только деньги. И еще узнали, что Толстой не приемлет это общество и противопоставляет ему другое.

-Какое?     (Народную  Россию).

Верно, пустоте и ничтожеству  света противопоставлен народ, простые  солдаты, пусть бедные, безграмотные, без красивых манер, но искренне добрые, готовые за Отечество ни минуты не медля отдать жизнь.

Толстому простые солдаты  очень дороги, именно в нем, народе, он воплощает свои мысли о единстве, простоте, добре, а значит и величии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Какую   тональность   использует   Толстой,   изображая   «светское   общество»? (Сатирическую).

- Встает проблема для исследования: как изображен простой народ? В каких сценах изображен простой народ?

(Смотр под Браунау,  переход через Энс, Шенграбенское  и Аустерлицкое сражение)

-  А почему в военных  сценах?

(По мнению Толстого, народ вершит историю).

 

VI. Анализ «Смотр под Браунау».

 

Задание 6. План эпизода.

Задание 7. Художественные приемы.

- Какую особенность  вы заметили в изображении  народа? (На доске атрибутика времен  Отечественнной войны 1812 г.)

Особенности в изображении  народа (учащиеся)

А) Народ показан в массовых военных сценах.

Б) Эпизоды, где говорится  о народе, похожи на народный эпос.

В) Активно звучит суворовская  тема.

- А что такое война?  Ваше мнение.

- Как Толстой относится  к войне?

Учитель: Да, главные герои проходят испытания войной. Это экстремальная ситуация позволяет выявить сущность человеческой личности: кто есть кто? Это выявление сущности происходит уже в эпизоде Шенграбенского сражения.

- Так что же такое  война? Что чувствует человек,  когда он становится жертвой?

- Что такое героизм  истинный и ложный?

- Попробуем в сцеплении  образов и событий найти ответ,  анализируя эпизод Шенграбенского  сражения.

Задание по группам. (Письменно, 5 минут).

1 группа - написать от  лица простого солдата, фельдфебеля  о Шенграбенском сражении.

2группа - князь Андрей пишет о Шенграбенском сражении отцу в Лысые Горы. Чтение по одному сочинению.

Вывод: учащиеся.

Толстой показывает, как  велик нравственно простой солдат, потому что он любит Отечество  и это дает ему силы. Также говорит  о том, что настоящее величие - удел обыкновенных простых Тушиных. Сокровенная мысль Толстого - именно такие, как Тушиш, принесли славу русскому оружию.

-  Что ищут все  герои романов XIX века? (Смысл жизни).

Учитель:   Воплощением  толстовских  исканий  смысла жизни  становится Андрей Балконский. За один день Аустерлицкого сражения в нем происходит перелом. Какой? (Именно в этот день - и высший взлет, ему кажется, что он найдет свой Тулон, - и первое глубочайшее разочарование, которое в корне изменит его мировоззрение).

- Как называет Толстой глубочайшие нравственные изменения в душе человека, способность измениться в лучшую сторону? («Диалектикой души»).

- Почему князь Андрей  пошел на войну?

VII. Чтение и анализ 3 части главы 12 (конец) « Ночь была туманная...»

Ваше мнение. Беседа с учащимися.

1) Как вы думаете  слава - это и есть то самое  главное, что необходимо человеку?

2) Что такое слава?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Информация о работе Технология проблемного обучения