Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 21:31, курсовая работа
Цель: Изучить технологию воспитания военного патриотизма посредством клубных объединений.
Задачи:
выявить основные проблемы военно-патриотического воспитания в клубных формированиях;
изучить деятельность клубных формирований, практикующих технологию военно-патриотического воспитания;
разработать возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Основные проблемы военно-патриотического воспитания……..4
Деятельность военно-патриотических клубных объединений…..8
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Технология военно-патриотического воспитания в клубных объединениях на примере военно-патриотического клуба «Щит и Меч»…………………………………………………………………….21
Основные проблемы технологии военно-патриотического воспитания и возможности решения…………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО “Арктический государственный институт искусства и культуры”
Факультет информационных, библиотечных технологий
и менеджмента культуры
Кафедра социально-культурной деятельности
Курсовая работа по дисциплине «Технологические основы СКД»
на тему: «Технология военно-патриотического воспитания
в клубных объединениях»
Выполнил: Бояркин В.М.
Студент 4 курса, специальности СКД
Проверил: Семенов С.С.
г. Якутск, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание нравственных ценностей, особенно у молодого поколения, в наши дни, имеет огромное значение. Главный военный праздник, проводимый каждый год, 9 мая, может утратить свое величие и грандиозность, а главное, свое значение, если не практиковать у будущего поколения технологии военного-патриотического воспитания.
Как известно, на планете осталось совсем не много ветеранов Великой Отечественной и Второй Мировой Войны, и именно наше поколение несет ответственность за передачу этой информации в полном ее объеме нашим потомкам. С каждым годом ветеранов ВОВ становится все меньше, и мы удостоились чести, услышать много рассказов от очевидцев этого огромного исторического события. Но проблема и актуальность ее решения лежит совсем не в статистических цифрах, а в поколении в целом.
Воспитание патриотических ценностей обязано существовать в любой уважающей себя стране. В Российской Федерации основную силу данной деятельности берут на себя такие институты, как школа и дома культуры. В последнем для этого создаются клубные формирования и объединения. В своей курсовой работе, посредством анализа одного из них, будут выявлены проблемы и возможные пути их решения.
Цель: Изучить технологию воспитания военного патриотизма посредством клубных объединений.
Задачи:
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Повышение общественного интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности вызвано сегодня, прежде всего, негативными явлениями, характерными для последних десятилетий. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество псевдоценностных ориентиров, вступающих в противоречие с общечеловеческой нравственной культурой.
Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви, коммерциализация общественных отношений наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическая девальвация таких смысложизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь, семья, дружба, целомудрие.
Особую тревогу вызывает прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе - самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан.
Анализ неблагоприятных социальных показателей и рисков, вызванных кризисом духовно-нравственной сферы, а также показателей, характеризующих результативность воспитательной работы общеобразовательных учреждений, позволяет выделить следующие наиболее острые проблемы воспитания детей и молодежи:
– рост проявлений бездуховности, безнравственного поведения, агрессивности и экстремистских настроений, форм отклоняющегося поведения детей и молодежи в районе;
– снижение уровня толерантности, эмпатии, уважения к старшим, заботы об окружающей среде и окружающих людях в поведении детей и молодежи;
– снижение уровня социальной активности, гражданственности и патриотизма, уважения к государству и закону;
– стремительный рост диспропорции, между гражданской позицией, порядочностью, с одной стороны, и «коммерциализацией» поведения, с другой стороны.1
Проблемы воспитания всегда относились к числу наиболее сложных и актуальных для педагогической науки. Связано это, прежде всего, с неоднозначностью понимания сущности воспитания и его исторически обусловленных целей.
Современные педагогические словари определяют воспитание как «процесс формирования комплексных личностных качеств человека, составляющих его индивидуальность, например, ответственность, решительность, мудрость, верность долгу и т.д.» (Словарь-справочник современного общего образования, 2004, с. 88). И.А.Колесникова важнейшими характеристиками воспитания называет сохранение, воспроизводство, развитие человеческого качества в педагогическом взаимодействии. Как средство социального наследования и приобщения человека к совокупности общественных отношений определяет воспитание В.В.Краевский. По мнению И.С.Кона, воспитание - это направленное действие, посредством которого индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства. В.И.Гинецинский считает, что это процесс сознательного, целенаправленного формирования человека или социальной группы, ведущий к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности.2
Несмотря на то, что в педагогике нет общепризнанного определения данного феномена, при его анализе представляются важными следующие фундаментальные позиции.
Во-первых, воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности (Х.И.Лийметс).
Во-вторых, стержнем проектируемого и реализуемого усилиями педагогов воспитательного процесса является обучение - передача подрастающему поколению определенных знаний, умений, навыков, опыта (А.В.Мудрик, 1983).
В-третьих, воспитание есть процесс всеобщий, объективный и многомерный (В.С.Кукушин, 2006).
Наиболее обобщенное, по нашему мнению, определение воспитания дает Н.А.Савотина (2006), указывая, что это, прежде всего, процесс управления развитием человека посредством создания условий для развития.3
В этой связи, важным в контексте нашего исследования представляется мнение В.С.Кукушина (2006) о том, что «воспитание - это и сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки - педагогика»
Определение сущности понятия эффективности военно-патриотического воспитания в учебных заведениях, рассмотрение его содержания и структуры способствует успешному решению задач его перестройки, выработке общих методологических принципов оценки его действенности, единых критериев, по которым можно с наибольшей степенью вероятности судить об оптимальности функционирования системы военно-патриотического воспитания.
Как и в любом виде деятельности, эффективность военно-патриотического воспитания заключается в достижении определенных результатов в соответствии с заранее намеченными целями и задачами. Правильно сформулированная, научно обоснованная цель способствует исключению стихийности, волевых решений в системе военно-патриотического воспитания. Она рождает перспективу, придает воспитательному процессу планомерный, осознанный характер.4
Эффективность системы военно-патриотического воспитания молодежи имеет сложную структуру, включающую:
Гражданско-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. Кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть ещё одно обстоятельство: история России большей частью не история мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а история войн и вооружённых конфликтов. При этом основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя:
Цель военно-патриотического воспитания - создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в вооруженной защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях7.
На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, образовательных учреждений по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания.
Задачи патриотического воспитания:
В настоящее время в России выделяют пять моделей8 патриотического воспитания, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах:
•предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории;
•межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы;
•институциональная, представляющаят собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;
Информация о работе Технология военно-патриотического воспитания в клубных объединениях