Технология военно-патриотического воспитания в клубных объединениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить технологию воспитания военного патриотизма посредством клубных объединений.
Задачи:
выявить основные проблемы военно-патриотического воспитания в клубных формированиях;
изучить деятельность клубных формирований, практикующих технологию военно-патриотического воспитания;
разработать возможные пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Основные проблемы военно-патриотического воспитания……..4
Деятельность военно-патриотических клубных объединений…..8
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Технология военно-патриотического воспитания в клубных объединениях на примере военно-патриотического клуба «Щит и Меч»…………………………………………………………………….21
Основные проблемы технологии военно-патриотического воспитания и возможности решения…………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31

Файлы: 1 файл

Технология военно-патриотического воспитания .docx

— 157.75 Кб (Скачать файл)

•проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности;

•диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся.

Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в новых социально-экономических условиях России – сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Именно поэтому педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, военно-спортивных лагерей и т.д. имеют широкие возможности патриотического воспитания обучающихся.

Можно выделить следующие направления работы по развитию патриотизма обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей:

  • героико-историческое,
  • героико-патриотическое,
  • спортивно-патриотическое
  • военно-патриотическое,
  • историко-краеведческое,
  • культурно-историческое,
  • духовно-нравственное,
  • гражданско-патриотическое,
  • социально-патриотическое,
  • социально-политическое.

Ожидаемый результат гражданско-патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема осуществления патриотического воспитания9

Совокупность факторов, оказывающих влияние на качество и результативность патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования:

  • индивидуально-психологический (патриотические установки, мировоззренческие и военно-специальные знания, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-волевая устойчивость);
  • социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности);
  • материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий, учебно-материальной базы, фонда учебно-методической литературы);
  • педагогический (уровень педагогической культуры педагогов дополнгительного образования, реализующих программы военно-патриотической направленности)10.

Под оптимизацией содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования следует понимать целенаправленный подход к построению учебно-воспитательного процесса, при котором в единстве рассматриваются цели и принципы воспитания и обучения, особенности содержания, арсенал возможных форм и методов обучения, особенности данной группы подростков и ее реальные возможности. И уже на основе системного анализа всех этих данных сознательно, научно обоснованно выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения и воспитания.

К важнейшим требованиям оптимизации содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования можно отнести:

  • максимальное отражение в содержании учебно-воспитательного процесса достижений современной науки и изменений в социальной практике; целенаправленность, соответствие содержания учебно-воспитательного процесса целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования;
  • комплексность, оптимальное сочетание всех содержательных компонентов патриотического воспитания при планировании, организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
  • оптимальность, эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов патриотического воспитания;
  • неразрывную связь обучения и воспитания, организация патриотического воспитания подростков в процессе учебной и общественно значимой деятельности;
  • дифференцированный подход к обучению и воспитанию, учет в содержательном компоненте учебно-воспитательного процесса индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.

Методы патриотического воспитания:

Методы

Характеристика методов

Свойства методов

Убеждения

Разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика.

Постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта.

Побуждения

Увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др.

Формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству.

Разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности.

Приучения

Творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример.

На основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира. Воспитание коллектив.


Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности:

  • выполнение исследовательских работ по краеведению;
  • организация поисковой работы;
  • волонтерская и «тимуровская» работа;
  • проведение встреч с известными людьми, героями;
  • изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
  • организация детских творческих конкурсов и т д.

В системе дополнительного образования процесс обучения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы.

В современных условиях программы дополнительного образования военно-патриотической направленности являются для подростков школой гражданского становления, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан.

Организация и проведение патриотической работы, как одной из составляющих патриотического воспитания, предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы11.

Первая группа включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера, которые используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.

Вторая группа менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические объединения, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).

Третью группу образуют наиболее перспективные формы военно-патриотического воспитания, к которым относятся такие формы, как военно-спортивный оздоровительный лагерь; учебные сборы; патриотические клубы и объединения различной направленности.

Интеграция различных форм патриотической работы в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Наиболее эффективной, в плане патриотического воспитания, формой внешкольной деятельности учащихся являются творческие объединения учащихся и клубы военно-патриотического характера, так как они охватывают все направления военно-патриотической работы и позволяют, с одной стороны, придать военно-патриотическому воспитанию наиболее массовый характер, с другой стороны - вовлечь больше учащихся в самоуправление оборонно-массовой работы.

Широкое распространение получает в последнее время организация профильных военно-спортивных лагерей для подростков, в которых ребята знакомятся с армейской жизнью, с требованиями общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, занимаются по некоторым разделам боевой и тактической подготовки, получая знания, умения и определённые навыки, необходимые для будущих солдат, и армия перестаёт казаться для них чем-то неведомым и страшным.

Деятельность обучающихся осуществляется на учебных занятиях военно-патриотических объединений, военно-спортивных слетах, экскурсиях, в рамках походов по родному краю, проведения зимних и летних профильных лагерей патриотической направленности, организации поисковых экспедиций.

Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества.

Одним из путей гражданского и патриотического воспитания в дополнительном образовании является организация исследовательской деятельности. Мотивом для ее организации может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы. Так, например, ежегодно с 2005 г. Департаментом образования города Москвы организуется и проводится Московским институтом открытого образования Городской конкурс проектных разработок и творческих работ детей и молодёжи «Нет фашизму!»12. В конкурсе принимают участие от 1500 до 2000 учащихся московских школ, а по его итогам издается сборник детских творческих работ. Все это помогает ребятам глубже вникнуть и понять исторические события, воспитывает у них гордость за свою Родину и понимание своей причастности к событиям сегодняшнего дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    1. Технология военно-патриотического воспитания в клубных объединениях на примере военно-патриотического клуба «Щит и Меч».

Военно-патриотический клуб «Щит и Меч» является добровольным объединением учащихся с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга учащихся с целью их разностороннего развития и для массового привлечения учащихся к работе клуба.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

В связи с этим на базе ГБОУ ПЛ № 19 создается военно-патриотический клуб «Щит и Меч», в котором учащиеся приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

 

 

   Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:

  • принцип добровольности;
  • принцип взаимодействия;
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  • принцип междисциплинарности;
  • принцип преемственности;
  • принцип равноправия и сотрудничества;
  • принцип гласности;
  • принцип самостоятельности;
  • принцип ответственности;
  • принцип коллективности;
  • принцип ответственности за собственное развитие.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛУБА  

ЦЕЛЬ: 
- создание условий, способствующих патриотическому,  физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.  

ЗАДАЧИ: 
- подготовка учащихся к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии; 
-  воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине; 
-  формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу; 
- воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам; 
- физическое и духовно-нравственное развитие учащихся; 
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

Информация о работе Технология военно-патриотического воспитания в клубных объединениях