Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 21:31, курсовая работа
Цель: Изучить технологию воспитания военного патриотизма посредством клубных объединений.
Задачи:
выявить основные проблемы военно-патриотического воспитания в клубных формированиях;
изучить деятельность клубных формирований, практикующих технологию военно-патриотического воспитания;
разработать возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Основные проблемы военно-патриотического воспитания……..4
Деятельность военно-патриотических клубных объединений…..8
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Технология военно-патриотического воспитания в клубных объединениях на примере военно-патриотического клуба «Щит и Меч»…………………………………………………………………….21
Основные проблемы технологии военно-патриотического воспитания и возможности решения…………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31
Деятельность клуба
ведется по 3 направлениям:
- Летопись родного края;
- ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение)
- Основы военной и специальной подготовки.
Основные формы работы
клуба:
- соревнования;
- конкурсы;
- смотры;
- конференции;
- экскурсии;
- исследовательская и поисковая работа;
- круглые столы;
- клубные встречи;
- походы;
- игры;
- турниры;
- эстафеты и т.д.
Работа клуба строится
на основании:
- Положения о клубе;
- Устава клуба;
- Программа клуба;
- Плана работы.
Для реализации программы деятельности
военно-патриотического клуба «Щит и Меч»
создается Совет Клуба, в который входят:
руководитель клуба, заместитель директора
по воспитательной работе и 7 учащихся
из числа воспитанников. Совет клуба осуществляет
планирование своей деятельности, занимается
разработкой социальных проектов, участвует
в районных и республиканских акциях,
организует и проводит различные мероприятия
(игровые и интеллектуальные программы,
турниры, соревнования, экскурсии, встречи
с ветеранами, встречи с интересными людьми
и т.д.), привлекая к своей деятельности
педагогов и родителей.
В главный контролирующий орган военно-патриотического
клуба входят руководитель, председатель
Совета клуба и заместитель директора
по УВР.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА:
1.Летопись родного
края.
Изучение истории родной земли, истории
нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных
традиций, устоев народа было и остается
важнейшим направлением в воспитании
у учащихся патриотизма, чувства любви
к нашей великой Отчизне, к малой и большой
Родине. Соприкасаясь с историей родного
края, подрастающее поколение приобщается
к трудовому и ратному подвигу земляков,
равняется на лучших, учится беззаветному
служению Отечеству на героических примерах
жизни и деятельности наших предков, дедов
и отцов.
2. ОБЖ (самосохранение,
оборона, спасение).
Каждый гражданин нашей страны, в том
числе и подросток, в случае чрезвычайных
ситуаций должен быть готов защитить себя,
товарища, родных и близких, оказать посильную
помощь пострадавшим. Целью данного направления
является освоение учащимся правил безопасного
поведения в повседневной жизни и обеспечение
физической готовности к действиям в чрезвычайных
ситуациях и экстремальных условиях.
3. Основы военной
и специальной подготовки.
Данное направление ориентировано на
формирование правильного представления
о роли государства в сфере обороны, о
Вооруженных силах, о назначении боевой
техники, о воинской службе, о жизни и быте
военнослужащих, об их правах и обязанностях;
готовности освоить военно-техническую
специальность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате реализации данной
программы:
- будет усовершенствована работа с педагогами
дополнительного образования;
- пройдут апробацию новые образовательные
программы;
- участники военно-патриотического клуба
достигнут общекультурного уровня образования
по истории родного края, овладеют основами
научно-исследовательской деятельности,
культурой мышления, оформления и защиты
исследовательской работы;
- члены клуба освоят правила безопасного
поведения в повседневной жизни, принципы
здорового образа жизни, способы самообороны
и самосохранения, подготовятся к действиям
в чрезвычайных ситуациях и экстремальных
условиях;
- у учащихся сформируется потребность
в регулярных занятиях физической культурой,
воспитание осмысленного отношения к
ним как способу самореализации и личностно
значимому проявлению человеческих способностей;
- компенсируются отсутствующие в основном
образовании знания, умения и навыки в
области краеведения, физкультуры, медицины,
спорта и военной подготовки.13
Сущность эффективности системы военно-патриотического воспитания заключается в полной реализации социальной цели содействия дальнейшему укреплению обороноспособности страны, выражающейся в формировании у учащейся молодежи всей совокупности высоких мировоззренческих, нравственно-психологических, физических и военно-профессиональных качеств, необходимых для выполнения патриотического и интернационального долга—вооруженной защиты Родины. Определение эффективности системы военно-патриотического воспитания учащихся в целом и ее составных частей производится на основе конкретных качественных и количественных показателей — критериев результативности воспитательного процесса. Но если показатели военно-физической и военно-технической подготовки молодежи отличаются относительной стабильностью выражения, то показатели мировоззренческого плана, морально-политической и психологической готовности юношества к выполнению своего долга по защите завоеваний социализма часто носят расплывчатый, неопределенный характер и требуют более жесткой конкретизации. Особая сложность Проблемы состоит в том, что показатели, которыми пользуются практики, должны заключать в себе одновременно и элементы стимулирования, быть точными и удобными в руках организаторов воспитательного процесса.14
В самом деле, как измерить результативность воспитательных воздействий? Ответить на этот вопрос можно, только основываясь на глубоком анализе взаимосвязи проводимой работы с основными, долговременными целями, стоящими перед воспитателями.
Изучение основных потребностей сегодняшней молодежи, соотнесение их интересов с задачами формирования у них героико-патриотического сознания, определение ведущих качеств, необходимых им для вооруженной защиты завоеваний мира в современных условиях, определение на этой основе целей воспитательного процесса — все это позволяет подойти к установлению основных критериев эффективности военно-патриотического воспитания, показателей, которые, будучи критериями, вместе с тем были бы и характеристиками самой молодежи, отвечали бы требованиям, предъявляемым к ней.15
Поскольку система военно-патриотического воспитания является сложно организуемой, обладающей множеством различных параметров, то более правильно говорить о системе таких показателей. В самом общем виде под системой критериев эффективности военно-патриотического воспитания следует понимать конкретных показателей, выражающих меру достижения тех или иных воспитательных целей, неразрывно связанных с формированием героико-патриотического и интернационального сознания молодежи, необходимых ей качеств для вооруженной защиты завоеваний социализма в современных условиях. Данная система должна ориентировать воспитателей, вызывать у каждого из них живой интерес к действительности, а не мнимым результатам своего труда, в одинаковой степени отвечающим запросам общества развивающегося социализма, учебного коллектива и социалистически воспитанной личности.16
Из этого вытекает важнейшее
требование к системе критериев военно-патриотического
воспитания — их комплексность. Рассматривая
проблему определения критериев, следует
отметить важность установления правильного
их количественного и качественного соотношения.
Характеризуя качественную
сторону критерия эффективности, отметим,
что она отличается прежде всего политическими
параметрами, нравственными показателями,
выражает обобщенную оценку уровня зрелости
человека, его героико-патриотического
сознания, военно-профессиональных качеств,
а также содержание военно-патриотической
работы.
В то же время многие качественные оценки могут выражаться и через количественные оценки. Используя количественные показатели, можно охарактеризовать результативность воспитательного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий. И очень важно, на данном этапе развитие социоклубных организации военно-патриотического характера на современном уровне, с достаточной материально – технической базой, современными компьютерными технологиями. Важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:
Повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора. Участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности.
Анализ клубного объединения «Щит и Мечь» позволяет сделать вывод, что технология военно-патриотического воспитания в России имеет приоритет в области образования. Эти клубы на базе школ и лицеев имеют стандартную базу, позволяющую передать и сохранить основные традиции и знания о своей Родине и военной области, но, при этом недостаточную, чтобы привлечь и заинтриговать молодое поколение к настоящему нравственному интересу. На мой взгляд, можно задействовать и современные технологии, связать образовательный процесс с игровым и развлекательным, ведь усваивание подростком информации идет через впечатление. Можно даже задействовать в образовательную программу компьютерные игры, связанные с военной тематикой, разумеется с функцией родительского контроля, всяческие современные художественные фильмы, касающиеся Родины. Таким образом, на мой взгляд подросток бы получил эстетическое удовольствие, и, возможно, сам бы начал исследовать данную тему.
Простыми словами в программе воспитания военно-патриотического характера в личности подростка можно совместить приятное с полезным, где вместе с впечатлением будет вырабатываться нравственно-эстетический и военно-патриотический взгляд на культурное состояние Родины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1
Программа духовно-нравственного, патриотического
и гражданского воспитания учащихся//
ГОУ КК "СОШ им. В.Г.Захарченко"- http://kdesoshni.ru/programs/
2 Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по НВП, К.М. Катуков, М., 1988г.;
3 Методика начального военного обучения, И.Г. Назимка, Ф.Е. Штыкало,1997., г.М.,;
4 Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования, диссертация кандидата педагогических наук Заставенко В.А, С.-Петербург, 2005;
5 О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб., М., 1996.-№7.;
6 Заставенко, Валерий Александрович. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2005.
7 Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности//Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» .2010
8
Форум Кузбасского регионального ИПКиПРО:
Конференции » «Гражданское и патриотическое
воспитание в системе непрерывного образования:
достижения и перспективы», 23-24 марта 2010
года - http://ipk.kem-edu.ru/forum/
9
Программа духовно-нравственного, патриотического
и гражданского воспитания учащихся//
ГОУ КК "СОШ им. В.Г.Захарченко"- http://kdesoshni.ru/programs/
10 Заставенко, Валерий Александрович. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2005. - 177 с.
11
Форум Кузбасского регионального ИПКиПРО:
Конференции » «Гражданское и патриотическое
воспитание в системе непрерывного образования:
достижения и перспективы», 23-24 марта 2010
года. Секция № 5http://ipk.kem-edu.ru/forum/
12
Положение о Московском городском конкурсе
проектных разработок и творческих работ
и детей и молодёжи «Нет фашизму!» - http://www.mioo.ru/
13 Официальный
сайт ГБОУ РС(Я) «Профессиональный лицей
№ 19», http://pl19.ykt.ru/page/index/
14 Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по НВП, К.М. Катуков, М., 1988г.;
15 Культурно-досуговая деятельность в современных условия, Ерошенков И.Н. , М.: НГИК, 1994.
16 Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности, Панченко В.И., Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» , 2010
Информация о работе Технология военно-патриотического воспитания в клубных объединениях