Технология военно-патриотического воспитания в клубных объединениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить технологию воспитания военного патриотизма посредством клубных объединений.
Задачи:
выявить основные проблемы военно-патриотического воспитания в клубных формированиях;
изучить деятельность клубных формирований, практикующих технологию военно-патриотического воспитания;
разработать возможные пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Основные проблемы военно-патриотического воспитания……..4
Деятельность военно-патриотических клубных объединений…..8
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Технология военно-патриотического воспитания в клубных объединениях на примере военно-патриотического клуба «Щит и Меч»…………………………………………………………………….21
Основные проблемы технологии военно-патриотического воспитания и возможности решения…………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31

Файлы: 1 файл

Технология военно-патриотического воспитания .docx

— 157.75 Кб (Скачать файл)

Деятельность клуба ведется по 3 направлениям: 
- Летопись родного края; 
- ОБЖ  (самосохранение, оборона, спасение) 
- Основы военной и специальной подготовки.

Основные формы работы клуба: 
- соревнования; 
- конкурсы; 
- смотры; 
- конференции; 
- экскурсии; 
- исследовательская и поисковая работа; 
- круглые столы; 
- клубные встречи; 
- походы; 
- игры; 
- турниры; 
- эстафеты и т.д. 

Работа клуба строится на основании: 
- Положения о клубе; 
- Устава клуба; 
- Программа клуба; 
- Плана работы. 
    Для реализации программы деятельности военно-патриотического клуба «Щит и Меч» создается Совет Клуба, в который входят: руководитель клуба,  заместитель директора по воспитательной работе и 7 учащихся из числа воспитанников.    Совет клуба осуществляет планирование своей деятельности, занимается разработкой социальных проектов, участвует в районных и республиканских акциях, организует и проводит различные мероприятия (игровые и интеллектуальные программы, турниры, соревнования, экскурсии, встречи с ветеранами, встречи с интересными людьми и т.д.), привлекая к своей деятельности педагогов и родителей. 
    В главный контролирующий орган военно-патриотического клуба входят руководитель, председатель Совета клуба и  заместитель директора по УВР. 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА:        

1.Летопись родного  края. 
        Изучение  истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся  патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.  Соприкасаясь с историей родного края, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу земляков, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов и отцов. 
        2. ОБЖ  (самосохранение, оборона, спасение). 
        Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Целью данного направления является освоение учащимся правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях. 
        3. Основы военной и специальной подготовки. 
        Данное направление ориентировано на формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных силах, о назначении боевой техники, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих, об их правах и обязанностях; готовности освоить  военно-техническую специальность. 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате реализации данной программы: 
- будет усовершенствована работа с педагогами дополнительного образования; 
- пройдут апробацию новые образовательные программы; 
- участники военно-патриотического клуба достигнут общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научно-исследовательской деятельности, культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы; 
- члены клуба освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения,  подготовятся к действиям в чрезвычайных  ситуациях  и экстремальных условиях; 
- у учащихся сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей; 
- компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта и военной подготовки.13

 

 

 

    1. Основные проблемы технологии военно-патриотического воспитания и возможности решения.

Сущность эффективности системы военно-патриотического воспитания заключается в полной реализации социальной цели содействия дальнейшему укреплению обороноспособности страны, выражающейся в формировании у учащейся молодежи всей совокупности высоких мировоззренческих, нравственно-психологических, физических и военно-профессиональных качеств, необходимых для выполнения патриотического и интернационального долга—вооруженной защиты Родины. Определение эффективности системы военно-патриотического воспитания учащихся в целом и ее составных частей производится на основе конкретных качественных и количественных показателей — критериев результативности воспитательного процесса. Но если показатели военно-физической и военно-технической подготовки молодежи отличаются относительной стабильностью выражения, то показатели мировоззренческого плана, морально-политической и психологической готовности юношества к выполнению своего долга по защите завоеваний социализма часто носят расплывчатый, неопределенный характер и требуют более жесткой конкретизации. Особая сложность Проблемы состоит в том, что показатели, которыми пользуются практики, должны заключать в себе одновременно и элементы стимулирования, быть точными и удобными в руках организаторов воспитательного процесса.14

В самом деле, как измерить результативность воспитательных воздействий? Ответить на этот вопрос можно, только основываясь на глубоком анализе взаимосвязи проводимой работы с основными, долговременными целями, стоящими перед воспитателями.

Изучение основных потребностей сегодняшней молодежи, соотнесение их интересов с задачами формирования у них героико-патриотического сознания, определение ведущих качеств, необходимых им для вооруженной защиты завоеваний мира в современных условиях, определение на этой основе целей воспитательного процесса — все это позволяет подойти к установлению основных критериев эффективности военно-патриотического воспитания, показателей, которые, будучи критериями, вместе с тем были бы и характеристиками самой молодежи, отвечали бы требованиям, предъявляемым к ней.15

Поскольку система военно-патриотического воспитания является сложно организуемой, обладающей множеством различных параметров, то более правильно говорить о системе таких показателей. В самом общем виде под системой критериев эффективности военно-патриотического воспитания следует понимать конкретных показателей, выражающих меру достижения тех или иных воспитательных целей, неразрывно связанных с формированием героико-патриотического и интернационального сознания молодежи, необходимых ей качеств для вооруженной защиты завоеваний социализма в современных условиях. Данная система должна ориентировать воспитателей, вызывать у каждого из них живой интерес к действительности, а не мнимым результатам своего труда, в одинаковой степени отвечающим запросам общества развивающегося социализма, учебного коллектива и социалистически воспитанной личности.16

Из этого вытекает важнейшее требование к системе критериев военно-патриотического воспитания — их комплексность. Рассматривая проблему определения критериев, следует отметить важность установления правильного их количественного и качественного соотношения. 
Характеризуя качественную сторону критерия эффективности, отметим, что она отличается прежде всего политическими параметрами, нравственными показателями, выражает обобщенную оценку уровня зрелости человека, его героико-патриотического сознания, военно-профессиональных качеств, а также содержание военно-патриотической работы.

В то же время многие качественные оценки могут выражаться и через количественные оценки. Используя количественные показатели, можно охарактеризовать результативность воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий. И очень важно, на данном этапе развитие социоклубных организации военно-патриотического характера на современном уровне, с достаточной материально – технической базой, современными компьютерными технологиями. Важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:

Повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора. Участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности.

Анализ клубного объединения «Щит и Мечь» позволяет сделать вывод, что технология военно-патриотического воспитания в России имеет приоритет в области образования. Эти клубы на базе школ и лицеев имеют стандартную базу, позволяющую передать и сохранить основные традиции и знания о своей Родине и военной области, но, при этом недостаточную, чтобы привлечь и заинтриговать молодое поколение к настоящему нравственному интересу. На мой взгляд, можно задействовать и современные технологии, связать образовательный процесс с игровым и развлекательным, ведь усваивание подростком информации идет через впечатление. Можно даже задействовать в образовательную программу компьютерные игры, связанные с военной тематикой, разумеется с функцией родительского контроля, всяческие современные художественные фильмы, касающиеся Родины. Таким образом, на мой взгляд подросток бы получил эстетическое удовольствие, и, возможно, сам бы начал исследовать данную тему.

Простыми словами в программе воспитания военно-патриотического характера в личности подростка можно совместить приятное с полезным, где вместе с впечатлением будет вырабатываться нравственно-эстетический и военно-патриотический взгляд на культурное состояние Родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования, диссертация кандидата педагогических наук Заставенко В.А, С.-Петербург, 2005;
  2. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по НВП, К.М. Катуков, М., 1988г.;
  3. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности, Панченко В.И., Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград», 2010;
  4. Досуг как сфера социокультурной деятельности. Под ред. Киселева, Красильников\ учебное пособие, 1995г.;
  5. Культурно-досуговая деятельность в современных условия, Ерошенков И.Н. , М.: НГИК, 1994.;
  6. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие, Жаркова А.Д., Чижикова В.М.,М.,: Издательство МГУК, 1981.;
  7. Методика начального военного обучения, И.Г. Назимка, Ф.Е. Штыкало,1997., г.М.,;
  8. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб., М., 1996.-№7.;
  9. Официальный сайт ГБОУ РС(Я) «Профессиональный лицей № 19», http://pl19.ykt.ru/page/index/1960;
  10. Положение о Московском городском конкурсе проектных разработок и творческих работ и детей и молодёжи «Нет фашизму!» - http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=81&prjid=312; сайт Конкурса -  www.netfashizmu.ru;
  11. Программа духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся// ГОУ КК "СОШ им. В.Г.Захарченко"- http://kdesoshni.ru/programs/moral-education.html;
  12. Форум Кузбасского регионального ИПКиПРО: Конференции «Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы», 23-24 марта 2010 года. Секция №5. Организационно-педагогические аспекты обновления содержания гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей - http://ipk.kem-edu.ru/forum/index.php?PHPSESSID=0784bc57e710c9c030be7a9472dfeb50&board=5.0;

 

1 Программа духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся// ГОУ КК "СОШ им. В.Г.Захарченко"- http://kdesoshni.ru/programs/moral-education.html

2 Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по НВП, К.М. Катуков, М., 1988г.;

3 Методика начального военного обучения, И.Г. Назимка, Ф.Е. Штыкало,1997., г.М.,;

 

4 Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования, диссертация кандидата педагогических наук Заставенко В.А, С.-Петербург, 2005;

5 О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб., М., 1996.-№7.;

 

6 Заставенко, Валерий Александрович. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2005.

7 Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности//Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» .2010

8 Форум Кузбасского регионального ИПКиПРО: Конференции » «Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы», 23-24 марта 2010 года - http://ipk.kem-edu.ru/forum/index.php?PHPSESSID=0784bc57e710c9c030be7a9472dfeb50&board=5.0

9 Программа духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся// ГОУ КК "СОШ им. В.Г.Захарченко"- http://kdesoshni.ru/programs/moral-education.html

10 Заставенко, Валерий Александрович. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2005. - 177 с.

11 Форум Кузбасского регионального ИПКиПРО: Конференции » «Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы», 23-24 марта 2010 года. Секция № 5http://ipk.kem-edu.ru/forum/index.php?PHPSESSID=0784bc57e710c9c030be7a9472dfeb50&board=5.0

12 Положение о Московском городском конкурсе проектных разработок и творческих работ и детей и молодёжи «Нет фашизму!» - http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=81&prjid=312; сайт Конкурса -  www.netfashizmu.ru

13 Официальный сайт ГБОУ РС(Я) «Профессиональный лицей № 19», http://pl19.ykt.ru/page/index/1960

14 Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по НВП, К.М. Катуков, М., 1988г.;

 

15 Культурно-досуговая деятельность в современных условия, Ерошенков И.Н. , М.: НГИК, 1994.

16 Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности, Панченко В.И., Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» , 2010

 

 


Информация о работе Технология военно-патриотического воспитания в клубных объединениях