Тенденции обновления в современной системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 20 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось.
Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.

Содержание работы

Состояние дошкольного образования России: необходимость его реформирования.
Основные направления обновления и развития дошкольного образования:
а) изменение основных концепций в воспитании и образовании
дошкольников;
б) изменения требований к содержанию дошкольного образования;
в) основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Принятие нового Закона об образовании: краткий анализ.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная тенденции обновления.docx

— 52.66 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования 

Московской  области

«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный  колледж»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

      По                          Теоретическим основам содержания и организации________

                                                       дошкольного образования____________________

      На тему:              «Тенденции обновления в современной системе образования»

     Студентки                           V курса 5 «Б» группы заочного отделения_________

                                                        Паршиной  Натальи Сергеевны_______________

     Специальность                       050704 «Дошкольное образование»_____________

    

                                                                 

 

                                                                 Проверил преподаватель:

                                           Ефремкина

                                           Маргарита

                                            Викторовна

 

 

2012 – 2013 учебный год

План.

  1. Состояние дошкольного образования России: необходимость его реформирования.
  2. Основные направления обновления и развития дошкольного образования:

а) изменение основных концепций в воспитании и образовании

    дошкольников;

б) изменения требований к содержанию дошкольного образования;

в) основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

  1. Принятие нового Закона об образовании: краткий анализ.
  2. Заключение. 
  3. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состояние дошкольного образования России: необходимость его реформирования.

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой  закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 20 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось.

Практически исчезла сеть ведомственных  детских садов, хотя в крупных  городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную  собственность и сохранены для  детей. В целом по России наблюдается  тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов  и продажа их зданий.

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи  и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства  защищенности, доверия и открытости миру.

Процессы, связанные с развитием  маленьких детей, в последнее  время вызывают огромный интерес  во всем мире.

В соответствии с Конвенцией ООН  о правах ребенка проблематика развития детей раннего возраста (ВОДМВ) является междисциплинарной. Она включает в  себя проблемы здравоохранения, питания, образования, социальных наук, экономики, а также защиту детей и их социальное благосостояние.

 ЮНЕСКО предлагает следующее определение для образования в этом возрасте: «Дошкольное образование – воспитание и обучение детей младшего возраста (ВОДМВ) – это действия, которые способствуют выживанию, росту, развитию и обучению детей, включая аспекты их здоровья, питания и гигиены, – познавательно-речевому, физическому, социально-личностному и художественно - эстетическому развитию, – начиная с рождения ребенка и заканчивая его поступлением в начальную школу в рамках официального и неофициального, формального и неформального образования».

Подход РДРВ, в основном направленный на достижение нормального уровня жизни  для детей младшего возраста в первые годы, также важен и с точки зрения перспектив развития взрослых. Он имеет своей целью помочь им стать здоровыми, социально и экологически ответственными, интеллектуально компетентными и экономически продуктивными.

В таком контексте приоритетными  являются усилия по обеспечению права  детей этого возраста на организованное, системное образование. Тот факт, что первая Всемирная конференция, посвященная образованию маленьких детей, состоялась в России, не случаен. Системное образование большинства развитых стран (в основном речь идет о странах Европы и США) традиционно начиналось с возраста 7–8 лет; раннее образование никогда не считалось областью приложения организованных государственных усилий и было предметом заботы семьи. В результате системное дошкольное образование до сих пор отсутствовало в образовательной системе большинства развитых стран, которые в лучшем случае предоставляли семье некоторый рынок образовательных услуг.

В последние десятилетия на место  концепции разрозненных образовательных  услуг, в основном связанных с  присмотром и уходом за ребенком, постепенно приходит понимание роли этого периода в развитии ребенка и, следовательно, необходимости дошкольного образования как важной части национальной системы образования.

 В России же традиционно, начиная с 20-х годов прошлого века, существует финансируемая государством система массового (хотя и необязательного) образования детей дошкольного возраста, о построении которой задумываются сейчас во многих как развитых, так и развивающихся странах.

Следует признать, что дошкольное образование в СССР было в основном сориентировано на интересы системы, а  не на интересы ребенка, поэтому оно  нуждалось в реформировании, особенно в области программного содержания.

Тем не менее, безусловным достоинством образования в дошкольном возрасте являлся его системный характер, а также его действительная общедоступность, основанная на государственном финансировании. Международному сообществу российский опыт построения такой системы, скорректированный  с помощью ее содержательного  реформирования, может оказаться  полезным.

В силу этих обстоятельств развитие системы дошкольного образования должно быть направлено на обеспечение полного охвата различными формами дошкольного воспитания детей хотя бы с 4-5 лет с целью их полноценного развития, а не “натаскивания” к школе.

  1. Основные направления обновления и развития дошкольного образования.

 

а) изменение  основных положений концепции  воспитания и

    образования дошкольников

За 30 лет после принятия ООН «Декларации  прав ребенка» многие представления  изменились. Возникла необходимость  принятия нового документа, в котором  не просто декларировались права  детей, а на основе юридических норм предлагались меры для защиты этих прав. «Конвенция о правах ребенка» (1989) не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации. Государства, которые присоединяются к Конвенции, должны нести юридическую ответственность перед международным сообществом за свои действия в отношении детей.  
      Основная идея Конвенции заключается в обязательном обеспечении интересов и прав детей, создании необходимых мер для выживания, развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни общества.   Важнейший правовой принцип, утвержденный в Конвенции, - признание ребенка полноценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.  
      Анализируя современное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю.  
       Дошкольные учреждения руководствовались в своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду», которая с 1962 по 1982 г. была переиздана 9 раз и являлась единым государственным обязательным документом.   В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Работа по жестко регламентированной программе неизбежно ограничивала возможности для педагогического творчества, недостаточно учитывала индивидуальные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму.  
      Многие педагоги и ученые были обеспокоены реальным положением дел в системе общественного дошкольного воспитания, хотя само наличие развитой системы являлось несомненным достоинством, на что неоднократно указывали наши зарубежные коллеги.  
      В 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР - центральным органом, направляющим и регламентирующим в тот период работу всех учреждений образования в стране, - была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.). Следует отметить, что впервые публично был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного состояния общественного дошкольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка указывалось на использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмечалось, что в основном дошкольное воспитание по существу сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знании, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребенка. Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию.   Важные идеи концепции - гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.  
    

 Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения состояли в следующем:  
      - охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического);  
      - гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;  
      - раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в дошкольном учреждении;  
      - обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка;  
      - радикальные изменения характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.  
        В Концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения педагогической работы с детьми, каждая из которых альтернативна. Вторая модель способствует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развитие индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми. Основное внимание уделялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрослого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка.  
       Концепция отразила мысли передовых педагогов-практиков и ученых, вобрала в себя взгляды педагогической общественности, т. е. показала то, как говорится, что «носилось в воздухе», - необходимость коренной перестройки дошкольного воспитания и образования. Именно поэтому Концепция была одобрена съездом работников народного образования.

Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление - основные идеи и главные  направления перестройки системы  образования и воспитания дошкольников. Но в то же время она не содержала  конкретных программ реализации намеченных целей. Этому мешало существование  единой государственной программы  и сложившаяся система финансирования дошкольного воспитания. Необходимо было сделать следующий шаг. И он был предпринят.

В 1991 году было утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем в частности отмечалось, что единая программа неизбежно  приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуальных особенностей детей; был отменен порядок действия Программы как обязательного  единого документа.

Несколько лет ДОУ России работали по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями (Закон РФ «Об образовании», 1991 г.).

 В 1995 г. постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором отмечалось, что дошкольное учреждение имеет право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ и технологий, рекомендованными органами управления образованием, вносить изменения в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы. Этот пункт закона конкретизируется в письме Минобразования РФ от 02.06.98 №89–34–16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». Также в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ». В этом документе указаны основные требования и принципы, которым должны отвечать программы.

Таким образом, в условиях модернизации образования плюрализм (многообразие) программ рассматривался как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании».

Однако, через несколько лет стало очевидным, что разнообразие появившихся образовательных программ привело к нарушению главного принципа системы образования, а именно, исчезла преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. Поэтому, возникла острая необходимость разработки и введения определенных обязательных требований к реализации образовательных задач, единых стандартов образования, соблюдение которых гарантирует достижение определенного уровня образования, соответствующее возрасту ребенка, ученика.

б) изменения  требований к содержанию дошкольного  образования

 

     В связи с этим 23 ноября 2009 приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.  
      Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.  
      На основе федеральных требований разрабатываются:  
     - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;  
     - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.  
     На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений. 
      Из анализа обращений, поступающих в Минобрнауки России из дошкольных образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, стало очевидным, что и практические работники дошкольных учреждений, и представители органов управления образованием испытывают определенные трудности, связанные с необходимостью реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  

Информация о работе Тенденции обновления в современной системе образования