Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:13, контрольная работа
Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 20 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось.
Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.
Состояние дошкольного образования России: необходимость его реформирования.
Основные направления обновления и развития дошкольного образования:
а) изменение основных концепций в воспитании и образовании
дошкольников;
б) изменения требований к содержанию дошкольного образования;
в) основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Принятие нового Закона об образовании: краткий анализ.
Заключение.
Список используемой литературы.
Министерство образования Московской области
Государственное
бюджетное образовательное
среднего профессионального образования
Московской области
«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Теоретическим основам содержания и организации________
дошкольного образования___________________
На тему: «Тенденции обновления в современной системе образования»
Студентки V курса 5 «Б» группы заочного отделения_________
Паршиной Натальи Сергеевны_______________
Специальность 050704 «Дошкольное образование»_____________
2012 – 2013 учебный год
План.
а) изменение основных концепций в воспитании и образовании
дошкольников;
б) изменения требований к содержанию дошкольного образования;
в) основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 20 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось.
Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.
Как показывают многолетние исследования,
полноценное развитие ребенка происходит
при условии наличия двух составляющих
его жизни – полноценной семьи
и детского сада. Семья обеспечивает
необходимые ребенку интимно-
Процессы, связанные с развитием маленьких детей, в последнее время вызывают огромный интерес во всем мире.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка проблематика развития детей раннего возраста (ВОДМВ) является междисциплинарной. Она включает в себя проблемы здравоохранения, питания, образования, социальных наук, экономики, а также защиту детей и их социальное благосостояние.
ЮНЕСКО предлагает следующее определение для образования в этом возрасте: «Дошкольное образование – воспитание и обучение детей младшего возраста (ВОДМВ) – это действия, которые способствуют выживанию, росту, развитию и обучению детей, включая аспекты их здоровья, питания и гигиены, – познавательно-речевому, физическому, социально-личностному и художественно - эстетическому развитию, – начиная с рождения ребенка и заканчивая его поступлением в начальную школу в рамках официального и неофициального, формального и неформального образования».
Подход РДРВ, в основном направленный на достижение нормального уровня жизни для детей младшего возраста в первые годы, также важен и с точки зрения перспектив развития взрослых. Он имеет своей целью помочь им стать здоровыми, социально и экологически ответственными, интеллектуально компетентными и экономически продуктивными.
В таком контексте приоритетными являются усилия по обеспечению права детей этого возраста на организованное, системное образование. Тот факт, что первая Всемирная конференция, посвященная образованию маленьких детей, состоялась в России, не случаен. Системное образование большинства развитых стран (в основном речь идет о странах Европы и США) традиционно начиналось с возраста 7–8 лет; раннее образование никогда не считалось областью приложения организованных государственных усилий и было предметом заботы семьи. В результате системное дошкольное образование до сих пор отсутствовало в образовательной системе большинства развитых стран, которые в лучшем случае предоставляли семье некоторый рынок образовательных услуг.
В последние десятилетия на место концепции разрозненных образовательных услуг, в основном связанных с присмотром и уходом за ребенком, постепенно приходит понимание роли этого периода в развитии ребенка и, следовательно, необходимости дошкольного образования как важной части национальной системы образования.
В России же традиционно, начиная с 20-х годов прошлого века, существует финансируемая государством система массового (хотя и необязательного) образования детей дошкольного возраста, о построении которой задумываются сейчас во многих как развитых, так и развивающихся странах.
Следует признать, что дошкольное образование в СССР было в основном сориентировано на интересы системы, а не на интересы ребенка, поэтому оно нуждалось в реформировании, особенно в области программного содержания.
Тем не менее, безусловным достоинством
образования в дошкольном возрасте
являлся его системный
В силу этих обстоятельств развитие системы дошкольного образования должно быть направлено на обеспечение полного охвата различными формами дошкольного воспитания детей хотя бы с 4-5 лет с целью их полноценного развития, а не “натаскивания” к школе.
а) изменение основных положений концепции воспитания и
образования дошкольников
За 30 лет после принятия ООН «Декларации
прав ребенка» многие представления
изменились. Возникла необходимость
принятия нового документа, в котором
не просто декларировались права
детей, а на основе юридических норм
предлагались меры для защиты этих прав.
«Конвенция о правах ребенка» (1989) не только
развивает, но и конкретизирует положения
Декларации. Государства, которые присоединяются
к Конвенции, должны нести юридическую
ответственность перед международным
сообществом за свои действия в отношении
детей.
Основная идея Конвенции
заключается в обязательном обеспечении
интересов и прав детей, создании необходимых
мер для выживания, развития, защиты и
обеспечения активного участия подрастающего
поколения в жизни общества. Важнейший
правовой принцип, утвержденный в Конвенции,
- признание ребенка полноценной и полноправной
личностью, как самостоятельного субъекта
общества во всем комплексе гражданских,
политических, экономических, социальных
и культурных прав.
Анализируя современное
состояние организации педагогического
процесса и нормативно-программное обеспечение
дошкольных учреждений, целесообразно
сделать небольшой экскурс в историю.
Дошкольные учреждения
руководствовались в своей работе «Программой
воспитания и обучения в детском саду»,
которая с 1962 по 1982 г. была переиздана 9
раз и являлась единым государственным
обязательным документом. В ней был
определен объем представлений, знаний,
умений и навыков, которые необходимо
было воспитать у каждого ребенка. Работа
по жестко регламентированной программе
неизбежно ограничивала возможности для
педагогического творчества, недостаточно
учитывала индивидуальные особенности
детей, подавляла естественную любознательность
ребенка, приводила к формализму.
Многие педагоги и ученые
были обеспокоены реальным положением
дел в системе общественного дошкольного
воспитания, хотя само наличие развитой
системы являлось несомненным достоинством,
на что неоднократно указывали наши зарубежные
коллеги.
В 1989 г. Государственным
комитетом по народному образованию СССР
- центральным органом, направляющим и
регламентирующим в тот период работу
всех учреждений образования в стране,
- была утверждена новая «Концепция дошкольного
воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский
и др.). Следует отметить, что впервые публично
был дан серьезный анализ отрицательных
сторон современного состояния общественного
дошкольного воспитания в стране. В качестве
главного недостатка указывалось на использование
учебно-дисциплинарной модели при организации
педагогического процесса в детских садах.
Отмечалось, что в основном дошкольное
воспитание по существу сводилось лишь
к подготовке детей к школе, к оснащению
их суммой конкретных знании, умений, навыков,
но при этом недостаточно учитывалась
специфика развития детей дошкольного
возраста, самоценность этого периода
жизни ребенка. Концепция наметила новые
общие подходы к дошкольному воспитанию.
Важные идеи концепции - гуманизация и
деидеологизация дошкольного образования,
приоритет воспитания общечеловеческих
ценностей: добра, красоты, истины, самоценности
дошкольного детства.
Ключевые позиции обновления дошкольного
учреждения состояли в следующем:
- охрана и укрепление
здоровья детей (как физического, так и
психического);
- гуманизация целей и
принципов образовательной работы с детьми;
- раскрепощение условий
жизни детей и работы педагогов в дошкольном
учреждении;
- обеспечение преемственности
между всеми сферами социального становления
ребенка;
- радикальные изменения
характера подготовки педагогических
кадров, условий финансирования дошкольного
образования и перестройка системы управления.
В Концепции раскрывалась
сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной
моделей построения педагогической работы
с детьми, каждая из которых альтернативна.
Вторая модель способствует становлению
ребенка как личности, обеспечивает чувство
психологической защищенности, развитие
индивидуальности, предупреждает возникновение
возможных тупиков личностного развития,
т. е. способствует гуманизации целей и
принципов педагогической работы с детьми.
Основное внимание уделялось приемам
и методам общения взрослого с ребенком
через понимание, признание и принятие
личности ребенка, умение взрослого стать
на позицию ребенка, учесть его точку зрения,
уважать чувство достоинства ребенка.
Концепция отразила
мысли передовых педагогов-практиков
и ученых, вобрала в себя взгляды педагогической
общественности, т. е. показала то, как
говорится, что «носилось в воздухе», -
необходимость коренной перестройки дошкольного
воспитания и образования. Именно поэтому
Концепция была одобрена съездом работников
народного образования.
Концепция дошкольного воспитания
излагала систему взглядов на педагогическое
явление - основные идеи и главные
направления перестройки
В 1991 году было утверждено «Временное
положение о дошкольном учреждении».
В нем в частности отмечалось,
что единая программа неизбежно
приводила к единообразию форм, содержания
и методов педагогического
Несколько лет ДОУ России работали по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями (Закон РФ «Об образовании», 1991 г.).
В 1995 г. постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором отмечалось, что дошкольное учреждение имеет право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ и технологий, рекомендованными органами управления образованием, вносить изменения в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы. Этот пункт закона конкретизируется в письме Минобразования РФ от 02.06.98 №89–34–16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». Также в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ». В этом документе указаны основные требования и принципы, которым должны отвечать программы.
Таким образом, в условиях модернизации образования плюрализм (многообразие) программ рассматривался как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании».
Однако, через несколько лет стало очевидным,
что разнообразие появившихся образовательных
программ привело к нарушению главного
принципа системы образования, а именно,
исчезла преемственность образовательных программ и
государственных образовательны
б) изменения требований к содержанию дошкольного образования
В связи с этим 23 ноября 2009 приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации утверждены
Федеральные государственные требования
к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования
Настоящие федеральные государственные
требования устанавливают нормы и положения,
обязательные при реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования образовательными учреждениями,
имеющими государственную аккредитацию
(далее - образовательные учреждения),
в части определения структуры основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования, в том числе соотношения
ее частей, их объема, а также соотношения
обязательной части основной общеобразовательной
программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса.
Федеральные требования учитывают особенности
реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями
здоровья.
На основе федеральных требований разрабатываются:
- примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования;
- примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями
здоровья.
На основе федеральных требований осуществляется
экспертиза основных общеобразовательных
программ дошкольного образования при
лицензировании образовательной деятельности
и государственной аккредитации образовательных
учреждений.
Из анализа обращений, поступающих
в Минобрнауки России из дошкольных образовательных
учреждений, муниципальных органов управления
образованием, стало очевидным, что и практические
работники дошкольных учреждений, и представители
органов управления образованием испытывают
определенные трудности, связанные с необходимостью
реализации федеральных государственных
требований к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Информация о работе Тенденции обновления в современной системе образования