Тенденции обновления в современной системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 20 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось.
Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.

Содержание работы

Состояние дошкольного образования России: необходимость его реформирования.
Основные направления обновления и развития дошкольного образования:
а) изменение основных концепций в воспитании и образовании
дошкольников;
б) изменения требований к содержанию дошкольного образования;
в) основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Принятие нового Закона об образовании: краткий анализ.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная тенденции обновления.docx

— 52.66 Кб (Скачать файл)

    Поэтому следующим направлением в обновлении системы образования стало утверждение  Методических рекомендаций о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

в) основная общеобразовательная программа дошкольного образования

 

       Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. 
      Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года). 
      В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. 
      Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.  
      При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). 
      Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе-  развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. 
      В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. 
      Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. 
      Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 
      Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. 
      Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

        Именно развивающее, а не предметное обучение стало основной отличительной чертой развития дошкольного образования.

Такие нововведения в системе  образования привели к тому, что  изменилась сама структура дошкольного  образования, ее материальное  и  финансовое обеспечение, подготовка соответствующих  специалистов. Все эти обновления потребовали законного и нормативно – правового обеспечения, поэтому остро встал вопрос о принятия нового Закона об образовании, который должен четко регулировать все сферы педагогических отношений в целом и на каждой отдельной ступени в частности. Этот Закон был принят в конце 2012 года и должен вступить в силу 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений.

  1. Принятие нового Закона об образовании: краткий анализ.

      Предыдущий Закон «об образовании» был принят в 1992 году и для своего

времени был очень прогрессивным. Именно он адаптировал образовательную

систему к новым экономическим  реалиям, создал условия для самостоятельности

школ и появления авторских  образовательных методик. Правда, финансовых и организационных основ для реализации этих инициатив определено не было, и многие передовые идеи так и остались на бумаге.

Но главное — за 20 лет стала  другой страна, и документ просто перестал отвечать требованиям времени. Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что практика внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.

Законопроект учитывает российский опыт развития образования, закрепляет все последние изменения, произошедшие в отечественной системе образования, и закладывает основы для ее развития в будущем.

Новый закон направлен на выстраивание отношений между гражданином и институтами образования. Во главу угла поставлены человек и создание условий для его самореализации.

Новый закон написан гражданами России. Фактически это первый законодательный  акт в нашей истории, который  прошел от начала до конца процедуру  общественного обсуждения и в  котором предложения граждан нашли реальное воплощение в положениях документа.

Несколько принципиальных отличий, выделенных специалистами

Сегодня задача нового закона — не только описать систему образования, определить правила для всех участников образовательного процесса, но главное — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования и профессионального роста.

Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного образования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уровнях— от дошкольного до высшего — остается бесплатным.

Цель нового закона — предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

Конкретные преимущества, которые получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового закона.

1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных

формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.

2. Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые

закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.

3. Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граждане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях.

4. Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами.

5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным.

6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.

7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов.

8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руководством научных работников. Будут расширены возможности прохождения

практики на предприятиях реального  сектора экономики, ведения преподавательской деятельности специалистами предприятий-работодателей.

9. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных

программ. В законе учтены особенности  получения образования для детей

с ограниченными возможностями, образования  в сфере культуры и искусства

и т. п. 

Вторая статья документа гласит, что образование является единым процессом

обучения и воспитания. Таким  образом, все нормы законопроекта, регулирующие

процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.

 Права, которые обеспечивает новый закон

  • Право каждого на образование.
  • Поддержку различных форм получения образования, включая самообразование и семейное образование.
  • Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.
  • Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.

 Государство обязано обеспечить  каждого бесплатным общим образованием

в рамках ФГОС, и эта норма четко  прописана в проекте закона. Более  того,

документ однозначно говорит о  том, что платные образовательные  услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

  Те, кто следил за баталиями нормативно-правового творчества и последними шагами по модернизации отрасли, вряд ли найдет в документе что-то новое. Фактически он закрепляет правила игры, которые формировались в последние годы, а также подводит основания под уже сложившуюся практику и немного ее окультуривает.

Закон, прежде всего, поможет администраторам, которые истосковались по четкой инструкции, как разруливать отношения в ходе образовательного процесса, а также его финансировать. Полезен он будет и частным предпринимателям в образовании, которые наконец получили равные права с государственными организаторами образования.

Как и в законе 1992 года, в новом  документе есть преемственность  в декларации общедоступности и  бесплатности образования от дошкольного до среднего профессионального. Конкурс для получения общего образования, за исключением тех, где есть профильная подготовка, недопустим. В вузах по-прежнему допускается учиться на конкурсной основе и один раз за госсчет.

Сочетание государственного и договорного  регулирования отношений в сфере  образования предполагает, что за все излишки образования, сверх  госстандарта, можно попросить дополнительную плату. При этом "запрещена также и платная индивидуальная педагогическая деятельность педагогического работника образовательной организации с лицами, в отношении которых он осуществляет педагогическую деятельность". То есть в неурочное время подрабатывать репетитором со своими же учениками из госсшколы - это будет официально "конфликт интересов".

Государство в проекте закона гарантирует  возможность получения образования  на государственном русском языке, правила обучения на языках других народов Федерации отнесены к  компетенции других документов.

Закон подтверждает "светский характер образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях", автономию образовательных  учреждений, академические права  и свободы, государственно-общественный характер управления образованием. Особые условия гарантированы лицам  с ограниченными возможностями  здоровья и тем, кто проявляет  выдающиеся способности.

Часть своих государственных полномочий Российская Федерация передает субъектам  Российской Федерации, включая надзор за качеством образования. Если раньше это было прописано ведомственными инструкциями, то теперь нашло отражение в законе. За эти функции федеральный центр будет теперь регионам платить субвенции, но и спрашивать строже. Кроме того, это дает право министерству на более строгий подход к согласованию кандидатуры региональных начальников органов управления образованием, ведь им теперь придется распоряжаться и федеральными бюджетными средствами.

Отдельная 14-я статья посвящена  сетевым формам реализации образовательных  программ.  В проекте есть лишь объяснение, что это возможность объединения нескольких образовательных организаций, в том числе иностранных, а также разных форм собственности для того, чтобы обеспечить необходимый госстандарт. Очевидно, что данное направление, записано в документ в большей степени "на будущее", так как практика еще не сложилась. Поэтому порядок "сетевых форм", по закону, будет расшифровывать впоследствии Министерство.

Еще одно новшество - легализация дистанционного и электронного обучения. Проект закона также разрешает реализовывать  образовательные программы с  помощью интернета, но самое интересное - детали - оставляет за скобками, все будет уточнено, по-видимому, ведомственными инструкциями, которые легко менять в отличие от закона.

Информация о работе Тенденции обновления в современной системе образования