Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 22:43, курсовая работа
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [1, с. 125].
Введение………………………………………………………………………........3
1.Теоретические основы форм работы в ДОО…………………………………………..6
1.1.Традиционные формы работы в ДОО……………6
1.2. Нетрадиционные формы работы в ДОО….7
1.3. Инновационные формы работы в ДОО………………….11
2. Опытно – экспериментальная работа по использованиюинновационных форм для проведения родительского собрания
Заключение………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………………………………………...
Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно
установить в совместной деятельности. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.
Совместные экскурсии, походы, пикники.
Цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия». В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Семейный вернисаж, фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни». Живой интерес и даже удивление родителей вызывает выставка - стенд «Семья глазами ребенка», где дети делятся своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Но дети высказывают другие пожелания: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» . Это заставляет родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.
Видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома».
В создании газеты могут участвовать администрация детского сада, педагоги, специалисты.
Должны найти место в работе с родителями: домашние педсоветы, педагогические гостиные, лектории, неформальные беседы, пресс - конференции, клубы отцов, бабушек, дедушек.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителям, построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», брей-ринг, где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать педагогическую библиотеку для родителей (книги им выдаются на дом), выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».
С родителями также можно использовать:
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию:
объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
просьбы о помощи;
благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей.
Брошюры
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки.
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что
освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Доска объявлений.
Доска объявлений - это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка - это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Существуют приемы создания ролей для родителей.
Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.
Гость группы.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям , принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Оплачиваемая должность.
Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.
Таким образом, творческое использование традиционных форм работы (беседы, консультации, анкетирование, наглядная агитация и др.) и нетрадиционных ("Устный журнал", дискуссионный клуб, вечер вопросов и ответов и др.) позволяет более успешно и эффективно сотрудничать с родителями. Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детского сада.
Глава 2. Практическое использование нетрадиционных форм работы с родителями в дошкольном учреждении
Практическая работа по внедрению нетрадиционных форм работы с родителями проводилась на базе ДОУ №96 «Умничка». Работа проводилась в течение всего года с родителями подготовительной группы. В начале года была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме.
Работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в три месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.
Затем мы провели анкетирование родителей. Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее:
. На вопрос "Какие проблемы
воспитания остаются для Вас
менее изученными?" большинство
родителей (70%) группы ответили: "Взаимоотношения
между детьми и родителями".
Это говорит о том, что родители
обеих групп плохо осведомлены
в вопросах воспитания
. Подавляющее большинство
родителей группы занимают
По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Совместно с родителями мы решили создать клуб "Счастливая семья". Его работу строим под девизом "Моя семья - моя радость". Наша общая цель: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям. Составили совместный план работы клуба. нетрадиционный общение родители дошкольное учреждение
Первое заседание клуба посвящено оно было знакомству с семьями детей. «Давайте познакомимся» (Приложение), где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе были описаны семейные увлечения. Заседание клуба превратилось в чудесный праздник, в котором приняла участие каждая семья.
Второе заседание клуба прошло в виде круглого стола «Кто стоит на капитанском мостике семейного корабля» (Приложение). Родителям очень понравилось. Многие узнали много интересного и полезного. Интересные были сделаны плакаты «Дерево жизни» семьями. Интересны плакаты по содержанию и оформлению. Многие папы призадумались над анкетными данными. Оказывается, что они мало времени уделяют семье и особенно общению с детьми.
Интересно прошел праздник "Папа может все" (Приложение). Прошло по форме музыкальная гостиная. Папы пели, мастерили поделки. Узнали, что думают их дети о них.
Совместно с детьми был подготовлен праздник «Моя мама самая лучшая». Дети пели, рассказывали стихи, показали сказку. Мамы подготовили выпечку к чаю. Была проведена выставка детских рисунков «Моя мама». Многие мамы и не подозревали, что их ребенок может выступать, считали, что ребенок стеснительный, робкий. Дети раскрылись, старались, чтобы маме очень понравилось, что он самый лучший у мамы ребенок.
Немного позже мы провели марафон "Моя дружная семейка ". В стихах, песнях, игровой форме дети выразили свое отношение к бабушкам и дедушкам, родителям, братьям и сестрам.
Дети высказали свое мнение, как они понимают, что такое "мир семьи". В итоге получилось, что "мир семьи" - это:
родной дом, уют, тепло;
взаимопонимание, любовь, уважение;
праздники, традиции.
Взрослые постарались объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить три важных правила:
уважай старших и люби их;
позаботься о младших;
помни, что ты в семье помощник.
А на вопросы, какие качества надо воспитывать в себе, с каким настроением надо выполнять домашние обязанности, как должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы все были счастливы, отвечали не только дети, но и родители.
Совместно с детьми провели родительское собрание «Умение трудиться». На этом собрание родителям показали, что умение трудиться не маловажный фактор, чтобы успешно учиться в школе. Полученная информация для многих родителей была просто находкой, так как они сетовали на то, что ребенка невозможно научить трудиться.
Итогом этой кропотливой, но в тоже время интересной работы стал семейный праздник "Тепло родного очага", который прошел под девизом:
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
О. Фокина
Праздник прошел на большом эмоциональном подъеме. Каждый момент этого праздника воспитывал не только детей, но и взрослых, заставляя вспомнить прошлое, пересмотреть настоящее, задуматься о будущем.
На празднике дети рассказали о своих далеких предках, которые были замечательными землепашцами, кузнецами, ткачами, пекли изумительный хлеб. А сколько интересного и полезного узнали дети о своих фамилиях, именах, которые пришли к нам из далекой старины. Много интересных реликвий было представлено на выставке: старинные вазы, рушники, подсвечники, старинные деньги.
Оказалось, что в некоторых семьях есть свои символы счастья, которые приносят удачу. В одной семье - это шляпа рыболова, которая всегда приносит владельцу большой улов.
Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.
Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. В последнее время мы пришли к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.
За то время, что работает "Счастливая семья" было проведено много праздников, родительских собраний, встреч за круглым столом. Эту форму сотрудничества воспитателя, родителей и детей я считаю очень эффективной, время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей общения детей и родителей. Подготовительная работа создает атмосферу для творчества, проявления активности. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Родители на глазах детей становятся героями. Восприимчивые души детей являются благодати почвой, способной взрастить семена добра и нравственности.
В конце года мы опять провели повторное анкетирование.
Проанализировав ответы родителей, мы пришли к следующим выводам.
. Большинство родителей
начали целенаправленно
. Все родители читают педагогическую литературу 40% - регулярно и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников 60% - регулярно .
. Многие родители (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада.
. Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 40% родителей, на родительских конференциях - 30%.