Теоретические основы форм работы в ДОО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [1, с. 125].

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………........3
1.Теоретические основы форм работы в ДОО…………………………………………..6
1.1.Традиционные формы работы в ДОО……………6
1.2. Нетрадиционные формы работы в ДОО….7
1.3. Инновационные формы работы в ДОО………………….11
2. Опытно – экспериментальная работа по использованиюинновационных форм для проведения родительского собрания
Заключение………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 56.00 Кб (Скачать файл)

. Родители изъявили желание  проводить кружки: "Оригами", "Лепка  из соленого теста", "Вязание  крючком", "Юный техник", "Умелые  руки", "Юный спортсмен" - 60% (приложение  таблица 2).

Таким образом, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей

Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.

Опыт работы с родителями показал, что в результате использования нетрадиционных форм работы позиция, как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.

Проведенные мероприятия показали, насколько родителям было интересно общаться с педагогом, с детьми. Они получили много полезной информации по психологии и педагогике, много узнали о своих детях.

Таким образом, использование нетрадиционных форм работы педагога с родителями в ДОУ позволяет обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании своих детей.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Азаров, Ю. П., Педагогика  любви и свободы /Ю.П. Азаров - М.: Топикал, 1994. - 608с.

. Амонашвили, Ш. А., В школу с шести лет / Ш.А Амонашвили - М.: Просвещение, 1986.- 176с.

.Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. - , 2002. №4 - с 33-38

. Гиппенрейтер, Ю. Б., Общаться с ребёнком. Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Сфера, 2005.-240с.

Давыдова, О.И., Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер - М.: Творческий Центр, 2005 г. - 144с

. Дергачева, О.М., Проблема  взаимодействия детского сада  и семьи / О.М. Дергачева, Г.И. Хозяинов // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1998. - с 26-30.

. Доронова, Т.Н., Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина - М.: Линка - Пресс, 2001. - 224с

.Закон РФ «Об образовании». - #"justify">. Зверева, О. Л., Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.

. Зверева О. Л., Родительские  собрания в ДОУ: методическое  пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128с.

. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов  пед. институтов/ Под ред. Л. Н. Литвина.- М.: Просвещение, 1989. - 352с.

.Козлова, А. В., Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина - М.: Сфера, 2007 - 112 с.

. Колодяжная, Т. П. Управление  современным дошкольным образовательным  учреждением: Концептуальное, программное  и методическое обеспечение. Практическое  пособие. Часть 2./ Т.П. Колодяжная - М.: УЦ Перспектива, 2008. - 184 с.

. Метенова, Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа / Н.М. Метенова - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.

.Бим-Бад, Б. М. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д.Днепров, Г. Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с.

. Никитина, Л. А. Мама или  детский сад / Л.А. Никитина - М.: Просвещение, 1990. - 96с.

. Островская Л. Ф. Педагогические  ситуации в семейном воспитании  дошкольников / Л.Ф. Островская - М.: Просвещение, 1990. - 160с.

. Педагогический энциклопедический  словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. -528 л.

. Петроченко, Г. Г. Педагогические  ситуации в дошкольной педагогике / Г.Г. Петреченко - Минск, 1984. - 240с.

. Рубченко, А. К. Подходы к  проблеме детско-родительских отношений  в отечественной психологии / А.К. Рубченко - //Вопросы психологии. - 2005. - №4.-с.98-114.

.Свирская Л. В. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.

. Семейное воспитание: Краткий  словарь/Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М.: Политиздат, 1990. - 319с.

. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица 1

Ответы родителей на вопросы анкеты вначале года

Вопросы и варианты ответовЧисло ответов1. Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?Взаимоотношения между детьми1Взаимоотношения между детьми и родителями6Организация здорового образа жизни ребенка2Приобщение к культурным ценностям1Другие (назовите)02. Читаете ли Вы педагогическую литературу?Читаю регулярно1Читаю иногда4Не читаю53. Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?Читаю регулярно1Читаю иногда6Не читаю34. В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?На родительских собраниях6На родительских конференциях0В индивидуальных беседах со специалистами3На занятиях, в игровой форме1Другие (назовите)05. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?Да1Нет96. Какой кружок вы могли бы вести в группе?"Изонить"0"Лепка из соленого теста"0"Оригами"0"Вязание крючком"0"Юный техник"0"Умелые ручки"0"Юный спортсмен"0Другие (назовите)0Таблица 2

Ответы родителей на вопросы анкеты в конце года

Вопросы и варианты ответовЧисло ответов1. Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?Взаимоотношения между детьми0Взаимоотношения между детьми и родителями0Организация здорового образа жизни ребенка3Приобщение к культурным ценностям3Другие (назовите)42. Читаете ли Вы педагогическую литературу?Читаю регулярно4Читаю иногда6Не читаю03. Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?Читаю регулярно6Читаю иногда4Не читаю04. В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?На родительских собраниях2На родительских конференциях3В индивидуальных беседах со специалистами1На занятиях, в игровой форме4Другие (назовите)05. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?Да8Нет26. Какой кружок вы могли бы вести в группе?"Изонить"0"Лепка из соленого теста"1"Оригами"1"Вязание крючком"1"Юный техник"1"Умелые ручки"1"Юный спортсмен"1Другие (назовите)0

«Мастерская общения с родителями»

Тема: «Давайте познакомимся».

Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива, избрать родительский комитет группы.

Участники мастерской: воспитатель, родители.

Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.

Ход проведения.

. Вводное слово воспитателя. Педагог поздравляет родителей  воспитанников с началом учебного  года и произносит следующие  слова: «Сегодня мы все вместе  «проживем» мастерскую общения  «Давайте познакомимся!». Вам предлагается работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения нескольких заданий. Я буду отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начинаем!»

. Индукция. (все сидят обычно): обведите и вырежьте из листа  любого цвета свою ладонь, напишите  в центре вырезанной ладони  любым шрифтом с помощью фломастеров  свое имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего  дня обращались и вы при  этой форме чувствовали себя  комфортно (получается «визитка»каждого участника мастерской).

. Социоконструкция:

Объединить в группы по цвету своих «визиток» (столы переставляются в соответствии с созданными группами);

Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших товарищей; Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллективную «визитку» - выступление в любом жанре (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок).

. Социализация: выступление  групп с представлением своих  коллективных «взиток».

. Избирается родительский  комитет класса.

. Рефлексия: «передавайте  изготовленную «ладошку»с рассказом о своих впечатлениях и чувствах, возникших на мастерской, как вы себя чувствовали в начале, в процессе и на завершающем этапе работы в мастерской, постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Высказывайте свои пожелания воспитателю и избранному родительскому комитету класса»

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ»

Участники собрания: папы воспитанников

Тема собрания: «Кто стоит на капитанском мостике семейного корабля»

Цель собрания: Осмысление роли отца в воспитании ребенка, мотивация пап на совместную деятельность для создания «Первой книги».

Форма: круглый стол.

Оформление: Рисунки детей на тему «Я и моя семья», плакат с фотографиями семей «Неразлучные друзья - родители и дети», образцы «Первых детских книг».

Ход собрания.

. Подготовительный этап.

Воспитатель: Начать нашу встречу хочу с девиза: «Неразлучные друзья - родители и дети». Обращаю ваше внимание на плакат: «Дерево жизни». Вы видите фотографии семей нашей группы, на многих из них нет пап. Я благодарна тем, кто пришел на наш диспут.

Сообщение темы и цели собрания.

Анализ рисуночного теста «Я и моя семья».

 

Плакат: «Дерево жизни»

. Практическая часть.

Воспитатель: Предлагаю принять участие в работе круглого стола и обсудить ситуации. Практика показала, что отстраненное отношение папы к воспитанию собственного ребенка чревато негативными последствиями.

Ситуация 1. Подумайте и назовите, каким будет сын, если папа не занимается воспитанием? (работа в группах и обсуждение)

Комментарии воспитателя: Детство пройдет быстро и вы, папы, уже сейчас должны задуматься, насколько успешен будет ваш ребенок в жизни, когда у него будет своя семья.

Сыновья лишаются шанса быть мужественными. В сознании ребенка не закладывается мысль: мужчина - это тот, кто должен оберегать женщину, кто несет ответственность за благополучие семьи.

Дети, как губка: все впитывают, все понимают. Это мы считаем их маленькими, поэтому там, где папа отстранен от воспитания в семье, ребенок лишен возможности видеть, как общаются взрослые мужчина и женщина, обсуждая семейные проблемы.

Ситуация 2. Обсудите, что делать с непослушанием ребенка, с плохим поведением на переменах, на уроках вредничает, на ребят выражается бранными словами в школе во дворе (идет работа в группах, а потом обсуждение).

Комментарии воспитателя: Родители обычно во всем винят школу, детский сад, но ребенок только что пришел в детский коллектив, но и без семьи детсад с этими проблемами не справится.

Во-первых, причину плохого поведения надо стараться найти в семье. Папа на просьбу воспитателя заняться воспитанием ребенка отвечает: «Мне с сыном некогда в «бирюльки играть», у меня ответственная работа, а вот придет время, потребуется мужское влияние - тогда и займусь».

Проблемный вопрос: «Когда надо начинать «мужское воспитание сына» (каждый самостоятельно находит ответ).

Папа не заметил, что срок уже давно прошел. Видимо, определенную роль играет распространенное мнение, что возиться с детишками - дело не мужское, что женщине самой природой предназначено это занятие. Однако лучшими педагогами всегда были мужчины: Я.А.Коменский, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, Я. Корчак.

. Творческое задание.

Воспитатель: Так как общее дело сплачивает детей, родителей, то предлагаю работу над «Первой книгой» . Возможно, «Первую книгу» дети будут ценить и помнить всю жизнь, а яркие образы, мудрые мысли и главные выводы из этой Книги они смогут передать следующему поколению.

Воспитатель: Обращаю ваше внимание на «Дерево жизни». Папы, перед вами те законы воспитания, которые надо выполнять для того, чтобы ребенок состоялся, как личность, как человек.

Задание. Оформить обложку и 1 страницу Книги по образцу.

. Заключительный этап.

Воспитатель зажигает свечу «Откровения» и просит продолжить фразу: «Хороший отец - тот, кто…..» (высказывания пап).

Воспитатель: Я буду рада, если пробудила у вас мысль, что главная миссия отца и мужа - нести нелегкую заботу о каждом члене своей семьи, а значит защищать, утешать, радовать, любить. Для полного благополучия в семье на капитанском мостике должен стоять мужчина- муж и отец.

Дополнительный материал

Пословицы и поговорки:

Быть хорошим отцом - подлинный талант,

Что делает отец, то старается делать и сын,

Один добрый пример лучше ста слов,

Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются,

Дитятко что тесто - как замесили, так и вырастет,

Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького,

Самое большое, что может сделать отец для своих детей - это любить их мать.

Информация о работе Теоретические основы форм работы в ДОО