Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 10:51, контрольная работа
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Но, не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны, прежде всего, сами знать историю их появления, их воспитательное значение.
Введение
Значение народных игр.
Испокон в народных подвижных
играх ярко отражался образ
жизни людей, их быт, труд, национальные
устои, представления о чести, смелости,
мужестве, желание обладать силой,
ловкостью, выносливостью, быстротой
и красотой движений; проявлять
смекалку, выдержку, волю и стремление
к победе.
На огромное воспитательное
значение народных подвижных
игр указывали все, кто, так или
иначе, сталкивался с ними в
своей научной и
Детские
подвижные игры, взятые из сокровищницы
народных игр, отвечают национальным
особенностям, выполняют задачу
национального воспитания. Они выступают
не только как фактор
Подвижные игры являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
Основной формой
работы по физической культуре
с дошкольниками должна быть
игра. На первом месте выступают
так называемые народные
Народные игры имеют многовековую
историю, они сохранились и дошли до наших
дней из глубокой старины, передавались
из поколения в поколение, вбирая в себя
лучшие национальные традиции.
Народные игры
образны, поэтому они увлекают
преимущественно детей
Но, не зная истоков игры, не учитывая их
национальные особенности, колорит, нельзя
говорить, что воспитательное значение
народных игр раскрыто полностью. Чтобы
педагоги могли заинтересовать детей
русской народной подвижной игрой, они
должны, прежде всего, сами знать историю
их появления, их воспитательное значение.
1.1 Теоретические основы использования народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников
Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Игра мощнейшая сфера «шалости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилетации, самоосуществление. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвернуть в окружающем мире.
В педагогической истории
России подвижным играм
Основатель российской системы
физического воспитания П.Ф.
П.Ф. Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умением ребенка управлять самим собой и вызывать возвышающее чувство удовлетворения: движения используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях. П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые условия, упражнения, действия, т. е. Вводятся варианты игр. Игра осуществляется путем самоуправления. Распределение ролей предоставляется играющим при соблюдении правил игры.
П.Ф. Лесгафт рассматривал подвижную игру как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развитие у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой.
По утверждению П.Ф. Лесгофта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.
Идеи П.Ф. Лесгофта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным)
В.В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Предъявляя серьезные требования воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу.
Е.А. Аркин отводил значительную роль педагогу. Его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.
В создание теории игры
значительный вклад внесли
На основе анализа научно
– методической литературы
1. Истоками подвижной игры
2. Игры создавались с целью
подготовки подрастающего
3. Игры возникали с целью
4. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.
1.2 Народные игры в структуре
современных программ
Какое место сегодня отводится народным подвижным играм в детских садах и в семьях, где растут дошкольники?
По оценкам родителей,
хорошим детским садиком
Во многих дошкольных
учреждениях игровая
Между тем, народные подвижные игры с правилами – своеобразный, культурно оформленный «социальный тренажер», играющий важную роль в воспитании и развитии человека как члена общества и, в частности, в формировании тех ценных качеств, от которых напрямую зависят и будущие школьные успехи.
Думается, что мы
имеем дело с одним из
Один из ведущих
отечественных богословов, психолог
и педагог, протоиерей Василий
Васильевич Зеньковский писал
о том, что детство – это
ступень, подготавливающая человека
к самостоятельному творчеству
в жизни; источник же творчества
не связан с интеллектом или
с нашими знаниями. Он подчеркивал,
что творческие недра души
связаны с эмоциональной
Игра – источник усвоения важных социальных смыслов и ценностей
В традиционной
детской субкультуре игра не
случайно занимала
Таким образом, игра
оказывается опосредованно
Природу и психологию
игры исследовали виднейшие
Таким образом, игра является своеобразной репетицией взрослой жизни.
Мироощущение же,
которым пронизана эта жизнь,
во многом было сформировано
православной верой. Отношение к
трудолюбию и праздности, к щедрости
и жадности, к богатству и бедности,
передаваемое текстами многих
подвижных народных игр –
Интересно, примечательно
и значимо также то, что в
содержании фольклорных игр
Игра – инструмент освоения социально приемлемого поведения
Видный современный психолог Л.Ф. Обухова так определяет игру: «Игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности».
Игра наставляет и учит ценностно-значимым качествам. Но еще, безусловно, она помогает и развитию различных человеческих способностей: сообразительности и наблюдательности, ловкости и выносливости, музыкальности и пластичности.
Особенное влияние игра оказывает на формирование таких значимых черт характера, как умение общаться в коллективе в соответствии с обстоятельствами, подчиняться правилам – что, безусловно, необходимо для жизни в человеческом сообществе. Игра – это обучение жизни по определенным правилам, и, как уже говорилось выше, не что иное, как репетиция взрослой жизни через усвоение и примеривания на себя образцов поведения, требуемых содержанием игры и черпаемых из реальных социальных взаимоотношений.
Еще один значительный опыт, который дается в народной подвижной игре – это возможность публичного переживания личных побед и поражений. Подобный опыт традиционно играл важнейшую роль в личностном становлении ребенка. Это публичное переживание побед и поражений в коллективе представляет прямую антитезу тому, что являет собой игра сейчас, игра, которая вся сосредоточена за компьютерным столом, где единственный свидетель твоих побед и поражений только компьютер. Перед компьютером не может быть ни стыдно, ни отрадно. Не требуется ни выдержка в переживании обид и неудачи, ни упорство в их преодолении, ни «чувство локтя».
Переживая же удачи и неудачи в игре — перед миром — человек учится определенной стойкости, выносливости, терпимости, не заносчивости. Заносчивость, кстати, в детской субкультуре всегда решительно подавлялась, и до сих пор подавляется в любом детском коллективе. Для этого существуют свои методы, и, в частности, дразнилки тоже почерпнутые из фольклорных «фондов» для сдерживания негативных проявлений товарищей. Верный способ влияния на задавак — отточенная словесная формула, с помощью которой дети в игре ставят гордеца на место.
Таким образом, мы обнаруживаем еще одну грань значения игры. Игра является не только репетицией взрослой жизни на основе нравственных устоев, но и замечательный способ регуляции отношений в детском коллективе, инструментов освоения социально-приемлемого.
Игра и возможность отождествления себя с героем
В педагогическом арсенале современной семьи и детского сада могут быть разные игры: и с предметами, и с конструктивным материалом, и настольно-печатные, и обучающие, и, безусловно, народные. И особенно нужны подвижные народные игры в детском коллективе. Внимательный взгляд родителей и педагогов должен найти и подарить современному ребенку те из игр, в воспитательных возможностях которых не приходится сомневаться. В них, как правило, ценностное содержание облечено в увлекательную, благоприятную для восприятия ребенка форму, благодаря чему ребенок усваивает не формальное знание о том, что хорошо и что плохо, а получает живое впечатление через отклик сердца на игровую встречу с разными персонажами, действующими в игре: ленивцами и котишками-плутишками, удалыми добрыми молодцами, красными девицами, пахарями, жнецами, ткачихами, боярами, кузнецами и т.д.