Теоретические основы обучения лексике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы является выявление эффективных методов и приемов обучения лексическим единицам в начальной школе.
Объект исследования – обучение немецкому языку.
Предмет исследования – процесс обучения лексике в начальных классах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы обучения лексике…………………..4
1.1 Лексика. Сущность содержания обучения лексике……………...4
1.2 Способы семантизации лексики…………………………………...9
1.3 Способы автоматизации лексики………………………………...14
Глава 2. Практические аспекты процесса обучения лексике………14
2.1 Основные этапы работы над лексикой………………………….19
2.2 Игровые методы обучения лексике. Лексические игры……….23
Заключение…………………………………………………………….29
Литература…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая роабота.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

При составлении схем следует руководствоваться тем, с какой целью они будут применены и на каком этапе работы.

При составлении схем в них включается наиболее употребляемые слова, удачно сочетающиеся с основным словом. В схеме должен соблюдаться принцип последовательности и систематичности в расположении ее звеньев.

Таким образом, изложенные выше приемы работы над лексикой используются для развития лексических навыков по теме и способствуют созданию у школьников автоматизированности и сознательности, устойчивости и изменчивости, фиксированности и стабильности, позволяют сохранить в памяти изученную лексику до конца обучения иностранному языку. Это очень важно в условиях острого дефицита времени, отводимого на изучение этого предмета. В то же время они позволяют вести целенаправленную работу по расширению словарного запаса учащихся за счёт потенциальной лексики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практические аспекты процесса обучения лексике.

2.1 Основные этапы работы над лексикой

Работа над лексикой осуществляется в три этапа:

I. Предъявление нового  материала

Есть несколько способов предъявления нового материала.

1. Рассказ с элементом беседы.

С новыми словами учитель составляет рассказ (образцы таких рассказов даются в книгах для учителя, но учитель может сам составить, адаптировать данный рассказ). Дойдя до нового слова, учитель выделяет его голосом, останавливается и помогает учащимся догадаться о значении слова (или переводит, или использует картинку). После этого идёт работа над формами (как слово читается, пишется и произносится). Учащиеся смотрят на слово, слушают учителя и повторяют слово за учителем.

Первичное закрепление слов с помощью вопросов:

а) имитативный (вопрос, в котором есть все слова для ответа).

z.B. Ist das ein Tisch?

b) альтернативный (из двух  выбрать один вариант).

z.B. Ist der Tisch groß oder klein?

c) вопрос, в котором новое  слово встречается в окружении  ранее пройденных слов.

z.B. Wo liegt der Schnee?

c) репродуктивный (на проверку  запоминания). В вопросе нет слов для ответа.

z.B. Was ist das? Wohin gehen Sie?

Учитель дальше повторяет предложение, на котором остановился, продолжает рассказ до следующего нового слова.

По окончании рассказа подводится итог работы, с какими новыми словами учащиеся познакомились, и что слова обозначают.

2. Предъявление новой лексики в беседе.

Для этого учитель заранее составляет основные вопросы к беседе. У беседы должны быть начало, вступительные слова, вопросы к ученикам. По ходу беседы предъявляются новые слова, закрепляются с помощью вопросов.

3. Предъявление новой лексики в отдельных ситуациях.

Если новые слова трудно соединить в один рассказ, то учитель составляет несколько небольших рассказов, включая в каждый по три четыре новых слова. В ходе рассказа раскрывают только значения новых слов, закрепление слов в упражнениях происходит после окончания рассказов.

4. Предъявление новой  лексики в отдельных предложениях.

Если запас слов у учащихся ещё невелик, учитель вводит новые слова в отдельных предложениях. Слово выделяется из предложения, идёт закрепление с помощью вопросов.

5. Предъявление новой  лексики отдельным списком слов.

Задача этого пути – учить учащихся работать со словарём. Учитель ставит задачу выучить новые слова по теме, научиться работать со словарём. Он рассказывает им об устройстве словаря, раскрывает основные обозначения и указывает на форму записи в словаре. Затем учащиеся прочитывают весь список слов за учителем, затем даётся время, чтобы ученики отыскали слова в словаре и перевели их.

6. Предъявление новой лексики в процессе чтения текста.

a) Учащиеся читают текст  «про себя» и, встретив незнакомое  слово, задают учителю вопросы.

b) Учитель читает текст, новые слова выделяет голосом, учащиеся задают ему вопросы.

c) Ученики читают текст, сами находят слова в словаре, записывают значения их и учитель проверяет работу.

7. Предъявление новой лексики в процессе прослушивания текста.

Учащиеся получают задание, прослушивают текст, и, встретив незнакомое слово, спрашивают его значение у учителя.

8. Предъявление новой лексики в процессе подготовки учащихся к высказыванию.

Учитель ставит задачу научиться рассказывать о чём-либо, при этом нужно запомнить значения некоторых новых слов. На доске написана тема, основные пункты плана высказывания и слова к каждому пункту плана.

Учитель работает над высказыванием отдельно по каждому пункту плана, он задаёт вопросы или высказывает основные мысли. Новые слова учитель спрашивает отдельно. Затем идёт работа в виде называния новых слов и рассказа учащихся по каждому пункту плана.

II. Второй этап работы  над лексикой – тренировка.

Тренировка учащихся в усвоении слов реализуется при помощи упражнений, упрочивающих семантику новых слов и словосочетаний, образованных на основе смысловой совместимости. Все лексические упражнения делятся в соответствии с этим на две категории, направленные на:

  1. запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой
  2. формирование сочетаний слов смыслового характера

Приведем набор упражнений первой категории:

– Назвать изображенные на картинке предметы.

– Выбрать из ряда слов несколько, соответствующих данной ситуации (теме).

(Например, выбрать из ряда слов, das Hemd, die Sonne, das Kleid, das Zimmer, das Bett – одно, относящиеся к теме «Die Kleidung».

– Исключить из ряда слов слово, не соответствующее данной теме (Например, исключить слова не относящиеся к теме «Die Kleidung»: das Hemd, die Bluse,  die Sonne, das Kleid, der Hut, der Mantel.

– Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу, например:

– Дополнить предложение (или заполнить пропуски в предложении) подходящими словами; слова даны под чертой или приводятся учащимися по памяти. ( Der Sommer ist die schönste…. (Zeit, Jahr, Tag,)).

– Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову.

– Придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним (Dieses Zimmer ist groß (klein)).

– Поставить вопрос к высказыванию, выяснив... (в вопросе предполагается употребление нового слова).

— Ответить на вопрос, употребив новое слово (Например, вопрос «Welche Zimmer gibt es hier?» учащиеся отвечают на вопрос с использование новых слов глядя на картинки.

К этим упражнениям примыкают разнообразные «игры в слова». Например, игры с элементами кроссворда типа: кто назовет больше слов на тему ... ; учитель дает дефиницию, учащиеся должны назвать слово; на доске чертятся клеточки, число которых соответствует количеству букв в слове, и заносится первая буква, затем дается дефиниция, например: Das ist ein Ding, das man beim schlechten Wetter braucht.

– Подберите из «разбросанных» слов сочетания ( schöner, Gras, Tag, grünes, Sommerferien, Tag, tolle)

– Распространите предложения за счет определений к выделенным существительным, дополнений к глаголам-сказуемым (из данных под чертой, по памяти).

– Постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и т. д.

III. Третий этап работы  над лексикой – применение.

Здесь от учащихся требуется использовать новые слова в высказываниях, в диалогической и монологической форме, понимать текст на аудировании, понимать новые слова при чтении текста. Следует заметить, что владение словом иностранного языка в значительной степени зависит от характера закрепления и от практики, а не от способа введения. И центральным звеном во всей работе по созданию лексических речевых навыков является второй и третий этапы, т.е. этапы создания прочных и гибких лексических речевых навыков.

Под лексическими речевыми навыками понимается связь:

  1. слухо-речемоторного образа слова и его значения;
  2. связь слова с другими словами иностранного языка в словосочетаниях, создаваемых в устной речи.

Содержание работы на этих этапах составляют условно-речевые подлинно речевые, лексически направленные ситуативные и контекстные упражнения.

Итак, мы подробно рассмотрели 3 этапа работы над лексикой. Это предъявление лескики, тренировка и закрепление. Особой внимание, на наш взгляд, всегда стоит уделять этапу тренировки, так  как на данном этапе происходит употребление новой лексики в речи, а это очень важно.

 

2.2 Игровые методы обучения лексики.

Из всего выше сказанного, мы убедились, что обучение лексики – это сложный процесс, который можно облегчить и сделать немного интереснее.

Главным помощником в данном случае может стать игра.  
Игровая деятельность на уроке иностранного языка занимает особое место в активном обучении. Игра развивает умственную и волевую активность, концентрирует внимание, тренирует память, развивает речь. При применении игр создаются естественные ситуации для активизации слов и грамматических структур. При решении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной и эмоциональной : в игре необходимо быстро принять решение, проявить смекалку, находчивость, фантазию, сыграть роль. Во время игры дети находятся в постоянной «речевой готовности», внимательно слушают друг друга. Любая игра в учебном процессе-методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучению диалогической и расширенному монологическому высказыванию.  
Существует несколько групп игр, каждая из которых служит определенной цели, имеет собственную специфику. Многие группы игр могут использоваться на уроке иностранного языка.  
I группа – предметные игры, такие как манипуляции с игрушками и предметами. Могут использоваться на дописьменном этапе обучения.  
II группа – творческие игры, сюжетно-ролевые игры. Применяются на уроках иностранного языка. Данные игры делятся на ролевые и симуляции (воображаемые ситуации). Первые считают низшим, а вторые – высшим уровнем этого вида учебной деятельности. В ролевой игре о каждой роли дается четкая информация и определенная ролевая позиция, а в симуляции дается задача, которую необходимо решить, что напоминает опыт из собственной жизни. Ситуация может быть и не совсем реальной, однако передается не ролевое, а собственное отношение к проблеме. Этот вид игровой деятельности особенно эффективен на продвинутой стадии обучения иностранному языку, так как предполагает спонтанные высказывания в рамках воображаемой ситуации. Однако и на начальной ступени обучения эта группа игр эффективно применяется.  
III группа – интеллектуальные игры. Активизируют познавательную деятельность школьника, имеют проблемный характер решения задач.  
IV группа – технические, конструкторские игры.  
V группа – дидактические игры. В эту группу входят собственно лингвистические игры, в которые играют на уроках иностранного языка. Лингвистические игры по количеству участников подразделяются на индивидуальные, парные и групповые. При этом к индивидуальным относят кроссворды, анаграммы, а к парным и групповым – игры типа бинго, заполнение плана квартиры, диктант «в картинках» и другие игры.  
Место игры на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. [1].

Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 5-7 мин. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут. При изучении темы «Hallo!» можно провести игру «Знакомство». Дети встают в круг, здороваются, каждый называет своё имя со словами: Hallo, Ich heiße… Затем они отрабатывают вопрос: Wer ist das? и ответ на него. Для отработки фраз можно поиграть в игру «Муравейник». Учащиеся выходят к доске и передвигаясь по классу знакомятся как можно с большим количеством одноклассников, используя выученные фразы-клише.

В своей работе мы приводим следующие примеры лексических игр:

1. Цифры. Цель: повторение  количественных числительных. Ход  игры: образуются две команды. Справа  и слева на доске записывается  вразброску одинаковое количество  цифр. Преподаватель называет цифры  одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

2. Числительные. Цель: закрепление  количественных и порядковых  числительных. Ход игры: образуются  две команды. Преподаватель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков. 

3. Запретное числительное. Цель: закрепление количественных  и порядковых числительных. Ход  игры: преподаватель называет «запретное»  числительное. Обучаемые хором считают (сначала называются количественные, затем порядковые числительные). «Запретное» числительное называть нельзя. Тот, кто ошибается и произносит его, приносит своей команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков. 

4. Пять слов. Цель: закрепление  лексики по теме или по одному из пройденных уроков. Ход игры: пока обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель второй команды должен  назвать пять слов по данной теме. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.

5.  Цвета. Цель: закрепление лексики по пройденным темам. Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

6. Больше слов. Цель: активизация  лексики по изученным темам. Ход  игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.          Игру можно проводить и в письменной форме. Представители команд записывают слова на доске. В этом случае при подведении итогов учитывается не только количество слов, но и правильность их написания.

Информация о работе Теоретические основы обучения лексике