Теоретические основы приобщения дошкольников к художественной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенности приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть историю становления детской художественной литературы как дошкольной дисциплины.
3. Выявить основные методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы приобщения дошкольников к художественной литературе………………………………………………………
1.1. Становление детской художественной литературы как дошкольной дисциплины………………………………………………………………………5
1.2. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста и психофизиологические особенности их приобщения к художественной литературе………………………………………………………………………10
1.3. Методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе………………………………………………………………………17
Выводы по первой главе……………………………………………………..26
Заключение………………………………………

Файлы: 1 файл

приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Если ребенок забрался на колени, самое время «прокатить» его на лошадке («Еду – еду к бабе, к деду…», русская народная песенка).

Потешки отличаются богатством форм и размеров. Содержание одних не нуждается в пояснении, для правильного восприятия других требуется показ соответствующих предметов, действий, разъяснений. Ознакомление с последними требует предварительной работы. Так, перед чтением потешки «Ай, качи-качи…» вместе с детьми разглядывать и сравнивать калачи и баранки (натуральные), рассматривать картинку на которой изображена печь. Перед чтением потешки «Наши уточки с утра…» можно организовать подвижную игру «Не будите индюка».

После первого чтения повторить  потешку еще 3-4 раза. При этом возможны следующие варианты:

- использовать теже приемы и тот же наглядный материал, что и при первом чтении;

- читая потешку, не прибегать к наглядности;

- можно использовать новый  наглядный материал или видоизменять  прежний, варьировать игровые ситуации. Например, к детям «приходит»  еще один игрушечный кот с просьбой прочесть стихотворение «Пошел котик на торжок…» и про него.

Каждое программное поэтическое произведение читается детям в течение всего года.

Дети впервые пробуют читать стихи на праздниках.

2. Сказки в стихах. При каждом удобном случае просить детей воспроизвести действие персонажа. Дети, например, показывают, как в упомянутой сказке С. Маршака котенок «в углу за сундуком моет лапу языком»; как вприпрыжку бежит за покатившимся карандашом; пытается достать карандаш, закатившийся под шкаф.

3. Сказки. Маленьким детям рассказывать русские народные сказки в наиболее доступной для них обработке. Для полноценного восприятия текста очень важны рисунки и беседа с детьми по их содержанию. Рассматривая рисунок, на котором рядом с крохотным зайчишкой стоит огромный бык, обещавший выгнать из домика лису и позорно отступивший, дети понимают, что силен не тот, кто собой велик, а тот, кто храбр.

Первое знакомство со сказкой – это рассказывание ее всем желающим. Рассказывать сказку повторно в этот день не следует. Рассказать детям эту же сказку через 2 – 3 дня. Дети уже знают содержание сказки, охотно договаривают отдельные сова и фразы. Теперь можно показать им спектакль, используя фигурки настольного театра.

К концу года вместе с музыкальным руководителем и родителями можно поставить несложный спектакль.

4. Рассматривание иллюстрированных книг. С помощью картинок общаться с ребенком, рассказывать и показывать, просить малыша найти на картинке кого-то и восхитится его наблюдательностью.

 

 

2 младшая  группа (3 – 4 года).

Задачи: - вызывать интерес к иллюстрациям и желание рассматривать книгу вместе с воспитателем и самостоятельно; - знакомство с народными песенками и потешками; - знакомство с небольшими и понятными детям авторскими стихотворениями; - ежедневное чтение народных песенок, потешек, народных и авторских сказок, стихов, рассказов русских и зарубежных авторов.

Основные направления работы с детьми. Начиная учебный год, надо повторять с детьми то, с чем знакомили ранее. При каждом удобном случае читать малышам народные песенки и потешки, стихи; рассказывать народные сказки.

Формы организации усложняются:

1. Чтение по ролям. Несколько раз детям читается произведение, одобряется их попытка читать вместе с воспитателем. Как только дети запомнят текст, организуется чтение по ролям.

2. Подвижные  и хороводные игры. Народные песенки настраивают слушателей на определенные действия, призывают кому-то помочь, кого-то спасти, от кого-то убежать, кого-то поймать и т.п.

3. Чтение  стихов. - Стихотворения для детей, небольшие по объему и понятные им по содержанию, часто адресованы какому-то конкретному ребенку, о чем свидетельствует его имя в тексте. Заменив это имя на одного из присутствующих – и ребенок получает весьма необычный и приятный для него подарок.

- Если в песенке имя  не упоминается, но воспитатель  читает ее и при этом посматривает на кого-то из малышей и лукаво улыбается, ребенок бывает польщен таким вниманием. Другие дети, наблюдая за воспитателем и прислушиваясь к песенке, понимают, почему песенка адресована именно этому ребенку, и начинают подражать его действиям. На другой день опять собирается группа детей и читается им то же стихотворение.

- Если ребенок запомнил стихотворение воспитатель предлагает ему «подарить» стихотворение присутствующим сверстникам.

- Запоминая новые стихотворения, песенки, дети постепенно забывают старые. Поэтому время от времени в подходящих случаях воспитатель должен напоминать старые стихи.

4. Небылицы. Познакомив детей с небылицей, следует снова прочитать ее через 2-3 дня, потом через неделю и далее читать в течение года при каждом подходящем случае.

5. Народные  сказки. Сказки детям не рассказываются, а читаются, поскольку они достаточно велики по объему и содержат сложные для запоминания рифмованные строки и звукоподражания. Чтобы дети узнали и полюбили сказки, их надо читать неоднократно. Дети любят слушать одно и то-же, поэтому не стоит спешить со сменой репертуара. Нужно читать сказку 3-4 дня, затем сделать перерыв и повторить сказку через неделю или две, через месяц, через два месяца.

Средняя группа (4 – 5 лет)

Задачи: - Упражнять детей в пересказе литературных произведений (целиком, по частям, с использованием элементов драматизации); - Продолжать формировать интерес к книгам, их рассматриванию; - Знакомить с произведениями разных жанров; - Заучивать стихотворения и выразительно их читать; - Расширять и закреплять в реальной жизни нормы речевого этикета на основе усвоения детьми этических норм и правил.

Основные направления: ежедневно читать. В перечень программных литературных произведений включаются стихи, рассказы и авторские сказки, герои которых по своим человеческим проявлениям близки и понятны ребенку, учат его быть добрым, сильным, справедливым и великодушным.

1. Юмористические  произведения. Эти произведения лучше всякого нравоучения излечивают от лени, упрямства, капризов, эгоизма.

2. Продолжать  работу по ознакомлению детей  с новыми произведениями малых  форм фольклора: народными песенками, считалками, загадками, скороговорками. Эти произведения считаются воплощением человечности, юмора, выразительности языка; в них встречаются идеальные сочетания труднопроизносимых звуков, продуманные по звучанию сочетания слов. Важно, чтобы дети не просто знали, помнили считалки, но и самостоятельно пользовались ими в игре.

3. Знакомить  детей с народными и авторскими  небылицами.

4. Сказки (русские народные сказки, сказки народов мира, литературные сказки): - Детей знакомить с новыми сказками; - Рассказывать уже знакомые им произведения; - Устраивать драматизации небольших отрывков из сказок, поощряя попытки детей играть роли, а не просто проговаривать слова; - Сочинять концовки к сказкам, в частности к произведениям Дж. Родари. («Сказки, у которых три конца»); - Приветствуются попытки детей сочинять сказки, бережно относиться к  их творчеству, не отказывать в помощи.

5. Обращаеть  внимание детей на образную сторону художественного произведения. Возраст 4-5 лет – пора особого отношения к красоте, в частности к красоте языка. Важно объяснять детям, что об одном и том же можно рассказать по-разному.

6. Стихи. Дети в этом возрасте начинают слышать красоту поэтической речи. Детям этого возраста надо помогать учить стихи наизусть. Предлагая стихотворения для заучивания надо предоставлять ребенку право выбора. Чтобы стихотворения запомнились, ребенку надо неоднократно его услышать и проговорить. Проговаривать стихи, чтобы запомнить, – этот мотив для ребенка не убедителен, надо организовать игру. Предложить детям передать содержание стихотворения выразительными жестами. Многие поэтические произведения хорошо читать по ролям, особенно те, которые знакомят детей с правилами хорошего тона.

Старшая группа (5 – 6 лет).

Задачи: 1.Соверщенствовать эстетическое восприятие художественных произведений. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). 2. Помогать ребенку почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививая чуткость к поэтическому слову. 3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях произведений. 4. Воспитывать у ребенка потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания. Показать детям основные различия между сказкой, рассказом, стихотворением.

Основные направления работы с детьми: Ежедневно читать детям знакомые и новые произведения художественной литературы, заучивать стихотворения; создавать условия для рассматривания книг с иллюстрациями лучших художников.

Формы организации образовательной деятельности: - ежедневное чтение старшим дошкольникам сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг; - свободное общение с детьми на основе художественной литературы (проводится раз в неделю во вторую половину дня).

Здесь есть возможность предложить детям тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный спектакль, чтение произведений в лицах, совместное чтение с детьми достаточно большого по объему стихотворения или сказки в стихах, рассказывание стихов жестами.

Подготовительная группа (с 6 до 7 лет).

Задачи: 1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. 2. Совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений: формировать способность проявлять бескорыстную радость, душевное волнение при встрече с добрым и красивым миром; испытывать сострадание и сочувствие к героям книг, мысленно ощущая себя рядом с ними или отожествляя  себя с полюбившимся персонажем. 3. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогая ребенку почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививая чуткость к поэтическому слову. 4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях и спектаклях (эмоциональность исполнения и естественность поведения, умение интонацией, жестом и мимикой передавать свое отношение к содержанию произведения и ситуациям, в нем описанным). 5. Воспитывать у ребенка потребность рассматривать книгу и иллюстрации. Помогать детям видеть основные различия между сказкой, рассказом, стихотворением.

Основные направления работы с детьми: 1. Ежедневно читать детям художественную литературу и разговаривать о прочитанном.

2. Не забывать о необходимости повторного чтения произведений. Однажды услышанная сказка (рассказ), даже если она оставила след в душе ребенка, быстро затеряется в потоке иной, не менее интересной дошкольнику информации.

3. Проводить специальные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Цель таких занятий – обогащать и уточнять представления детей о книгах, их авторах, жанрах произведений, о выразительности, образности и красоте литературного языка; помогать ребенку ориентироваться в мире художественных произведений; выявлять симпатии и предпочтения детей.

4. Раз в неделю во вторую половину дня следует посвящать художественной литературе с целью удовлетворения потребности детей в свободном общении по поводу художественной литературы и реализации себя в играх, драматизациях и спектаклях по мотивам литературных произведений.

5. Регулярно предоставлять в распоряжение детей книги для рассматривания.

6. Интересоваться, какие мысли появились у ребенка в процессе самостоятельного ее рассматривания.

Формы организации: - ежедневно читать старшим дошкольникам сказки, рассказы, стихи, самостоятельное рассматривание детьми книг; - занятие с детьми. С их помощью решаются все задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литературой; - свободное общение с детьми на основе художественной литературы (проводится раз в неделю во вторую половину дня). Здесь есть возможность предложить детям тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный спектакль, чтение произведений в лицах, совместное чтение воспитателя с детьми достаточно большого по объему стихотворения или сказки в стихах, рассказывание стихов жестами.

Средства, методы и приемы работы с детьми: - выставки художественной литературы в книжном уголке; - пополнять запасы знаний дошкольников считалками, скороговорками, небылицами; - чтение сказок, рассказов, повестей; - чтение и заучивание стихов. Улавливать красоту, выразительность языка. Для заучивания наизусть, детям следует предлагать небольшие динамичные произведения, включающие диалоги, заучивание проводится 1 раз в месяц. Детям читается текст 1-3 раза; поясняется, как нужно прочесть те или иные строчки, упражнять детей в выразительном чтении этих строк. Многие стихи построены на диалогах, поэтому их легко читать по ролям или вместе с воспитателем, а многие стихи к тому же еще и пропеваются. Начать стихотворение, а дети договаривают отдельные слова и фразы. Каждый ребенок договаривает то, что помнит; - участие в драматизациях и спектаклях.

Информация о работе Теоретические основы приобщения дошкольников к художественной литературе