Теоретические основы приобщения дошкольников к художественной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенности приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть историю становления детской художественной литературы как дошкольной дисциплины.
3. Выявить основные методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы приобщения дошкольников к художественной литературе………………………………………………………
1.1. Становление детской художественной литературы как дошкольной дисциплины………………………………………………………………………5
1.2. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста и психофизиологические особенности их приобщения к художественной литературе………………………………………………………………………10
1.3. Методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе………………………………………………………………………17
Выводы по первой главе……………………………………………………..26
Заключение………………………………………

Файлы: 1 файл

приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

 

В данной курсовой работе мы увидели, что становление детской художественной литературы возникла с конца XV в., раньше она в состав взрослой литературы, а как отдельная дошкольная дисциплина начала выделятся к концу XIX века. Специфика этой литературы была обоснована в статье Л.Н. Толстого «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» [14,12].

    Детская художественная  литература, как образовательная  область еще совершенно молода, и раньше она входила в состав  взрослой литературы.

       Приобщение  детей к художественной литературе для каждого дошкольного возраста свои. Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения).

С помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. 

     Круг детского  чтения направлен на формирование  интереса к книге, на постепенное  пополнение их литературного  багажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Значение художественной литературы велико: она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература расширяет кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, литературный и художественный вкус, а также способствует появлению собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, развивает речь.

По словам известного литературоведа Ю.М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты — при правильном их подборе — могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.

Используя художественные произведения как готовый культурный материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаются безучастными исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются, огорчаются, предвосхищают возможные коллизии — сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.

Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм — продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой — она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.

Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Арзамасцева И.Н, Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975.
  3. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. – М, 1955. – Т. I, IV. – Т.1., Т.2.
  4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. / под ред. А. Петровского. – М.: Педагогика, 1979.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
  6. Бурмистрова Л.В., Лазаренко О.И., Ястребова А.В. Гуманитарное образование, духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами русского языка и отечественной культуры. – М.: Московская инновационная сеть «Пушкинское слово», 2006.
  7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.
  8. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие / В.И. Волынкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. – М. – Л., 1956.
  10. Выготский Л.С. Мышление и речь: Соб. соч. в 6-ти т. – Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.
  11. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  12. Григорьев А.П. Литературная критика. – М.: Худ. лит., 1967.
  13. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
  14. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
  15. Гурович Л. М. О теоретических основах методики ознакомления дошкольников с художественной литературой // Герценовские чтения. Дошкольное воспитание: Научные доклады. – Л., 1976.
  16. Дашкевич Т., Михаленко Е. Голос Ангела. – Мн.: Свято-Елисеевский монастырь, 2005.
  17. Для самых маленьких: хрестоматия / сост. В. Лунин. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  18. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.
  19. Зябкина В.В., Микляева Н.В. и др. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой: метод. пособие / под ред. Н.В. Микляевой. – М.:УЦ «Перспектива», 2010.
  20. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост. Г.А. Дубровская. – 3-е изд. – М.: Дет. лит., 1989.
  21. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  22. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979.
  23. Коконова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология дошкольников». – М.: Просвещение, 1989.
  24. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.
  25. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 8.
  26. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. / Люблинская А.А. – М.:, 1965.
  27. Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии: метод. пособие для учителей и воспитателей младших школьников. – Мн.: ООО «Асар», 2002.
  28. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1984.
  29. Мухина B.C. Детская психология: Учеб. для пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985.
  30. Первое словечко: хрестоматия для детей / сост. Кл. Лукашевич. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.
  31. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  32. Проблемы Дошкольного образования XXI века // Материалы научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Е.А. Флериной. – М., 2000. 
  33. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей и родителей. – М.: АРКТИ, 2004.
  34. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. – М.: Педагогика, 1978.
  35. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. Изд. 5-е. – М.: Политиздат, 1985.
  36. Толстой Л.Н. Об искусстве и литературе. (Подгот. текстов, вступит. статья и примеч. К.Н. Ломунова). – М.: Сов. Писатель, 1958. – Т. 2.
  37. Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. – 2005. – №9.
  38. Ушинский К.Д. Родное слово. – М., 1948. – Т. 2.
  39. Харченко. Дм. Как хомячок Кроша Зернышкин научился быть добрым: Рассказ для детей о совести. – Мн.: Свято-Елисеевский монастырь, 2004.
  40. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1990.
  41. Читаем детям: книга для чтения в национальных детских садах РСФСР: пособие для воспитателя / авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин; под ред. З.Г. Сахиповой. – Л.: Просвещение. Ленингр. Отд-ние, 1987.
  42. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детских садов. – М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2003.

 

 

 

 

 

 

 

1 Белинский В.Г. Избранные педагогические произведения. Изд-во АПН РСФСР, 1948.

1 о воспитании и наставлении детей», 1783.


Информация о работе Теоретические основы приобщения дошкольников к художественной литературе