Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 21:14, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенности приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть историю становления детской художественной литературы как дошкольной дисциплины.
3. Выявить основные методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы приобщения дошкольников к художественной литературе………………………………………………………
1.1. Становление детской художественной литературы как дошкольной дисциплины………………………………………………………………………5
1.2. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста и психофизиологические особенности их приобщения к художественной литературе………………………………………………………………………10
1.3. Методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе………………………………………………………………………17
Выводы по первой главе……………………………………………………..26
Заключение………………………………………
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
В данной курсовой работе мы увидели, что становление детской художественной литературы возникла с конца XV в., раньше она в состав взрослой литературы, а как отдельная дошкольная дисциплина начала выделятся к концу XIX века. Специфика этой литературы была обоснована в статье Л.Н. Толстого «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» [14,12].
Детская художественная литература, как образовательная область еще совершенно молода, и раньше она входила в состав взрослой литературы.
Приобщение детей к художественной литературе для каждого дошкольного возраста свои. Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения).
С помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное.
Круг детского
чтения направлен на
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Значение художественной литературы велико: она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература расширяет кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, литературный и художественный вкус, а также способствует появлению собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, развивает речь.
По словам известного литературоведа
Ю.М. Лотмана, художественные тексты
обладают свойствами «сгущенной информативности»,
т.е. содержат столько сведений о мире,
сколько не может дать ограниченный временем
и пространством реальный опыт. И действительно,
художественные тексты — при правильном
их подборе — могут охватить если не все,
то большую часть образовательных, воспитательных
умений, которые необходимо освоить детям.
Именно поэтому чтение художественной
литературы может быть использовано как
одно из средств, создающих смысловой
фон и стимул для развертывания других
форм совместной деятельности взрослого
с детьми (продуктивной, познавательно-
Используя художественные произведения как готовый культурный материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаются безучастными исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются, огорчаются, предвосхищают возможные коллизии — сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.
Иначе говоря, чтение художественной
литературы выступает как одна из форм
совместной партнерской деятельности
взрослого с детьми. В отличие от других
форм — продуктивной, познавательно-
Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.
ЛИТЕРАТУРА
1 Белинский В.Г. Избранные педагогические произведения. Изд-во АПН РСФСР, 1948.
1 о воспитании и наставлении детей», 1783.
Информация о работе Теоретические основы приобщения дошкольников к художественной литературе