Теоретические основы проблемы использования пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить, теоретически обосновать роль пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста.
Задачи:
Раскрыть понятие и значение словаря детей дошкольного возраста
Изучить основные особенности развития словаря детей дошкольного возраста
Раскрыть понятие пословиц и поговорок, их виды, структуру.
Исследовать использование пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы проблемы использования пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие и значение развития словаря детей 5
1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста 11
1.3. Понятие пословиц и поговорок, их виды, структура 13
1.4. Использование пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста 17
Заключение ………………………………………………………………………29
список литературы………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Место пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Пословица – меткое выражения, созданные народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью (моральная инварианта).

Поговорки – это мост,  переход от фразеологизмов к пословицам Поговорками  называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и  имеющие, как правило, только буквальный план. Пословицы бытуют в виде  устойчивых, завершенных фраз, а поговорки допускают варьирование своего  состава и не всегда выражают законченное суждение.

Между пословицами и поговорками размещается обширный тип пословично-поговорочных выражений, которые сочетают в себе признаки пословиц и поговорок. Эти выражения характеризуются тем, что часть слов в их составе сближается или совпадает со словами свободного употребления, а другая часть (нередко реальные или потенциальные фразеологизмы) имеет фигуральное, переносное значение. Например, в выражении Пьяному море по колено первое слово имеет буквальное значение, а сочетание море по колено имеет фигуральный смысл. Ср.: Всякому овощу свое время; На сердитых воду возят; Правда в огне не горит и в воде не тонет и др.24

Пословицы и поговорки отличаются разной степенью смысловой мотивированности. С этой точки зрения можно выделить три наиболее четко очерченных типа пословиц и поговорок25.

К первому типу относятся пословицы, которые в настоящее время уже не употребляются в буквальном, прямом смысле. Соответствующие пословицы сближаются с фразеологизмами. Сюда можно отнести пословицы типа: Бабушка надвое сказала; Быть бычку на веревочке; Взялся за гуж, не говори, что не дюж; Ворон ворону глаз не выклюет; Перемелется, мука будет; Горбатого могила исправит; Игра не стоит свеч; Своя рубашка ближе к телу; Сухая ложка рот дерет и т. п.

Ко второму типу относятся пословицы, которые отличаются двойным планом – буквальным и иносказательным: Аппетит приходит во время еды; Лежачего не бьют; Любишь кататься, люби и саночки возить; Что посеешь, то и пожнешь и т. п. В речевой практике пословицы этого типа, как правило, реализуются в переносном смысле. Впрочем, возможны случаи, когда одна и та же пословица встречается в одних контекстах в прямом смысле, а в других – в переносном.

Третий тип составляют такие выражения, которые употребляются только в буквальном смысле. Сюда относятся собственно поговорки, например: Бедность не порок; Век живи, век учись; Лучше поздно, чем никогда; Молчание – знак согласия; Старый друг лучше новых двух и т. д.

М.А. Рыбникова предлагает классификацию пословиц и поговорок, построенную на смысловом принципе26:

1) окольное выражение, говорящее  о человеке, характеристика внутренних  и внешних качеств человека;

2) состояние человека: физическое, материальное, психическое;

3) определение и оценка действия;

4) обстоятельства: причина, место, время  действия;

5) явления, предметы, их определение и оценка. Количество и качество.

Так же пословицы и поговорки могут классифицироваться по тематике: о семье, о работе, о хлебе, о дружбе и т.д.27

При разграничении пословиц и поговорок необходимо учитывать, во-первых, их общие обязательные признаки, отличающие пословицы и поговорки от других произведений народного творчества, во-вторых, признаки общие, но не обязательные, сближающие и разделяющие их одновременно, и, в-третьих, признаки, дифференцирующие их. К общим обязательным признакам пословиц и поговорок относятся28:

а) краткость (лаконичность);

б) устойчивость (способность к воспроизведению);

в) связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи);

г) принадлежность к искусству слова;

д) широкая употребляемость.

В строении пословиц и поговорок можно выделить некоторые особенности29.

Семантическая структура. По смыслу, т. е. по ситуациям можно выделить 4 типа ситуаций:

  1. Отношение между вещами. 
  2. Отношение между вещами и их признаками.
  3. Отношение (соответствие) между признаками в зависимости от отношения между вещами.
  4. Отношение (переференция) между вещами в зависимости от наличия у них определённых признаков. 

Фонетические особенности. Будучи одним из самых богатых жанров фольклора, пословицы и поговорки существуют главным образом в устной форме. Поэтому их фонетическое устройство играет весьма важную роль в оформлении. Главными фонетическими особенностями являются гармоничная рифма и симметричный ритм. Эти особенности особенно важны и очевидны в жизни пословиц и поговорок, чтобы их легче было запомнить, выучить и передать устами из поколения в поколение.

Синтексическая структура. В русских пословицах и поговорках,  выраженных обобщённо-личными предложениями употребляется форма 2-го лица единственного числа глагола настоящего и будущего времени - типичная форма выражения обобщённости для выражения общего суждения, наставления или поучения, что является и содержанием и целью пословиц и поговорок. Это удобная форма выражения общих положений, советов или описания действий, которые относятся ко всем людям, обращаются ко всем им. (Чему посмеёшься, тому поработаешь; Береги платье снову, а честь смолоду; Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь; По одёжке (платью) встречают, по уму провожают; Поживёшь дальше, увидишь больше).

Стилистическая окраска. В пословицах и поговорках  широко используются тропы как эффективные языковые средства для усиления образности и выразительности изречений: метафора, олицетворение, при помощи которых прямое предметное значение переходит в переносное.

Таким образом, пословицы и поговорки, созданные народом, являются богатством русского языка. Знакомство с ними развивает мышление ребенка, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению языки и более глубокому изучению литературы, обогащает народной мудростью. Пословица - это образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл, обычно характеризующееся особым ритмо-интонационным и фонетическим оформлением. Поговорка - это образное, иносказательное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление, лаконичное по форме, в отличие от пословицы не заключающее в себе прямого поучительного смысла, с чем часто связана синтаксическая незаконченность. В строении пословиц и поговорок есть некоторые характерные особенности: семантическая структура; фонетические особенности; синтаксическая структура; стилистическая окраска.

 

1.4. Использование пословиц  и поговорок в развитии словаря  детей дошкольного возраста

 

Дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок30. Некоторые дети могут лишь рассказывать о ком идет речь, например: «Это про Ваню» (Бедному Ванюшке везде камушки), «Про Емелю, он медленно едет» (Едет Емеля, да ждать его неделю),  то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой. У детей возникают ассоциации, при чем часто не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу.

Тем не менее, Г. Клименко отмечает, что при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы31.

Ребенка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребенку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки, уши вянут, водой не разольешь, держать себя в руках и т. п.32

Ритмическая и синтаксическая четкость пословиц и поговорок, их композиция, различные стилистические фигуры (антонимы, омонимы, синонимы, сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы) представляют богатый языковой материал для изучения на самых различных этапах обучения. Все это позволяет использовать пословицы и поговорки для реализации как воспитательной,  так и развивающей и обучающей целей образования.

Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок объясняли детям в связи с жизненными ситуациями. Распространенной ошибкой в практике является заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Слова, встречающиеся в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям. Полезный для речевого развития детей прием – использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения. Он позволяет закрепить значения слов и углубить понимание идеи данного произведения. Например, можно использовать следующие пословицы: «Что посеешь, то и пожнешь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»); «Век живи – век учись» (к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»); «Как аукнется, так и откликнется» (к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина33

Этапы работы по ознакомлению детей с пословицами и поговорками.     

I этап - вводно-ориентировочный, предусматривает  ознакомление детей с различными малыми формами фольклора, осуществляется выделение пословиц и поговорок как отдельного жанра.      

II этап - операционно-познавательный.    

 На данном этапе знакомят детей с речевым  материалом в двух направлениях: первое - тематическое ознакомление («труд», «дом», «дружба», «слово», «речь») с пословицами, поговорками и второе - ознакомление с логической взаимосвязью пословичного выражения и действительности.     

III этап - деятельностный.     

Данный этап предполагает включение пословиц и поговорок  в различные виды деятельности дошкольников.

 

Исследователи отмечают, что важнейшим условием использования пословиц и поговорок является уместность, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства, скрытый смысл становится для ребенка ясен. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль. Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие34.

Работа над пословицами и поговорками начинается со средней группы детей дошкольного возраста. Г. Клименко рекомендует один раз в неделю во второй части занятия по родному языку планировать работу с пословицами, при чем формы и методы работы должны быть самыми различными. Например, игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра "Продолжи пословицу": воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает35. Постепенно задания должны усложняться. Детям раздаются картинки, а они называют подходящую пословицу. Затем предложить детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т.д. Предлагаются также задания на развития мышления и памяти. Взрослый проводит упражнение «Подбор пословиц» к изученным сказкам, или просит детей составить соответствующую ситуацию, которая подтвердила бы конкретные пословицы или поговорки. 

Таким образом, воспитатель, организуя работу по развитию словаря дошкольников с использованием пословиц и поговорок, способствует тому, что дети используют эти малые формы фольклора в своей речи, учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Для того, чтобы пословицы и поговорки способствовали развитию словаря детей, необходимо соблюдать ряд условий: материал должен быть понятен детям, то есть необходимо проводить разбор содержания; уместное использование пословиц и поговорок; применение пословиц и поговорок в различных видах деятельности и ситуациях; стимулировать детей использовать пословицы и поговорки -  сначала в учебных ситуациях, затем самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

В работе рассмотрены возможности пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста.

Развитие словаря дошкольников происходит количественно и качественно. Количественное развитие – это накопление слов в пассивном и активном словарях. Качественное развитие имеет следующие особенности: формирование обобщения, то есть, переход от обозначения словом конкретного предмета к обозначению словом всех соответствующих предметов и явлений. Содержание словаря дошкольников развивается в соответствии с развитием познавательных процессов, а так же с индивидуальным опытом ребенка. Так, дети усваивают  бытовой словарь; природоведческий словарь; обществоведческий словарь (слова, обозначающие явления общественной жизни); эмоционально-оценочную лексику (слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства, качественную оценку предметов и т.д.); лексику, обозначающую время, пространство, количество. Развитие словаря дошкольников возможно только при целенаправленном систематическом руководстве взрослого.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами, поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания.

Информация о работе Теоретические основы проблемы использования пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста