Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 21:08, курсовая работа
Цель: Изучить, теоретически обосновать роль пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста.
Задачи:
Раскрыть понятие и значение словаря детей дошкольного возраста
Изучить основные особенности развития словаря детей дошкольного возраста
Раскрыть понятие пословиц и поговорок, их виды, структуру.
Исследовать использование пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста.
Ведение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы проблемы использования пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие и значение развития словаря детей 5
1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста 11
1.3. Понятие пословиц и поговорок, их виды, структура 13
1.4. Использование пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста 17
Заключение ………………………………………………………………………29
список литературы………………………………………………………………33
Эффективным средством развития словаря
дошкольников является устное народное
творчество, а именно – малые формы фольклора
– наиболее доступные и интересные детям.
Богатством русского языка, созданного
народом, являются пословицы и поговорки. Знакомство с ними развивает
мышление ребенка, прививает любовь к
родному языку, повышает культуру речи,
способствует лучшему усвоению языки
и более глубокому изучению литературы,
обогащает народной мудростью. Пословица - это образное законченное изречение,
имеющее назидательный смысл, обычно характеризующееся
особым ритмо-интонационным и фонетическим
оформлением. Поговорка - это образное, иносказательное
выражение, метко определяющее какое-либо
жизненное явление, лаконичное по форме,
в отличие от пословицы не заключающее
в себе прямого поучительного смысла,
с чем часто связана синтаксическая незаконченность. В строении пословиц и поговоро
Для того, чтобы пословицы и поговорки способствовали развитию словаря детей, необходимо соблюдать ряд условий: материал должен быть понятен детям, то есть необходимо проводить разбор содержания; уместное использование пословиц и поговорок; применение пословиц и поговорок в различных видах деятельности и ситуациях; стимулировать детей использовать пословицы и поговорки - сначала в учебных ситуациях, затем самостоятельно.
Итак, в работе достигнута цель. Изучена и теоретически обоснована роль пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста. Показано, что при соблюдении методических требований пословицы и поговорки способствуют накоплению лексического запаса детьми дошкольного возраста, самостоятельному использованию как пословиц и поговорок, так и отдельных слов в самостоятельной речевой деятельности.
1 Круглова А.В., Ушакова О.С. Развитие речевой культуры в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука – 2009 - № 6 _ С. 20-23
2 Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. –78с.; Шинкарь Г. , Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное воспитание. -1990. -№10. -С. 8-15.
4 Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.
5 Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.
6 Чуковский К. И. От двух до пяти. –М. : Педагогика, 1990. –384с.
7 Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
8 Выготский Л.С. Мышление и речь./ Собр. соч.; т.2. – М., 1982.
10 Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1973
11 Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под редакцией А.В.Запорожца и В.В.Давыдова – М.: Просвещение, 1968
12 Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
13 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. –М., 1961. С-Пб. Издательский дом «Нева», 2004.
14 Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте - М, 1958.
15 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. –С-Пб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
16 Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.
17 Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М.: Просвещение, 1981
18 Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
19 Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.
20 Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.
23 Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.- М.: Гос.учеб-пед.изд.,1957.- 240с.
24 Русские пословицы и поговорки / сост. К.Г. Берсенева – М.: Центрполиграф, 2010 – 250 с.
25 Русские пословицы и поговорки / сост. К.Г. Берсенева – М.: Центрполиграф, 2010 – 250 с.
26 Рыбникова М.А. Русская поговорка / Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. Под ред. Ю. Г. Круглова. – М.: Высшая школа, 2003. – С.159-166.
27 Липин Я., Шерстянкина Т.В. Тематические группы русских пословиц и поговорок // Сборник Восточного Центра – 2007 - С. 67-72
28 Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000. - 472с.
29 Зуева Т. В., Кирдан Б.П.Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений, второе издание. - М., Флинта, Наука, 2000.
30 Загрутдинова М. , Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. -1991. -№9. -С. 16-22.
31 Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. -1983. -№5. -С. 34-35
32 Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.
33 Фесюкова Л. Словарная работа в подготовительной группе// Дошкольное воспитание. – 1972. – № 12
34 Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.
35 Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.