Теоретические основы проблемы использования пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить, теоретически обосновать роль пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста.
Задачи:
Раскрыть понятие и значение словаря детей дошкольного возраста
Изучить основные особенности развития словаря детей дошкольного возраста
Раскрыть понятие пословиц и поговорок, их виды, структуру.
Исследовать использование пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы проблемы использования пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие и значение развития словаря детей 5
1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста 11
1.3. Понятие пословиц и поговорок, их виды, структура 13
1.4. Использование пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста 17
Заключение ………………………………………………………………………29
список литературы………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Место пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Эффективным средством развития словаря дошкольников является устное народное творчество, а именно – малые формы фольклора – наиболее доступные и интересные детям. Богатством русского языка, созданного народом, являются пословицы и поговорки.  Знакомство с ними развивает мышление ребенка, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению языки и более глубокому изучению литературы, обогащает народной мудростью. Пословица - это образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл, обычно характеризующееся особым ритмо-интонационным и фонетическим оформлением. Поговорка - это образное, иносказательное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление, лаконичное по форме, в отличие от пословицы не заключающее в себе прямого поучительного смысла, с чем часто связана синтаксическая незаконченность. В строении пословиц и поговорок есть некоторые характерные особенности: семантическая структура; фонетические особенности; синтаксическая структура; стилистическая окраска.

Для того, чтобы пословицы и поговорки способствовали развитию словаря детей, необходимо соблюдать ряд условий: материал должен быть понятен детям, то есть необходимо проводить разбор содержания; уместное использование пословиц и поговорок; применение пословиц и поговорок в различных видах деятельности и ситуациях; стимулировать детей использовать пословицы и поговорки -  сначала в учебных ситуациях, затем самостоятельно.

Итак, в работе достигнута цель. Изучена и  теоретически обоснована роль пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста. Показано, что при соблюдении методических требований пословицы и поговорки способствуют накоплению лексического запаса детьми дошкольного возраста, самостоятельному использованию как пословиц и поговорок, так и отдельных слов в самостоятельной речевой деятельности.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы

 

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский  фольклор.- М.: Гос.учеб-пед.изд.,1957.- 240с.
  3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000. - 472с.
  4. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под редакцией А.В.Запорожца и В.В.Давыдова – М.: Просвещение, 1968
  1. Борисоглебская Э.И., Гурченкова В.П., Курбыко А.Е. и др. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы - 4-е изд., перераб. и доп. -Мн.: Выш. шк., 1998. - 445 с.

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.
  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь./ Собр. соч.; т.2. – Москва, 1982.- 504 с.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. –М., 1961. С-Пб. Издательский дом «Нева», 2004.- 472 с.
  3. Загрутдинова М. , Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. -1991. -№9. -С. 16-22.
  4. Зуева Т. В., Кирдан Б.П.Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений, второе издание. - М., Флинта, Наука, 2000.-
  5. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное  воспитание. -1983. -№5. -С. 34-35
  6. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1973. - 160 с.
  7. Круглова А.В., Ушакова О.С. Развитие речевой культуры в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука – 2009 - № 6 -  С. 20-23
  8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. –С-Пб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.
  9. Липин Я., Шерстянкина Т.В. Тематические группы русских пословиц и поговорок // Сборник Восточного Центра – 2007 -  С. 67-72
  1. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000 -  С. 17-27

  1. Русские пословицы и поговорки / сост. К.Г. Берсенева – М.: Центрполиграф, 2010 – 250 с.
  2. Рыбникова М.А. Русская поговорка / Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. Под ред. Ю. Г. Круглова. – М.: Высшая школа, 2003. – С.159-166
  3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М.: Просвещение, 1981.- 216 с.
  4. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. –78с.
  1. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

  1. Фесюкова Л. Словарная работа в подготовительной группе// Дошкольное воспитание. – 1972. – № 12
  2. Чуковский К. И. От двух до пяти. –М. : Педагогика, 1990. –384с. 
  3. Шинкарь Г. , Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное  воспитание. -1990. -№10. -С. 8-15.
  4. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте - Москва, 1958. – 116 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Круглова А.В., Ушакова О.С. Развитие речевой культуры в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука – 2009 - № 6 _ С. 20-23

2 Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. –78с.; Шинкарь Г. , Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное  воспитание. -1990. -№10. -С. 8-15.

3 Борисоглебская Э.И., Гурченкова В.П., Курбыко А.Е. и др. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы - 4-е изд., перераб. и доп. -Мн.: Выш. шк., 1998. - 445 с.

4 Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.

5 Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.

 

6 Чуковский К. И. От двух до пяти. –М. : Педагогика, 1990. –384с. 

7 Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

 

8 Выготский Л.С. Мышление и речь./ Собр. соч.; т.2. – М., 1982.

9 Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000 -  С. 17-27

 

10 Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1973

11 Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под редакцией А.В.Запорожца и В.В.Давыдова – М.: Просвещение, 1968

12 Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

13 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. –М., 1961. С-Пб. Издательский дом «Нева», 2004.

14 Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте - М, 1958.

15 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. –С-Пб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.

16 Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.

 

17 Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М.: Просвещение, 1981

18 Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

19 Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.

20 Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.

 

21 Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

 

22 Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

23 Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский  фольклор.- М.: Гос.учеб-пед.изд.,1957.- 240с.

24 Русские пословицы и поговорки / сост. К.Г. Берсенева – М.: Центрполиграф, 2010 – 250 с.

25 Русские пословицы и поговорки / сост. К.Г. Берсенева – М.: Центрполиграф, 2010 – 250 с.

26 Рыбникова М.А. Русская поговорка / Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. Под ред. Ю. Г. Круглова. – М.: Высшая школа, 2003. – С.159-166.

27 Липин Я., Шерстянкина Т.В. Тематические группы русских пословиц и поговорок // Сборник Восточного Центра – 2007 -  С. 67-72

28 Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000. - 472с.

29 Зуева Т. В., Кирдан Б.П.Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений, второе издание. - М., Флинта, Наука, 2000.

30 Загрутдинова М. , Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. -1991. -№9. -С. 16-22.

31 Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное  воспитание. -1983. -№5. -С. 34-35

32 Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.

33 Фесюкова Л. Словарная работа в подготовительной группе// Дошкольное воспитание. – 1972. – № 12

34 Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.

35 Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы проблемы использования пословиц и поговорок в развитии словаря детей дошкольного возраста