Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:47, курсовая работа
Цель нашей исследовательской работы является обоснование развития связной речи младших школьников при работе над сочинением.
Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:
- изучить научную, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
- раскрыть сущность, содержание речевых умений;
Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава I. Психолого-педагогические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением……………………….……………….5
1.1 Возрастные особенности младшего школьника и их учет в работе по развитию связной речи …………………………………………..……..………...5
1.2 Сущность понятия «речевые умения»………………………...……………10
Глава II. Методические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением……………………………………………..………15
2.1 Особенности формированию связной речи младших школьников при работе над сочинением …………………………………………….……….…..15
2.2 Методики развития речевых умений младших школьников при работе над сочинением ……………………………………………………….…………17
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список литературы………………………………………………………………24
Теоретические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением
Содержание
Введение……………………………………………………….
Глава I. Психолого-педагогические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением……………………….……………….5
1.1 Возрастные особенности младшего школьника и их учет в работе по развитию связной речи …………………………………………..……..………...5
1.2 Сущность понятия «речевые умения»………………………...……………10
Глава II. Методические основы
развития связной речи младших школьников
при работе над сочинением……………………………………………..…
2.1 Особенности формированию связной речи младших школьников при работе над сочинением …………………………………………….……….…..15
2.2 Методики развития речевых умений младших школьников при работе над сочинением ……………………………………………………….…………17
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации - устной речью и письменной.
Проблема формирования связной речи школьников в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем развития связной речи младших школьников является такой, при котором навыки связной речи формируются первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их автоматизация.
Таким образом, проблема развития связной речи младших школьников является актуальной, это и определило выбор темы нашего исследования.
Цель нашей исследовательской работы является обоснование развития связной речи младших школьников при работе над сочинением.
Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:
- изучить научную, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
- раскрыть сущность, содержание речевых умений;
- определить условия формирования связной речи младшего школьника;
- разработать рекомендации,
направленные на
Объектом исследования является процесс формирования речевых умений младших школьников.
Предмет исследования - работа над сочинением как условие формирования речевых умений младшего школьника.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать успешному обучению русскому языку в начальной школе, а также разрешению многих проблем, связанных с обучением детей русскому языку. Практическая ценность состоит в том, что данные методические рекомендации и многие задания и упражнения могут быть применены учителями русского языка в начальной школе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Психолого-педагогические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением
1.1 Возрастные особенности младшего школьника и их учет в работе по развитию связной речи
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющие в совокупности своеобразные структуры личности ребёнка на данном этапе его развития. В младшем школьном возрасте существуют специфические особенности формирования различных действий, в частности действий контроля и самоконтроля.
Характеризуя учебную деятельность психологи (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.) подчеркивают, что ее целью является приобретение новых знаний; при этом учебную деятельность и процесс приобретения знаний нельзя отождествлять: знания могут быть получены в процессе практической деятельности. Только тогда, когда человек осознанно ставит перед собой цель – научиться тому, чего он раньше не знал или не умел, процесс получения знаний становится учебной деятельностью.
В.В. Давыдов подчеркивает: целью учебной деятельности должно быть усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта, и вне ее этот опыт не становится достоянием человека. Но система знаний может быть полноценно усвоена только при условии, что развитие мышления достигает определенного уровня обобщенности, приобретает теоретический характер. Решение учебных задач невозможно без сформированности познавательных процессов в целом, в том числе дифференцированного восприятия, позволяющего наблюдать объекты, явления и выделить в них те или иные свойства; без владения логическими операциями, способами целенаправленного запоминания материала и т.д.
Связная речь как необходимая составляющая умения учиться может быть сформирована средствами учебной деятельности.
Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического мышления (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), которое позволяет ученику решать задачи ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутреннее, существенные свойства и отношения. Возникают такие новые качественные образования, как анализ, внутренний план действий и рефлексия – центральное новообразование младшего школьного возраста.
Характеризуя особенности мышления младшего школьника, Л.С. Выготский отмечал, что ребенок «еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и поэтому не может в полной мере овладеть ими. Он еще мало способен к внутреннему наблюдению. Только под давлением спора и возражений ребенок начинает пытаться оправдать свою мысль в глазах других и начинает наблюдать собственное мышление, т.е. искать и различать с помощью интроспекции мотивы, которые его ведут, и направление, которому он следует. Стараясь подтвердить свою мысль в глазах других, он начинает подтверждать ее для самого себя».
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь1.
Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.
В развитии речи выделяются три линии:2
Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.
Словарная работа включает в себя четыре направления:
Все эти направления работы тесно связаны между собой. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:3
Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели).
Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.
И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.
1.2 Сущность понятия «речевые умения»
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой4.
Речевое умение - это способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач на основе комплекса навыков.
Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся, следующие:
Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся: