Теоретические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей исследовательской работы является обоснование развития связной речи младших школьников при работе над сочинением.
Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:
- изучить научную, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
- раскрыть сущность, содержание речевых умений;

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава I. Психолого-педагогические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением……………………….……………….5
1.1 Возрастные особенности младшего школьника и их учет в работе по развитию связной речи …………………………………………..……..………...5
1.2 Сущность понятия «речевые умения»………………………...……………10
Глава II. Методические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением……………………………………………..………15
2.1 Особенности формированию связной речи младших школьников при работе над сочинением …………………………………………….……….…..15
2.2 Методики развития речевых умений младших школьников при работе над сочинением ……………………………………………………….…………17
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список литературы………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 53.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема развития связной речи младших школьников в практике современного образования рассматривается рядоположно с проблемой личностного роста, успешности учащихся в обучении, качественной успеваемости, продуктивности и самостоятельности в различных видах деятельности. Развитие связной речи младших школьников способствует эффективному восприятию, переработке знаний, произведению самостоятельного интеллектуального продукта.

Однако неоднозначность имеющихся теоретико-экспериментальных данных изучения развития связной речи младших школьников, ведет к затруднениям в решении практических вопросов.

Проблема развития связной речи младших школьников – одна из наиболее трудных так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

 Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

  1. Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
  2. Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
  3. Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
  4. Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
  5. Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты акцентируют внимание на личностно-ориентированном обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев М.Ю.  Применение новых технологий в образовании / М.Ю. Алекссев. - Троицк, 2008. – 240 с.
  2. Аствацатуров  Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы / Г.О. Аствацатуров. – Москва: Академия, 2008. – 340 с.
  3. Вяземский Е.Е.  Методика преподавания в школе / Е.Е. Вяземский. – Москва: Академия, 2008. - 72 c.
  4. Вострикова Н. М. О современном понимании и развитии понятия «мышление» в психолого-педагогической литературе / Н.М. Вострикова  // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 5. – 165 с.
  5. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся  / А.И. Горбунова // Современная педагогика. - 2010. - № 3. -  186 с.
  6. Гульчевская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / В.Г. Гульческая. - Москва: АРКТИ, 2010.  – 323 с.
  7. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – Москва: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
  8. Закон Российской Федерации «Об образовании» Издательство: Групп ISBN: 978-5-4252-0188-1. 2011.
  9. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - Москва: ТЦ «Сфера», 2009. – 410 с.
  10. Капинос, В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителя / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 1986. – С. 80.
  11. Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Клнстантинов. -  Москва: «Просвещение», 2008. – 280 с.
  12. Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания / М.К. Кочкарова. - 2008. - №7. – 165 с.
  13. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – Москва: Академия, 2008. – 410 с.
  14. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. - Москва: Просвещение, 1976. - 303 с.
  15. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. - Москва: Педагогическое общество России, 2009. – 324 с.
  16. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) / Д.И. Латышина. - Москва: Гардарики, 2008.  - 344 с. 
  17. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение / А.Н. Леонтьев. - Москва: Знание, 1979. - 47 с.
  18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / Под ред. А.Г. Рузской. М. – Воронеж, 2007. С. 55.
  19. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность / В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. –  Москва: Роспедагентство, 2008. – 310 с.
  20. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик. – Москва: Академия, 2009. – 410 с.
  21. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения / И.В. Никишина. -  Москва: Академия, 2007. – 430 с. 
  22. Образовательные технологии / Н.В. Полякова // Научно-практический журнал «Завуч». - № 5. - 2009. – 140 с.
  23. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос. / А.А. Орлов, А.С. Агафонова.. - Москва: Академия, 2008. – 420 c.
  24. Педагогика России. История и современность / А. Н. Джуринский/ - Санкт-Петербург:  Реабилитация, 2011. -  320 с.
  25. Педагогика и психология / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская - Санкт-Петербург:  Гардарики, 2009. -  480 с.
  26. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов. - Санкт-Петербург: Гардарики, 2009. -  512 с.
  27. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с. – (Стандарты второго поколения).
  28. Психология и педагогика. Пространства взаимодействия. - Санкт-Петербург: НИИ школьных технологий, 2010. -  400 с.
  29. Психология и педагогика / И. В. Андреева, О. Б. Бетина. -  Москва: Эксмо, 2008 г. -  224 с.
  30. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.]. – М.: Просвещение, 2009. – 205 с.
  31. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 9 класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, М.Н. Махонина, Г.А. Богданова, М.В. Шульга, М.А. Пильгун, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 56 с.
  32. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012-2017 годы http://www.garant.ru/hotlaw/federal/400890/
  33. Шамова Т. И.  «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество»: Труды Всероссийской научно-практической конференции  / Т.И. Шамова. - Москва: МАНПО, 2008. – 325 с.

 

 

 

 

 

1 Капинос, В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителя / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 1986. – С. 80.

 

2 Вяземский Е.Е.  Методика преподавания в школе / Е.Е. Вяземский. – Москва: Академия, 2008. – С. 56.

 

3 Гульчевская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / В.Г. Гульческая. - Москва: АРКТИ, 2010.  – С. 143.

 

4 Капинос, В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителя / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 1986. – С. 54.

 

5 Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. С. 156.

6 Вострикова Н. М. О современном понимании и развитии понятия «мышление» в психолого-педагогической литературе // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 5. С. 7.

 

7 Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания / М.К. Кочкарова. - 2008. - №7. – С. 81.

 

8 Образовательные технологии / Н.В. Полякова // Научно-практический журнал «Завуч». - № 5. - 2009. – С. 91.

 

9 Аствацатуров  Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы / Г.О. Аствацатуров. – Москва: Академия, 2008. – С. 156.

 

10 Вяземский Е.Е.  Методика преподавания в школе / Е.Е. Вяземский. – Москва: Академия, 2008. – С. 60.

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением